https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Прокуратура Волковысского района предложила оштрафовать собственника старинной усадьбы в деревне Краски на 100 миллионов рублей. Причина — невыполнение условий договора. В райисполкоме считают, что за пару лет сдать в эксплуатацию объект историко-культурного наследия нереально. А понятие «введение в хозяйственный оборот» — слишком расплывчатое. Так наказать или помиловать?</strong></p>

В Волковысском районе числится 40 объектов историко-культурного наследия, среди них — четыре усадьбы. В одной прекрасно себя чувствует музей имени П.И. Багратиона, в другой обосновались культурные работники. Речь пойдет о двух оставшихся. Это усадебный комплекс в деревне Краски и усадьба в агрогородке Подороск. И к первой, и ко второй у проверяющих органов возникли серьезные претензии. Оба старинных особняка из-за недостатка средств в районном бюджете были проданы с аукциона. До тех пор работники райисполкома периодически устраивали там субботники: разбирали завалы, убирали мусор, косили траву. А усадьбы продолжали медленно разрушаться. Изменилась ли картина, после того как нашлись хозяева?

Усадьба Краски была продана с аукциона еще в 2009 году. По договору, ее хозяин обязан вовлечь объект в хозяйственный оборот в течение двух лет с момента покупки. Контролирующие органы признают: проделана большая работа. Расчищен от зарослей парк, проведена инвентаризация деревьев, построена баня, оранжерея, жилой дом. Сохранены двери, декоративные элементы, плитка. Разрабатывается проектная документация, постоянно ведутся научные исследования. Но… Два года давно канули в Лету, а реконструкция усадьбы не началась. Поможет ли солидный штраф ускорить работы?

— Специалисты райисполкома утверждают, что введение в хозяйственный оборот и введение в эксплуатацию — это разные понятия, — поясняет заведующий сектором культуры Сергей Урбанович. — Мы видим, что хозяева постоянно приезжают, следят за ходом работ. Нельзя сказать, что собственник не ведет хозяйственную деятельность, поэтому и штрафовать его не за что. В Красках первыми восстановлены объекты, не являющиеся историко-культурными ценностями. Мы проверили и подтверждаем факт: собственником заключен договор подряда на выполнение проектных работ с ООО «Орбитал Проект», а также договор на разработку строительного проекта главного корпуса. Оплата произведена в полном объеме.

ka3

Председатель Волковысского райисполкома Михаил Ситько не склонен смотреть на владельцев усадеб сквозь розовые очки. Контролировать процесс необходимо. Надо следить за выполнением условий, указанных в договоре. Но не стоит забывать, что это все-таки частная собственность. И если частник делает хоть какие-то шаги по сохранению историко-культурной ценности, находящейся на территории района, — это уже хорошо.

— Бывает, что собственники покупают полуразрушенные здания или сооружения, а потом не знают, что с ними делать. Переоценивают свои возможности, не понимая последствий. Надеемся, что наши усадьбы в надежных руках. В любом случае есть с кого спросить.

В Красках действительно многое сделано. Вокруг обветшалых стен усадьбы уже возвели строительные леса. Вот-вот придет готовый проект, одобренный Министерством культуры.

Согласно условиям аукциона, планировалось, что объект должны восстановить до 2017 года. Сегодня эта дата кажется нереальной, поскольку работы по восстановлению имения еще очень и очень много. Валерий Селихов, новый хозяин имения в Красках, вессьма скрупулезно относится к восстановлению здания, приглашает лучших специалистов, консультируется. Журналист «Свободы» поинтересовался у него: не жалеет ли, что потратил большие деньги на приобретение имения, поскольку вкладывать в его восстановление придется, возможно, в разы больше?

ka2

— Да нет, я знал, что делаю, и в Беларуси всегда хотел жить. Я сюда приезжаю уже 25 лет, у меня здесь друзья. И всегда была мечта что-то такое здесь приобрести и восстановить. Понятно, что здесь очень много работы, так как имение было в очень ужасном состоянии. И реставрационный проект долго готовится. Ко всему, это здание строил какой-то интересный архитектор: башня висит там на двух стенах. Ну, а что: глаза боятся, а руки делают.

Валерий Селихов объясняет, что поместье является памятником архитектуры государственного значения, а это в свою очередь означает, что работы по реставрации здания должны вестись под руководством научного руководителя, что добавляет еще большей ответственности. Скоро, по его словам, реставрационный проект будет утвержден, причем с конкретными сроками его сдачи.

— Здесь очень сложная архитектура, а сведений о поместье практически не сохранилось. Мы делали запросы в архивы Польши, Петербурга, Москвы — повсюду, я даже на аукционах покупал съемки, но информации все равно очень мало. Тем не менее я пытаюсь восстановить все, как было, чтобы люди смогли увидеть его аутентичность. Хайтека здесь не будет, все будет восстановлено максимально близко к тому, что было при панах.

Также хозяин поделился и планами на будущее:

— Сначала главное — отреставрировать. Вы посмотрите, здесь не только это здание, а мы уже отреставрировали флигель, оранжерею, баню, а там еще стоят конюшни — комплекс большой, а жизнь проходит быстро. Я не знаю, если сейчас подумаю сделать здесь какую агроусадьбу, а через пять лет планы могут измениться и захочется сделать отель. Здесь будет что-то для людей, я не буду здесь жить один. Возможно, это будет отель для белорусских и зарубежных туристов. Пока такие планы.

Валерий высказался и о белорусах:

— У меня здесь очень хорошие друзья, корней нет, и я приезжаю сюда уже около 30 лет, мне здесь очень нравится и климат и люди. А люди особенно здесь очень хорошие, это как попадаешь в те времена, когда домов никто не закрывал. Я очень хорошо помню те времена, а мы жили на Севере, люди тоже были хорошие, не было злобы. И вот тут я все это увидел сейчас. Я здесь все оставляю на дворе и технику, и двери часто не закрываю. У меня люди работают здесь пять лет, причем самые разные, и ничего нигде не пропало.

ka5

Письменные источники содержат довольно скупые сведения об усадьбе в деревне Краски и ее владельцах. В 1830-е годы деревня принадлежала семье некоего Булгарина. Видимо, он и построил уникальный дом, в причудливой архитектуре которого не могут разобраться даже современные специалисты. Особенно интересна квадратная башня, о которой упоминал новый хозяин.

ka6

В 1949 году бывшая усадьба была приспособлена под детский санаторий. Затем находилась в собственности Волковысской МПМК № 143. В 1990-м поместье передали Волковысскому заводу литейного оборудования для перепрофилирования под детский оздоровительный лагерь. Однако в связи с отсутствием свободных денежных средств на предприятии комплекс не использовался по назначению и приходил в упадок. Долгие годы усадьбу передавали из рук в руки, включали в различные программы. Искали инвесторов, вынашивали планы по созданию туристического комплекса. Однако денег на запланированные мероприятия так и не нашлось.

ka7

Летом при прокуратуре области состоялся Общественный совет, где заинтересованные в сохранении наших историко-культурных ценностей обсудили в том числе договорно-правовую базу. По мнению большинства присутствующих, понятие «вовлечение в хозяйственный оборот» скорее подходит для производственных объектов, но не для дворцов и усадеб. Более правильно указывать в договорных обязательствах реальные сроки реконструкции и ввода в эксплуатацию. Тогда и штрафовать будет за что.

Республика

https://www.traditionrolex.com/8