https://www.traditionrolex.com/8
<p>Киноиндустрия является неотъемлемым элементом национальной культуры страны, которая создает ее имидж за границей. Полюбившиеся фильмы обретают бессмертную славу и становятся настоящим достоянием нации, которому не страшны ни годы, ни мода, ни новое время. Белорусское кино по-прежнему остается малоизвестным западной публике. Однако не следует слишком критично оценивать нашу киноиндустрию, ведь в мире, где правит глобализация и китч, создать картину, привлекательную одновременно для белорусского и заграничного зрителя, – настоящее искусство. Вот и экспериментируют сейчас с новыми жанрами белорусские режиссеры, стараются найти темы, способные зацепить зрителя.</p>

Продвигать белорусскую кинематографию на международный рынок стоит по многим причинам, в том числе и для увеличения въездного туристического потока. Каким образом наше кино может этому способствовать – об этом наш разговор. 

Белорусская Трансильвания

Последнее время киноманы совершают «паломничества» в различные уголки мира с целью посетить реальные места, увиденные в фильмах. Кинематографический туризм способствует развитию экономики некоторых стран и городов, которые, в свою очередь, придумывают все новые туристические маршруты.

Фильмы с запомнившимися героями, а также достопримечательностями страны могут повлиять на развитие туристической индустрии. Яркий тому пример – Румыния, которая пользуется популярностью у туристов, жаждущих посетить самый известный в мире замок вампира графа Дракула. Легенды, которыми овеян замок, заставляют приехать туда и почувствовать всю атмосферу мистики и тайны.

Беларусь, а именно поселок Желудок в Гродненской области, тоже может стать белорусской Трансильванией. Талантливый белорусский кинорежиссер Андрей Кудиненко в 2009 году снял по заказу «Беларусьфильма» первый белорусский хоррор «Масакра» – «бульба-хоррор», как называет его сам режиссер. Действие картины разворачивается в хорошо сохранившемся до наших дней особняке – бывшем владении князей Святополк-Четвертинских. Сюжет фильма отталкивается от повести Проспера Мериме про кровожадного медведя-оборотня. Первый отечественный «бульба-хоррор», по сути, указывает на золотую жилу. Ведь замки Беларуси овеяны легендами и тайнами. По словам белорусского критика Андрея Расинского, кино может привлечь туристов. «В нашей стране много снимали, и не только белорусы. В немом польском фильме «Пан Тадеуш» показана Новогрудчина. В сказке Бычкова «Внимание! В городе волшебник!», поставленной на «Беларусьфильме», необычно запечатлен Минск, равно как и в недавнем фильме Курейчика «Выше неба». А уж для российских кинематографистов столица Беларуси – раздолье. Троицкое предместье становилось детективной декорацией для «Каменской», на проспекте Независимости снимались «Стиляги» Тодоровского, а одну вокзальную башенку облюбовал «маньяк» (из фильма «Поклонник» Лебедева)».

Критик продолжает: «Еще интересней истории людей. На «Беларусьфильме» работали Владимир Высоцкий и армянский гений Артавазд Пелешян (чтобы спасти свой фильм «Обитатели» от разъяренных непочитателей, он был вынужден его выкрасть). Одно из ключевых событий в истории кинематографа тоже произошло в Беларуси. В начале 20-х в Минск попал начинающий инженер, именно здесь решивший стать художником. Этим человеком был Сергей Эйзенштейн. Эйзенштейн был в восторге от Минска и описывал его как европейский город с низкими ценами и богатым выбором. Но и это не все! Минску кинематограф обязан образу силы, пронизывающей творчество Эйзенштейна: режиссер увидел ее в паровозе, приходящем на станцию. Кроме того, в Минске Эйзенштейн вступил в орден розенкрейцеров. Наконец, на Московском кладбище похоронены знаменитые артисты – Еременко-старший и Еременко-младший. Ну а герой фильма JFK Ли Харви Освальд имел квартирку с видом на Свислочь».

Беларусь могла бы создавать неординарные туристические маршруты, использовать места и истории людей, когда-либо связанных с кинематографией на белорусской земле. Ведь заинтересовать заграничного туриста может любое место, главное – интересно его преподнести, оживить. Так, после фильма «Масакра» в Желудке начались съемки другого фильма. Известно, что будет он тоже овеян мистикой, а снимает его начинающий белорусский режиссер Артем Лобач.

Добавим, что соседняя Польша старается использовать литературную классику для привлечения туристов. В городе Мельник к концу 2014 года завершится постройка тематического парка, посвященного трилогии Генриха Сенкевича «Огнем и мечом», «Потоп» и «Пан Володыевский».

Белорусский бренд

Днем рождения белорусского кино считается 17 декабря 1924 года, когда было принято правительственное постановление о создании белорусского кинематографа. Однако, как сказал Андрей Расинский, «эра настоящего белорусского кино начинается с 60-х годов, когда в Беларуси появляются свои творцы – режиссеры Виктор Туров, Валерий Рубинчик, Валентин Виноградов, Михаил Пташук, Владимир Бычков, Леонид Нечаев. Благодаря этим людям белорусское кино знают по двум брендам: военному кино и детскому».

И действительно, детские мюзиклы «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Не покидай» хорошо известны за пределами страны. «Город мастеров» Бычкова – это настоящее сокровище Беларуси», – добавляет Расинский. Теперь детское кино снимает дочь Виктора Турова, Елена Турова, творящая с помощью компьютерной графики. Поставленные ею картины «Новогодние приключения в июле», «Рыжик в зазеркалье», «Киндервилейское привидение» радуют зрителей.

Военный фильм Виктора Турова «Через кладбище» был включен в список ЮНЕСКО. «А туровскую экранизацию классики «Люди на болоте» итальянцы назвали эротичной. Одетые белорусские герои выглядели на экране чувственней, чем обнаженные тела в разгар сексуальной революции», – добавляет критик.

С 70–х развивается анимация. Сегодня ей по праву может гордиться Беларусь. Творцами, создающими в Беларуси анимационное кино, являются Михаил Тумеля, Владимир Петкевич, Игорь Волчек, Елена Турова, Ирина Кодюкова. На международных конкурсах фильмы, представленные этими режиссерами, получают самые высокие награды.

Must See для каждого туриста

Кинокритик Андрей Расинский рассказал, какие фильмы стоит посмотреть иностранным туристам, чтобы лучше узнать белорусскую нацию, ее историю и душу. «До завтра» – еще немое кино Юрия Тарича с интересным монтажом, «Город мастеров» – городская сказка. Фильм «Иди и смотри», известный на Западе, включен американцами в 1001 фильм, который стоит посмотреть; но этот военный фильм очень страшный. «Восточный коридор» Виноградова – ускользнувший шедевр с мистической сценой разгрома минского гетто. «Оккупация. Мистерии» Андрея Кудиненко, долгое время запрещенная на родине. «Чужая вотчина» Рыбарева, «Дикая охота короля Стаха» Рубинчика – блестящие экранизации классики: реалистического романа и готического детектива. «Приключения Буратино» – детское кино. «Мы живем на краю» – документальная киномедитация Виктора Аслюка, анимационные «Белорусские пословицы и поговорки» Михаила Тумели, – перечисляет Расинский, – список можно продолжить».

Если же рассматривать фильмы, способные привлечь туристов в Беларусь, стоит вспомнить и документальные фильмы «Белорусского видеоцентра». В них показана красота белорусской природы и достопримечательности Беларуси, увидев которые обязательно захочется посетить «синеокую» белорусскую землю.

Фестиваль – инструмент продвижения

Фильмы – тоже туристы, они путешествуют по миру, участвуют в проектах, фестивалях. Некоторые белорусские ленты известны за границей. Фильм Сергея Лозницы «В тумане» по повести Василя Быкова получил приз «ФИПРЕССИ» в Каннах.

Главным местом встречи заграничного зрителя и белорусского фильма являются фестивали. Одно из таких мероприятий – фестиваль Bulbamovie. Главная цель фестиваля, а он уже третий по счету, – популяризация белорусского кино и продвижение молодых режиссеров.

Ежегодно в Беларуси проходят международные кинофестивали. Наиболее значимые – минский «Листопад» и «Магнификат» в Глубоком. Проведение фестивалей поднимает уровень фильмов, дает возможность режиссерам искать новые направления. Благодаря подобным фестивалям развивается туризм. Если организаторы будут стремиться к улучшению качества фестиваля, туда будут приезжать толпы заграничных туристов. Пример стоит брать с наилучших – Каннский фестиваль ежегодно собирает 125 тыс. гостей. 

Успех еще впереди

Андрей Расинский со сдержанным оптимизмом оценивает перспективы белорусского кино: «В кино происходят глубинные процессы, не всегда заметные широкой публике. Идут поиски новых жанров, форм, историй, появляются новые люди. Но самое главное, есть желание говорить... Возможно, белорусское кино находится перед стартом и еще удивит мир».

В настоящее время столица предлагает жителям и гостям Беларуси посетить Музей истории белорусского кино, где можно ознакомиться с историей создания «Белгоскино», с киносокровищами Беларуси, начиная с самого первого игрового фильма «Лесная быль» Юрия Тарича до современных картин (дублированных субтитрами на английском).

Кино открывает перед нами неизвестный мир, познавая который мы ненароком дотрагиваемся до истории и культуры, которые, как и кинематография каждой страны, неповторимы. Может, самое время с помощью кино начать рассказывать нашим гостям, а также самим белорусам нашу прекрасную, но, к сожалению, малоизвестную историю?

Автор выражает благодарность критику Андрею Расинскому за помощь в создании статьи.

https://www.traditionrolex.com/8