– Сергей, как должен действовать законопослушный иностранный турист, пересекающий белорусскую границу на авто и продолжающий путь по нашим дорогам?
– Вообще на каждом пограничном пункте пропуска на специализированных информационных стендах можно получить карманную карту платных дорог и пунктов обслуживания BelToll. Кроме того, мы настоятельно советуем всем иностранным автопутешественникам по Беларуси посвятить несколько минут изучению сайта www.beltoll.by. Это самый понятный, короткий и удобный способ ознакомиться с правилами пользования платными дорогами. Представленные на русском, белорусском, английском, польском, немецком, литовском и латвийском языках тексты руководств не займут много времени, они не сложнеее инструкции к смартфону. Те пользователи, которые легче воспринимают информацию при личном общении с живым человеком, могут позвонить по телефону инфолинии (+375 172 798 798). Информации более чем достаточно, а усилий по ее получению не требуется никаких.
В целом во избежание нарушений и оплат в увеличенном размере необходимо:
- до въезда на платную дорогу заключить договор в ближайшем пункте BelToll и стать пользователем электронной системы сбора платы за проезд;
- получить под денежный залог устройство электронной оплаты (бортовое устройство) и пополнить его баланс;
- изучить инструкцию пользователя, прилагаемую к устройству, и закрепить его на вашем автомобиле в соответствии с инструкцией (!);
- во время движения по платным дорогам следить за сигналами вашего устройства и вовремя пополнять баланс.
– Есть ли статистика, сколько иностранных граждан на легковых автомобилях (ТС с технически допустимой общей массой не более 3,5 т) в этом году оплатили проезд по платным дорогам РБ?
– Почти 47 тысяч человек.
– Как выявляют нарушителей-зайцев?
– На платных дорогах расположены станции сбора платы за проезд (рамки), оснащенные приемопередатчиками, которые обеспечивают обмен информацией с устройством электронной оплаты, установленным на лобовом стекле автомобиля. Если при прохождении транспортного средства под станцией оплаты оборудование выявляет происшествие (отсутствие бортового устройства, недостаточное количество средств на балансе, неверное количество осей и т.п.), информация поступает в центр обработки данных, а затем направляется в транспортную инспекцию. Ну, а далее нарушитель может получить квитанцию на оплату по почте, либо его автомобиль прямо на трассе будет остановлен транспортной инспекцией Министерства транспорта, и ее сотрудники предъявят требование внести оплату в увеличенном размере.
– Сколько нарушений (имеются в виду нарушения по оплате платных дорог со стороны иностранных граждан на легковых автомобилях) было зафиксировано за этот год?
– По транспортным средствам, не зарегистрированным в Таможенном союзе, в этом году зафиксировано 18 450 нарушений. За аналогичный период 2014 года было зафиксировано 38 344. Несмотря на значительное снижение этой цифры и учитывая также период освобождения от оплаты в пять недель, связанный с ЧМ по хоккею, и 38 тысяч, и 18 с половиной тысяч – это большие цифры. Но здесь важно понимать, что чаще всего на одно такое транспортное средство-нарушителя приходится не одно нарушение, а сразу несколько, т.е. чаще всего причиной является сознательно повторяющееся игнорирование правил пользования, создающее тип нарушения «неоплата», поскольку информации о правилах пользования, как мы уже указали, более чем достаточно. Особенно отличились пользователи с украинскими регистрационными номерами. Их доля в общем объеме нарушений составляет почти 40%.
– Были ли в этом году какие-то жалобы, спорные ситуации и как они разрешались?
– Жалобы есть. Никогда еще сбор платы за что-либо не был популярной мерой для тех, кто должен платить. Все спорные ситуации и разногласия в связи с пользованием платной дорогой, начислением и взиманием платы за проезд, в том числе платы в увеличенном размере, разрешаются путем направления претензий. Даже после двух лет эксплуатации в подавляющем большинстве случаев к нарушениям приводит отсутствие устройства электронной оплаты на транспортном средстве (неоплата) и несвоевременное пополнение баланса (неполная оплата). Далее распространенной причиной формирования нарушений является несоблюдение пользователями требований, описанных в инструкции к установке бортовых устройств на транспортном средстве, некорректная установка.
