<p>Скульптурная композиция «Врата памяти» станет центральной в мемориальном комплексе «Тростенец». Установить ее планируется в 2015 году ко Дню Победы. Как идет работа над монументом, узнали корреспонденты агентства <a href="http://minsknews.by/blog/2014/12/23/skulpturnuyu-kompozitsiyu-vrata-pamyati-planiruetsya-ustanovit-v-memorialnom-komplekse-trostenets-ko-dnyu-pobedyi/"><u>«Минск-Новости».</u></a></p>

Для начала предыстория. «Врата памяти» – предложение молодого скульптора Константина Костюченко, признанное лучшим по итогам республиканского конкурса на центральную композицию «Тростенца». Последний этап творческого состязания, в котором участвовал 21 проект, проходил в 2010 году.

– Врата – хороший образ, одновременно и символический, и знакомый каждому, – считает Константин. – В композиции тела узников концлагеря переплетены с конструкцией самих створок ворот как знак невозможности вырваться из смертельного плена. Скульптура напоминает старый черно-белый снимок военного времени.

Работа над монументом идет в одном из цехов ОАО «Белгран». Заходим внутрь – перед нами строительные леса, за которыми видна первая, практически готовая створка будущих врат. Она возвышается почти до потолка.

Оказывается, прежде чем приступить непосредственно к процессу ваяния, автору нужно пройти другие не менее важные этапы. Прежде всего поработать с металлом.

– Первоначально с конструктором разрабатывали несущий каркас. Надо было зафиксировать створку, чтобы она стояла неподвижно, – рассказывает Константин Костюченко. – Потом на 10-метровую прямоугольную основу наваривали объемные металлоконструкции, в которых уже угадываются фигуры узников.

Затем пришел черед работать с глиной. Ее слой здесь толщиной не более 5 см. Но чтобы нанести основу, Константину понадобилась помощь коллег-профессионалов. Поэтому над композицией вместе с ним трудится целая бригада скульпторов. Это преподаватели Белорусской государственной академии искусств Сергей Логвин и Владимир Пипин, Минского государственного художественного колледжа им. А. Глебова и гимназии-колледжа искусств им. И. Ахремчика Василий Тимашов, Александр Соколов, Михаил Финский, Вадим Кашкан.

– Распределяли обязанности, кому и что делать? – спрашиваю у Сергея Логвина.

– Нет, все вместе делаем основу, потом автор приступает к деталям и сам доводит работу, чтобы был виден его собственный почерк. Это обычная практика в нашем деле, одному тут не справиться.

– Видите, один из моих коллег с помощью лазерной указки корректирует наши действия с большого расстояния, поскольку вблизи всё выглядит иначе, – комментирует Константин Костюченко. – А издали становится видно, что, например, рука одной из фигур на вратах должна быть длиннее. Находясь на лесах, этого не заметишь.

– Как долго работали над этой частью композиции?

– Месяц. На самом деле она была готова раньше, но начались морозы, и глина отвалилась. Не любит материал минусовых температур, – уточняет Сергей Логвин. – Так что пришлось всё начинать сначала. Сейчас включаем тепловые пушки, чтобы обогреть помещение.

К концу декабря первая часть композиции в мягком материале (глине) должна быть готова. Как только совет по монументальному искусству ее принимает, к процессу подключаются специалисты, которые делают гипсовые слепки. Эта работа займет месяц или полтора. Затем гипсовые формы повезут на литейное предприятие для изготовления бронзовых фрагментов, после чего предстоит окончательная сборка изделия. Как поясняют профессионалы, бронза может дать усадку, появится зазор между отдельными элементами, тогда придется разрезать металл, уплотнять. Поэтому сборка изделия литейщиками – очень важный и трудоемкий процесс.

Ну а пока главное – руки скульпторов. Кстати, одновременно с журналистами в цех, где идет работа, заглянула архитектор и научный руководитель объекта «Мемориальный комплекс «Тростенец» Анна Аксенова. Пользуясь случаем, мы расспросили ее, что уже сделано на территории самого лагеря, где в этом году шла работа над первым пусковым комплексом мемориала.

– Выполнено все запланированное: построена автостоянка вдоль улицы Селицкого, «Дорога смерти» – путь, по которому вели пленных в лагерь. Он замощен серой бетонной плиткой с черными вкраплениями, похожими на следы человеческих ног – следы, которые не стирает время.

Реконструирован памятник, установленный на месте сарая, где были сожжены 6.500 узников. Создана центральная площадь мемориала, на которой будет располагаться монумент «Врата памяти». Основание для скульптурной композиции уже подготовлено.

Сейчас архитекторы работают над проектом главного подхода к этой площади – «Дороги памяти». На ней появятся памятные знаки, которые увековечат места массовых уничтожений, существовавших на территории Беларуси в 1941–1944 годах. Гранитные плиты, словно приподнимая пласт земли, повествуют нам об истории 70-летней давности.

Дополнительная информация

Константин Костюченко победил в конкурсе, работая в творческих мастерских Михаила Савицкого. Сегодня он преподает в Белорусской государственной академии искусств. В 2011-м участвовал в Венецианском биеннале с работой «Распятие». Автор бюста Станиславу Монюшко, установленному в г. Червене в 2013 году.