Сам себе турист: как россияне отдыхают без турфирм

21.09.2014 - Новости

Сам себе турист: как россияне отдыхают без турфирм

Цепное банкротство ряда российских туроператоров этим летом может вызвать рост числа желающих организовать свое путешествие самостоятельно, говорят в Ассоциации туроператоров России. Однако небольшой и ненадолго, рассказывает Би-Би-Си.

Каждый год, по подсчетам АТОР, число самостоятельных путешественников из России увеличивается в среднем на 15–18%.

«Я предпочитаю все бронировать сама. При самостоятельной организации путешествия, когда вы сами бронируете отель и покупаете билеты, риски минимальны. С туристическими фирмами  слишком много подводных камней», – говорит Наталья Кононенко, бывший руководитель одного из проектов о самостоятельных путешествиях из Ульяновска.

В прошлом году, по приблизительным подсчетам ассоциации, без услуг турфирм обошлись около 30% российских туристов – это около 8 млн человек.

Однако, как говорит исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, цифры хотя и «хорошие», но не очень большие.

«С развитием различных интернет-технологий, например, в Европе и США количество самостоятельных путешественников увеличивалось как минимум на 25% –30% в год, даже где-то 42%. Там динамика была более резкая. У нас она держится в таком пределе на протяжении нескольких последних лет, то есть у нас нет резкого прорыва в этом сегменте. Есть стабильный рост в пределах 20%», – сказала в интервью Русской службе Би-би-си Майя Ломидзе.

«Обычный русский инженер»

О самостоятельных туристах известно мало, статистическому учету они поддаются плохо.

«Сейчас, как говорят, я обычный русский инженер и не имею миллионов в кармане, чтобы осуществить все свои прихоти даже в путешествиях. К сожалению, в России еще много таких же простых смертных. Но это не значит, что для меня это является преградой», – сообщает создатель одного из сайтов для самостоятельных путешественников Андрей Шу, путешествующий самостоятельно с 2006 года.

Как свидетельствуют данные компаний, предоставляющих услуги самостоятельного бронирования отелей и авиабилетов, в самостоятельное путешествие, как правило, уезжают жители крупных городов, получающие зарплату не ниже среднего уровня.

«Это люди, как правило, с высшим образованием, живущие в крупных городах и занятые в хорошо оплачиваемой сфере. Как правило, их достаток равен среднему или выше», – говорит Майя Ломидзе.

У жителей небольших городов с невысокой зарплатой гораздо меньше возможностей организовать поездку без помощи туристической фирмы. Хотя, конечно, в офисы турфирм идут и состоятельные жители столицы.

По мнению известного блогера, основателя форума для самостоятельных путешественников Сергея Винского, хотя у среднестатистического самостоятельного путешественника и есть ряд «социальных характеристик», однако решающим фактором является своеобразный «туристический задор» и любознательность.

«Человек не бедный, образованный – средний класс. Как правило, знающий английский или имеющий некоторый словарный запас для того, чтобы объясниться в любой стране – как я, например. Человек, использующий интернет не только для игр или просмотра контента ХХХ, а умеющий находить информацию, анализировать ее, сравнивать данные и считать. Про таких в России говорят: «На мякине не проведешь», – так характеризует самостоятельного путешественника из России Сергей Винский.

Всегда дороже

Самостоятельная организация путешествия почти всегда при прочих равных будет стоить дороже пакетного тура, утверждают представители туристического бизнеса.

Например, чтобы самостоятельно отдохнуть в конце августа в популярной у россиян турецкой Антальи, «самостоятельному» туристу понадобится как минимум 40 тысяч рублей – это если он не против поселиться в гостинице без «звезд»: самый дешевый перелет без пересадок обойдется в 25 тысяч рублей, гостевой дом на 7 ночей – в 15 тысяч. В то время как на этот же период времени агентства предлагают «горящие» туры за 10–15 тысяч рублей. Обладатели виз также могут рассчитывать на гораздо более низкую стоимость тура в визовую страну, покупая тур на ближайшие даты.

«Массовый продукт никогда не будет стоить дешево, если бронируешь самостоятельно. Поэтому всплеск переходов в самостоятельное бронирование мы ожидаем, но мы считаем, что он продлится не долго. Потому что для тех, кто предпочитает такой массовый вид отдыха, как поездки на море,  самостоятельный отдых окажется слишком дорогим, они вернутся в туристические компании», – полагает Майя Ломидзе.

Как говорит Наталья Кононенко, организуя поездку самостоятельно, чтобы не потратить слишком много, надо планировать и бронировать заранее, как минимум за три месяца, а лучше – за полгода. Тогда у туристов есть шанс почти за те же деньги запланировать более интересный маршрут.

Сергей Винский считает некорректным говорить о преимуществах самостоятельного путешествия с точки зрения расходов на него.