При этом есть и другая тенденция: неуклонное снижение количества нарушений, подверждаемое статистикой. Связано это в первую очередь с дополнительными мерами по информированию пользователей дорог, а также с эффективным контролем над соблюдением правил пользования платными дорогами. Мы ответственно заявляем, что сегодня большинство автоперевозчиков и автолюбителей знают о системе BelToll и умеют ею пользоваться.
– Возникают ли какие-то проблемы (вопросы) с оплатой дорог у иностранных туристов?
– Сегодня довольно редко. В основном вопросы касаются порядка пользования платными дорогами: местонахождение ближайшего пункта обслуживания, состояние баланса и др. В основном фиксируемые случаи носят очень индивидуальный характер. Чаще всего наши гости заявляют, что они «не видели информации, не имели возможности узнать о платных дорогах до въезда на них».
Информации о белорусских платных дорогах на пути их следования больше, чем в любой европейской стране, где имеется сеть платных дорог! Для того чтобы автомобилисты узнали о платных дорогах, мы используем специальные информационные стенды с печатными материалами (карманными картами и списком пунктов обслуживания) в зоне таможенного контроля на автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь (причем на некоторых пунктах пропуска информация продублирована на официальных стендах Государственного таможенного комитета); электронное табло с «бегущей строкой» (на тех пунктах пропуска, где это возможно); дорожные знаки со списком платных участков и перечнем ТС, обязанных оплачивать проезд – они установлены сразу после пересечения границы; дополнительные информационные щиты размером 3 на 6 метров, установленные сразу после пересечения границы, и другие средства информирования.
– Сколько пунктов обслуживания работает в РБ?
– Сейчас на территории Беларуси действует 44 пункта обслуживания, расположенных вблизи платных дорог. В любом из таких пунктов обслуживания можно заключить договор пользования платной дорогой, получить устройство электронной оплаты и пополнить его баланс. Водителям транспортных средств, которые еще не являются пользователями системы BelToll, но предполагают передвигаться по платным дорогам, важно помнить, что получить устройство и правильно установить его на автомобиле необходимо еще до выезда на платные участки дорог.
– Спасибо за беседу!
Будь в курсе
Какие дороги в РБ на сегодняшний день являются платными?
На сегодняшний день протяженность платных дорог в Беларуси составляет 1189 километров. Платными участками дорог являются следующие:
Дорога |
Участки дороги, км |
Платный отрезок, км |
|
М1/E30 Брест (Козловичи) — Минск — граница с РФ (Редьки): |
— |
609 |
609 |
M2 Минск — Национальный аэропорт «Минск» |
15 |
42 |
27 |
M3 Минск — Витебск |
9 |
41 |
32 |
M4 Минск — Могилев |
16 |
192 |
176 |
M5/E271 Минск — Гомель |
21 |
130 |
109 |
M6/E28 Минск — Гродно — граница с Республикой Польша (Брузги) / Щучин — Гродно |
12 |
57 |
45 |
M6/E28 Минск — Гродно — граница с Республикой Польша (Брузги) |
214 |
287 |
73 |
M7/E28 Минск — Ошмяны — граница с Республикой Литва (Каменный Лог) |
57 |
148 |
91 |
P1 Минск — Дзержинск |
8 |
35 |
27 |
Кто освобожден от платы за проезд по белорусским дорогам?
От оплаты проезда по платным дорогам Республики Беларусь, входящим в систему BelToll, освобождаются пользователи транспортных средств, зарегистрированных на территории государств – членов Таможенного союза (России, Беларуси, Армении, Кыргызстана и Казахстана), с технически допустимой общей массой не более 3,5 тонны. Не так давно список пополнился еще несколькими категориями – например, от платы за дороги теперь освобождены транспортные средства, зарегистрированные на территории Донецкой и Луганской областей Украины, с технической допустимой общей массой не более 3,5 тонны. Полный перечень лиц, которые особождены от платы за белорусские дороги, можно посмотреть на сайте BelToll.