https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Два года назад в Беларуси заработала система BelToll. Как и любое нововведение, система оплаты белорусских дорог поначалу вызвала массу критических замечаний как от белорусов, так и от иностранных автомобилистов, проезжающих через нашу территорию. Возникают ли сложности с оплатой у туристов спустя два года? Какие вопросы чаще всего задают путешественники? Сколько «зайцев» пытается проехать по белорусским дорогам? Все эти вопросы мы адресовали представителю компании-оператора системы BelToll, менеджеру по маркетингу и связям с общественностью ИООО «Капш Телематик Сервисиз» Сергею Бурому.</strong></p>

Сергей, как должен действовать законопослушный иностранный турист, пересекающий белорусскую границу на авто и продолжающий путь по нашим дорогам?

– Вообще на каждом пограничном пункте пропуска на специализированных информационных стендах можно получить карманную карту платных дорог и пунктов обслуживания BelToll. Кроме того, мы настоятельно советуем всем иностранным автопутешественникам по Беларуси посвятить несколько минут изучению сайта www.beltoll.by. Это самый понятный, короткий и удобный способ ознакомиться с правилами пользования платными дорогами. Представленные на русском, белорусском, английском, польском, немецком, литовском и латвийском языках тексты руководств не займут много времени, они не сложнеее инструкции к смартфону. Те пользователи, которые легче воспринимают информацию при личном общении с живым человеком, могут позвонить по телефону инфолинии (+375 172 798 798). Информации более чем достаточно, а усилий по ее получению не требуется никаких.

В целом во избежание нарушений и оплат в увеличенном размере необходимо:

- до въезда на платную дорогу заключить договор в ближайшем пункте BelToll и стать пользователем электронной системы сбора платы за проезд;

- получить под денежный залог устройство электронной оплаты (бортовое устройство) и пополнить его баланс;

- изучить инструкцию пользователя, прилагаемую к устройству, и закрепить его на вашем автомобиле в соответствии с инструкцией (!);

- во время движения по платным дорогам следить за сигналами вашего устройства и вовремя пополнять баланс.

– Есть ли статистика, сколько иностранных граждан на легковых автомобилях (ТС с технически допустимой общей массой не более 3,5 т) в этом году оплатили проезд по платным дорогам РБ?

– Почти 47 тысяч человек.

– Как выявляют нарушителей-зайцев?

– На платных дорогах расположены станции сбора платы за проезд (рамки), оснащенные приемопередатчиками, которые обеспечивают обмен информацией с устройством электронной оплаты, установленным на лобовом стекле автомобиля. Если при прохождении транспортного средства под станцией оплаты оборудование выявляет происшествие (отсутствие бортового устройства, недостаточное количество средств на балансе, неверное количество осей и т.п.), информация поступает в центр обработки данных, а затем направляется в транспортную инспекцию. Ну, а далее нарушитель может получить квитанцию на оплату по почте, либо его автомобиль прямо на трассе будет остановлен транспортной инспекцией Министерства транспорта, и ее сотрудники предъявят требование внести оплату в увеличенном размере.

– Сколько нарушений (имеются в виду нарушения по оплате платных дорог со стороны иностранных граждан на легковых автомобилях) было зафиксировано за этот год?

– По транспортным средствам, не зарегистрированным в Таможенном союзе, в этом году зафиксировано 18 450 нарушений. За аналогичный период 2014 года было зафиксировано 38 344. Несмотря на значительное снижение этой цифры и учитывая также период освобождения от оплаты в пять недель, связанный с ЧМ по хоккею, и 38 тысяч, и 18 с половиной тысяч – это большие цифры. Но здесь важно понимать, что чаще всего на одно такое транспортное средство-нарушителя приходится не одно нарушение, а сразу несколько, т.е. чаще всего причиной является сознательно повторяющееся игнорирование правил пользования, создающее тип нарушения «неоплата», поскольку информации о правилах пользования, как мы уже указали, более чем достаточно. Особенно отличились пользователи с украинскими регистрационными номерами. Их доля в общем объеме нарушений составляет почти 40%.  

– Были ли в этом году какие-то жалобы, спорные ситуации и как они разрешались?

– Жалобы есть. Никогда еще сбор платы за что-либо не был популярной мерой для тех, кто должен платить. Все спорные ситуации и разногласия в связи с пользованием платной дорогой, начислением и взиманием платы за проезд, в том числе платы в увеличенном размере, разрешаются путем направления претензий. Даже после двух лет эксплуатации в подавляющем большинстве случаев к нарушениям приводит отсутствие устройства электронной оплаты на транспортном средстве (неоплата) и несвоевременное пополнение баланса (неполная оплата). Далее распространенной причиной формирования нарушений  является несоблюдение пользователями требований, описанных в инструкции к установке бортовых устройств на транспортном средстве, некорректная установка.

При этом есть и другая тенденция: неуклонное снижение количества нарушений, подверждаемое статистикой. Связано это в первую очередь с дополнительными мерами по информированию пользователей дорог, а также с эффективным контролем над соблюдением правил пользования платными дорогами. Мы ответственно заявляем, что сегодня большинство автоперевозчиков и автолюбителей знают о системе BelToll и умеют ею пользоваться.

– Возникают ли какие-то проблемы (вопросы) с оплатой дорог у иностранных туристов?

– Сегодня довольно редко. В основном вопросы касаются порядка пользования платными дорогами: местонахождение ближайшего пункта обслуживания, состояние баланса и др. В основном фиксируемые случаи носят очень индивидуальный характер. Чаще всего наши гости заявляют, что они «не видели информации, не имели возможности узнать о платных дорогах до въезда на них».

Информации о белорусских платных дорогах на пути их следования больше, чем в любой европейской стране, где имеется сеть платных дорог! Для того чтобы автомобилисты узнали о платных дорогах, мы используем специальные информационные стенды с печатными материалами (карманными картами и списком пунктов обслуживания) в зоне таможенного контроля на автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь (причем на некоторых пунктах пропуска информация продублирована на официальных стендах Государственного таможенного комитета); электронное табло с «бегущей строкой» (на тех пунктах пропуска, где это возможно); дорожные знаки со списком платных участков и перечнем  ТС, обязанных оплачивать проезд – они установлены сразу после пересечения границы; дополнительные информационные щиты размером 3 на 6 метров, установленные сразу после пересечения границы, и другие средства информирования.

– Сколько пунктов обслуживания работает в РБ?

– Сейчас на территории Беларуси действует 44 пункта обслуживания, расположенных вблизи платных дорог. В любом из таких пунктов обслуживания можно заключить договор пользования платной дорогой, получить устройство электронной оплаты и пополнить его баланс. Водителям транспортных средств, которые еще не являются пользователями системы BelToll, но предполагают передвигаться по платным дорогам, важно помнить, что получить устройство и правильно установить его на автомобиле необходимо еще до выезда на платные участки дорог.

– Спасибо за беседу!

Будь в курсе

Какие дороги в РБ на сегодняшний день являются платными?

На сегодняшний день протяженность платных дорог в Беларуси составляет 1189 километров. Платными участками дорог являются следующие:

Дорога

Участки дороги, км

Платный отрезок, км

М1/E30 Брест (Козловичи) — Минск — граница с РФ (Редьки):

609

609

M2 Минск — Национальный аэропорт «Минск»

15

42

27

M3 Минск — Витебск

9

41

32

M4 Минск — Могилев

16

192

176

M5/E271 Минск — Гомель

21

130

109

M6/E28 Минск — Гродно — граница с Республикой Польша (Брузги) / Щучин — Гродно

12

57

45

M6/E28 Минск — Гродно — граница с Республикой Польша (Брузги)

214

287

73

M7/E28 Минск — Ошмяны — граница с Республикой Литва (Каменный Лог)

57

148

91

P1 Минск — Дзержинск

8

35

27

Кто освобожден от платы за проезд по белорусским дорогам?

От оплаты проезда по платным дорогам Республики Беларусь, входящим в систему BelToll, освобождаются пользователи транспортных средств, зарегистрированных на территории государств – членов Таможенного союза (России, Беларуси, Армении, Кыргызстана и Казахстана), с технически допустимой общей массой не более 3,5 тонны. Не так давно список пополнился еще несколькими категориями – например, от платы за дороги теперь освобождены транспортные средства, зарегистрированные на территории Донецкой и Луганской областей Украины, с технической допустимой общей массой не более 3,5 тонны. Полный перечень лиц, которые особождены от платы за белорусские дороги, можно посмотреть на сайте BelToll.

https://www.traditionrolex.com/8