«У нас почему-то все пытаются сравнивать самостоятельные путешествия и пакет с точки зрения стоимости. Понятно, что на массовых пакетных направлениях все дешевле, чем если самому покупать билеты и бронировать отели…. Да не в этом дело! Просто самостоятельные путешествия для тех, у кого склад ума несколько отличается от большинства в нашей стране. Для меня, например, поехать в пакет было бы скукотища – я на месте принимаю решения, куда мне поехать. Могу так изменить свой маршрут, что легко меняю земные полушария в процессе, если приспичило. Это стоит денег, и это дороже пакета, но мне так захотелось, и ничего с собой поделать не могу», – говорит Сергей Винский.

К каким морям?

Куда же едут российские туристы?

Маршрут массового туриста известен туроператорам хорошо: это Турция, Греция, Испания, Италия, Кипр и Болгария. При этом 86% туристов, отправляющихся в Турцию, запрашивают пятизвездочные отели, в Европе россияне довольствуются тремя или четырьмя звездами.

Основные «зимние» направления россиян: пакетные туры в Египет, Таиланд, Китай и ОАЭ.

Тропы, которые протаптывают самостоятельные туристы, отследить сложнее. По словам Майи Ломидзе, в основном россияне самостоятельно предпочитают осваивать европейское направление. В Грецию и Италию, например, соотношение потоков самостоятельных путешественников и организованных турфирмами составляет приблизительно 50 на 50. То есть 50% идут в турфирмы за пакетами «на море», еще 50% предпочитают формировать более сложные маршруты, бронируя отели и авиабилеты самостоятельно.

По словам Натальи Кононенко, российские туристы также активно осваиваются и в Азии – в основном в Индии и Таиланде.

По наблюдениям Сергея Винского, именно азиатское направление для российских путешественников становится все более актуальным.

«Если говорить об абсолютных значениях, то есть просто о количестве туристов, выбирающих для своего путешествия или отдыха какую-то страну, то лидером будет Юго-Восточная Азия: Таиланд, Вьетнам. Также Азия: Индия, Китай. Европейские направления также очень популярны: Италия, Испания, Греция, Хорватия, но здесь часть туристов (после съеживания рубля) отпугивают евро и визовые барьеры. После потепления в отношениях между Россией и Грузией очень популярным стало это направление – я уже два раза за последнее время съездил», – рассказал Сергей Винский Русской службе Би-би-си.

Также любознательные туристы, по словам Винского, предпочитают новые, еще не разведанные «пакетными» туристами направления.

«Если говорить об относительных величинах, то есть об отношении самостоятельных путешественников к пакетникам, посещающим определенную страну или регион, то лидерами будут экзотические для организованных туристов страны Африки и Южной и Северной Америки», – говорит Сергей Винский.

По словам Винского, порой на принятие решения о маршруте могут повлиять выгодные сезонные предложения авиакомпаний.

«Всегда так было, но сейчас особенно заметно: большинство гостей форума обращает внимание на цены и считает, приводит в равновесие стоимость поездки со своим бюджетом, поэтому если случается появление дешевых авиабилетов, то это является неоспоримым поводом поехать именно туда. Так было прошлой осенью с Марокко – никогда не предполагал, что поеду туда», – говорит Винский.

Популярные «пакетные» направления у россиян

Cтрана Число российских туристов Самый популярный курорт Самая популярная категория отелей Стоимость путевки на ближайшую неделю Рост числа туристов в 2013 году, %
Турция 3 млн Кемер 5 звезд от 40 тысяч 22
Греция 1,2 млн о. Крит 4 звезды от 25 тысяч 70
Испания около 1 млн Тенерифе 3–4 звезды от 25 тысяч 28
Италия 725 тысяч

Эмилия-Романья

3–4 звезды от 27 тысяч 27
Кипр 580 тысяч Айя-Напа 4 звезды от 36 тысяч 43

Прорыва не будет

Несмотря на сокращение спроса на путевки в 2014 году, туроператоры говорят, что спокойны: как только экономическая ситуация улучшится, турист-«пакетник» вернется к ним в офис за очередной покупкой.

Запросы более 50% российских туристов редко выходят за «море–пляж», которые дешевле всего можно купить только у туристических компаний. Поэтому продавцам пакетных туров не грозит разорение от обретения некоторыми туристами самостоятельности.

Сергей Винский также уверен, что резкого роста числа туристов, отправляющихся в самостоятельное «плавание», в ближайшее время в России не будет.

«Не думаю, что будет прорыв. Скорее всего, из-за ментальности общества. В Европе и США с детства учат самостоятельности, сошилайзингу... Люди более бескорыстно делятся информацией – сужу по зарубежным сайтам, которые иногда просматриваю. Более развит инструментарий для самостоятельных путешественников: путеводители, сайты, конференции, блоги. Пакетом там ездят пенсионеры и молодожены», – говорит путешественник.

Анна Рында

Рубрики: Тенденции

Страны: Россия


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах