<p>Весенние каникулы в городе – головная боль для родителей. Если вы не хотите, чтобы ваше чадо всю неделю провалялось на диване в обнимку с ридером (а мы совсем не хотели, учитывая близорукость высокой степени), нужно искать какие-то развлечения вне дома. Все предложения сходить в музей наша девочка встречала недовольной гримасой, сделав одно-единственное исключение для Центра океанографии, который находится по адресу ул. Брилевская, 3. Очень неплохая экскурсия, между прочим, есть на что посмотреть. Впрочем, сопровождавший девочку отец добавил, что Центр океанографии «находится в подвальном помещении, гостей столицы было бы стыдно туда вести». Не знаю, на мой взгляд, главное – это внутреннее содержание, а не упаковка. С другой стороны, встречают все-таки по одежке…</p>

Погрузившись на дно океана в понедельник (и благополучно всплыв), во вторник Софья училась печь любимое печенье с шоколадными каплями, а со среды у нее начался собственный киномарафон в «Авроре» (ближайшем к дому кинотеатре). В среду она ходила на 3D-мультфильм «Рио-2» – продолжение неплохого мультика, который есть в нашей семейной кинотеке, в четверг – на новый фильм «Красавица и чудовище», а в пятницу – на готическую комедию «Киндервилейское привидение», фильм режиссера Елены Туровой, детище родной киностудии «Беларусьфильм». И если на мультик мне удалось сплавить ее с подружкой, то следующие два дня на показы ее водила я. Эмоций и впечатлений хоть отбавляй!

Само собой, больше всего мне хотелось посмотреть «Киндервилейское привидение». По многим причинам. По-первых, сюжет. Фильм снят по мотивам «Кентервильского привидения» Оскара Уайльда, но только, подчеркну, по мотивам: действие кинокартины происходит в Беларуси, в старой заброшенной усадьбе под Вилейкой. Во-вторых, фильм стал призером кинофестиваля «Лiстапад» и удостоился других наград в мире кино*. В-третьих, все мы «родом из детства», а наше детство было наполнено прекрасными детскими фильмами, снятыми на «Беларусьфильме» кинорежиссером Леонидом Нечаевым. И если есть добрые и замечательные «нечаевские» кинокартины, почему бы не быть прекрасным детским «туровским» фильмам? В-четвертых, здесь вам не Голливуд, продукция отечественной киностудии – это штучный товар, и каждый новый фильм вызывает у публики вполне законный интерес. В-пятых, тема заброшенных усадеб мне очень близка и знакома, как и многим белорусским путешественникам, открывающим для себя Беларусь… И так далее, и так далее…

Ох как прав был Виктор Мартинович, заметивший в одном из последних интервью, что преувеличенный интерес к чужой культуре при почти полном отсутствии интереса к своей есть признак провинциализма, и этот признак, увы, присущ белорусам в полной мере! В этом я убедилась еще в билетной кассе. Судите сами: билет на мультик стоил 25 тысяч (ладно, сделаем скидку на 3D), на «Красавицу и чудовище» – 20 тысяч, а на белорусский фильм – всего 10 тысяч. Легко проследить ход мыслей кинопрокатчиков… И они, увы, оказались правы: если на показе «Красавицы и чудовища» зал был набит до отказа, то на «Киндервилейском привидении» половина мест пустовала. И совершенно напрасно, скажу я вам.

Гаснут огни, на экране – название родной киностудии… фильм начинается! Это комедия, главный герой – незадачливый бизнесмен Костик, все происходит в соответствии с канонами жанра. Герой спешит на встречу с важным человеком, сначала барахлит автомобиль, потом Костик случайно толкает какого-то пожилого господина, потом с ним же сталкивается в дверях, потом на него же нечаянно опрокидывает ведро с водой… Разумеется, это и есть важный человек, от встречи с которым зависит все! Герой разорен, все пропало… но у его бабушки Клавы, прикованной к инвалидной коляске, есть старый дом под Вилейкой, родовое гнездо с самым настоящим привидением! По усадьбе бродит призрак Симеона-чернокнижника, который несколько столетий назад прямо у камина убил свою любимую жену Клодию, заподозрив ее в неверности. По законам жанра, каждое утро на месте убийства, у камина, появляется пятно крови… Словом, томится неупокоенная душенька, а тут еще неугомонный Костик со своими прожектами!

Я ловлю себя на том, что, вполглаза следя за сюжетом, пытаюсь понять, где киношники нашли этот усадебный дом, на что он похож? Под Вилейкой такого прекрасного усадебного дома точно нет! Зато он похож на тот заброшенный дом, который был местом действия в другом отечественном фильме – ужастике «Масакра»! Точно, съемки «Киндервилейского привидения» проходили в заброшенной усадьбе в местечке Желудок (Гродненская область). Кстати, что думают об этом представители белорусских турфирм? Не пора ли прокладывать новый, «кинематографический» маршрут на Гродненщину?

