– Руслан, каковы в целом ощущения от московской выставки? Как сказался очередной виток кризиса на настроениях и атмосфере?
– Возможно, я неисправимый оптимист, но мое мнение отличается от мнения коллег, которые после посещения «Отдыха» пишут комментарии в социальных сетях. Аналогичные отзывы я слышал и от белорусских коллег, которых встречал на выставке. Лейтмотив таков: «Смотрю и плачу. Вот раньше было ого-го! Совсем все бедно и скудно…». Так вот, там, где другие видят или считают, что все плохо, лично я вижу, что стало свободно. На выставке стало свободно во всех смыслах: ты можешь вести переговоры с нужным партнером столько времени, сколько тебе нужно, поговорить, что называется, и за жизнь, и о планах, подвести итоги, сделать выводы. Раньше все надо было быстрее-быстрее, давай-давай, одним словом – конвейер... Сейчас нет толчеи, мало посторонних людей. Да и вообще хочется отметить, что в Москве стало свободнее дышать (в смысле – людей стало меньше). Въехал в город в 12.00, без пробок, без проблем, то же самое – в 9.00 – без пробок, без проблем. Поехал на Арбат в 18.00, простоял всего лишь 5 минут… Когда такое было? Не припомню даже… Ни «Мазерати» не подрежет, ни мигалка не обгонит. Полицейский остановил, спросил, как дела? Я в ответ: а у вас? Пожелал хорошей дороги.
На выставке нормальная рабочая обстановка. Как отметили мои перуанские партнеры, в этом году не то, что в прошлом, – ходишь, а вокруг одни «памятники», то есть стенды фирм-банкротов, которые приехали выставляться… Стенды, конечно, особо не удивили. Да, были годы, когда можно было увидеть все чудеса света, но сейчас все очень просто, практично и красиво. В то же время, как мне кажется, в этом году было необычайно много разных анимационных представлений, и, надо сказать, их стало удобно смотреть… И арии, и русские витязи, и монахи Шаолиня, и сербские трубачи, и словацкие повара.
– Не было ли ощущения после посещения деловой части «Отдыха» и различных семинаров, что российские турбизнесмены больше заняты регламентированием бизнеса, подстройкой под новые административные условия, а не собственно турпродуктом?
– Понятно, что идет перестройка, ломка российского туроператорского мировоззрения, накручивать обороты безнаказанно уже нет возможности. Российские операторы заняты проблемами оптимизации. Теперь во главу угла они ставят прибыль и рентабельность, хотя есть и такие, которые под шумок стараются урвать не свой кусок рынка. Сезон завершили без потерь. Те, кто вовремя ужался, еще и прибыль получили. А что касается работы по внесению изменений в законодательство, то все проходит, как и у нас. Долго говорили, обсуждали, вносили изменения, чиновники сказали: как вы все это классно придумали – молодцы! А законопроект все равно прошел чиновничий, не тот, что обсуждали… То есть с точностью до наоборот.
– Можно ли говорить о том, что российский рынок в корне изменился с этого сезона? По субъективным ощущениям, он тихо двигается к белорусскому варианту – монополизм отдельных «сегментов», отсутствие горячих предложений, бросовых, отличных цен и в целом настоящей конкурентной среды?
– Опять, рискуя вызвать на себя шквал негативных комментариев, скажу, что, на мой взгляд, белорусская модель турбизнеса не так уж плоха. Обосновывал эту мысль уже не раз. Кому интересно – найдет и прочтет. Что ждет российский рынок в будущем? На мой взгляд, жесткого регулирования в сфере авиации им не избежать, так же как реестров и дополнительных отчислений. На данном этапе, считаю, это пойдет рынку на пользу. Как следствие «схлопывания» «Трансаэро» можно ждать большого передела рынка наверху, у так называемой большой «пятерки», но обычный агент просто начнет бронировать какого-то оператора больше, чем обычно, – вот и все, что мы заметим. Постепенно привыкайте к тому, что необходимо забывать такие понятия, как безумные СПО, сумасшедшие скидки, мегагорящие предложения – скоро их станет в разы меньше: российские туроператоры больше не готовы доплачивать, чтобы туристы больше летали. Если направление или вылет не пойдет, его просто модно оптимизируют, а клиентам предложат доплатить за регулярку или выставят иное направление.
Вы говорите про отсутствие отличных цен? А я считаю, что в этом году были отличные цены. Все пошли на уступки – отельеры, трансферщики, авиакомпании. В итоге у многих получился сбалансированный продукт, на который был устойчивый спрос. Конкуренция в бизнесе – неотъемлемая часть развития рынка, только расслабишься, скажешь: «Все, я занял нишу, могу пару лет спокойно поработать», и тут, в невидимой зоне, возле тебя уже молодой и прыткий конкурент, не успевший набить шишки и потому не боящийся ничего. В итоге… нет нам покоя. Конкуренция как в российском, так в и нашем турбизнесе, будет всегда, хоть все сейчас и говорят про пулы, объединения. Все это временно, кризис не на века. Правда, до нас он толком еще и не дошел. Туристы в этом году покупали по накатанной, следующий год все расставит по своим местам.
– Как новые российские тенденции меняют наш белорусский рынок, как это отражается на работе наших агентов?
– Отражается буквально. Если российские операторы зависят от решения правительства, действий конкурентов, стоимости барреля нефти и курса российского рубля, то мы зависим от всего перечисленного. Плюс еще и от того, как они, российские операторы, поведут себя в той или иной ситуации, так как процентов 60 «белорусского турпродукта» – это российский продукт. Как сказал глава одной из крупнейших белорусских фирм, «нам напишут правила игры». Вот и будем играть по этим правилам. Что уж нам говорить… Но мы не жалуемся, работаем с тем, у кого хороший продукт и хорошие условия, пока нам это выгодно. Альтернатива есть всегда: не нравится – смени партнера, профиль, бизнес….
Кстати, обратите внимание не на наших, а на «их» агентов, которые понемногу объединяются. Запомнилась инициатива председателя объединения тюменских туристических фирм, высказанная на конференции ТБГ и подписанная 67 агентствами области, адресованная большой «десятке», о внесении дополнения в договор между агентством и оператором. Согласно этому договору, агентство не имеет права давать скидку ВООБЩЕ! Ни 3%, ни более 3%, а вообще! Оператор создает продукт и устанавливает цену и размер комиссионного вознаграждения для розницы. Не умеешь продавать? Умеешь только бронировать и раздавать скидки? Марш с рынка, с тобой больше нет договора! Трудно пока представить, как это отследить и осуществить, но мысль интересная.
– Какие изменения претерпел сам российский турпродукт, может быть, появилось что-то новенькое, интересное?
– Ассортимент чартерных перевозок сократился, некоторые авиакомпании сократили и рейсовые перелеты, поэтому удобных новых предложений в этом году ждать не стоит. Да и риск пока слишком велик. Будут углубляться в ниши, оттачивать то, что есть. На оставшейся регулярке – по-прежнему доступен весь мир. Несмотря на кризис, люди не перестали интересоваться Чили или Японией, и всегда найдутся те, кто осуществит свою мечту. На другой стороне полюса – рост внутреннего туризма 800%, и тут уж программы Золотым кольцом не ограничены. Россияне вспомнили, что и у них есть что посмотреть, и теперь такие туры в тренде…
– Последний вопрос: что говорили в кулуарах, были ли, как в прошлые годы, шумные вечеринки?
– Узкопрофильная общественность обсуждала укрупнения, передел чартерного рынка после скандала с «Трансаэро», дополнительные фингарантии для операторов, реестр для турагентств, падение престижа профессии. Говорилось о том, что онлайн скоро полностью вытеснит живых турагентов. К слову, многие в это не верят, впрочем, как и я, – человек-турист любит покупать у человека-туагента. Рассуждали о том, что выживут не сильнейшие, а клиентоориентированные профессионалы… А вот шумных вечеринок на «Отдыхе» не наблюдал, все на выставке было по-деловому сухо.
– Спасибо за беседу!
Беседовала Лилия КОБЗИК
Фото с портала www.tourismexpo.ru/leisure