Я горько улыбаюсь, когда потенциальный инвестор (ну конечно, Костик развил бурную деятельность и мечтает устроить в усадьбе развлекательный центр с аквапарком, а называться он будет «Киндервиль»!) пани Элеонора с восхищением произносит:

– О, вам удалось создать атмосферу настоящего старого разрушенного дома!

Разумеется, что-что, а «создать атмосферу настоящего разрушенного дома» в Беларуси умеют, в этом легко убедиться, путешествуя по белорусской глубинке… И почему в стенах старинной усадьбы обязательно нужно устраивать развлекательный центр, да еще с аквапарком? Аквапарк – это, похоже, вообще какая-то идея фикс, чуть ли не предел мечтаний среднестатистического белоруса! Почему бы не восстановить старый дом и не сделать туристический объект с музеем, ухоженным парком, прудом, как планирует живущий в Барселоне белорусский бизнесмен Андрей Сенько, недавно купивший дворец XIX века в Ястрембеле (Барановичский район, Брестская область)…

Да, тема задевает за живое, тут впору забыть и о первоисточнике, и о том, что я все-таки смотрю художественный фильм, рассчитанный, прямо скажем, на зрительскую аудиторию подросткового возраста. Я поворачиваюсь к представительнице целевой аудитории: захватил ли ее фильм или она скучает в кресле? И тут Софья неожиданно выдает:

– Мама, этот фильм интереснее, чем «Красавица и чудовище»!

На минуточку, «Красавица и чудовище» (совместное производство французских и немецких кинематографистов) – это, как указано в афише, «фильм от создателей фильмов «Братство волка» и «Сайлент Хилл»! И все наконец становится на свои места! Софье нравится! Фильм нашел своего зрителя! Потому ли, что в силу возраста ее увлекают истории о привидениях, потому ли, что в нем так много детей – в семье Костика их четверо (юноша Иван – мальчик-гот с обведенными черной тушью глазами, который просит у мамы стакан крови на завтрак, а получает томатный сок – «кровь убиенных помидоров»; двое близнецов-подростков и маленькая Люся-Лютик), а есть еще и соседские дети, от безделья придумавшие себе тайное общество… Потому ли, что ее восхитила одна из героинь – Капитолина, экономка и ключница по должности и кариатида по сути (еще бы, сумела головой удержать падающую галерею особняка!), блестяще сыгранная … актером Вячеславом Павлютем. Да какая, собственно говоря, разница, почему?!

Выходя из кинотеатра, дочь спрашивает:

– А ты скачаешь мне этот фильм? – а это, вы сами понимаете, высшая оценка в устах подрастающего поколения.

Не знаю, можно ли его скачать и где, но есть вопросы, которые меня действительно занимают. В кинотеатрах Беларуси идет интересный фильм, но где рекламные ролики по телевидению? Где реклама на билбордах? Где можно купить диск? Где статьи в газетах и интервью со звездами? Почему в нашей стране можно запросто купить огромную книгу (клянусь, этим томом убить можно!), посвященную съемкам Гарри Поттера, но нет хотя бы одной приличной статьи с фотографиями о создании «Киндервилейского привидения»? И почему все-таки билет на «Киндервилейское привидение» такой дешевый? Когда же белорусы, наконец, начнут интересоваться своей, родной, тутэйшай культурной жизнью?

А может, не стоит докапываться до истины, ведь как сказал еще сам Оскар Уайльд (а создатели фильма сделали это его высказывание эпиграфом к картине): «Жизнь слишком сложная штука, чтобы воспринимать ее серьезно»…  

*Награды, которых удостоился фильм «Киндервилейское привидение»:

Приз зрительских симпатий «Золотой «Лiстападзiк» на XX Минском международном кинофестивале «Лiстапад».

Приз «Лучшая работа взрослого актера в детском фильме» актеру Вячеславу Павлютю на XX Минском международном кинофестивале «Лiстапад».

Диплом «За удачное использование спецэффектов» на II Международном кинофестивале семейных и детских фильмов «Сердце Байкала» (Россия).

Специальный диплом «Самый семейный фильм» на XIII Международном детском фестивале искусств и спорта «Кинотаврик» (Россия).

Малый хрустальный ключик – приз «Самый поучительный фильм» XV Кинофестиваля «Сказка» (Москва).

Приз «Лучшая женская роль» Нике Шилковской на XV Кинофестивале «Сказка» (Москва).