https://www.traditionrolex.com/8
<p>Очереди на белорусско-польской границе достигли своего рекордного минимума. «Зеленый» канал пустует, а на «красный» – выстраиваются по нескольку машин в час. Эксперты уверяют – затишье сезонное и раскрывают на будущее секреты быстрого пересечения границы, рассказывает <a href="http://grodnonews.by/ru/0/21873/news"><u><strong><font face="arial" size="2"><span style="font-family: "Arial","sans-serif";">«Гродзенская пра</span><span style="font-family: "Arial","sans-serif";">ўда»</span></font></strong></u></a>.</p>

Очереди растворились

В пункт пропуска «Брузги» мы приехали в самый разгар рабочего дня. Еще на подъезде к шлагбауму было заметно, что легковушек, ожидающих в очереди на въезд, совсем мало. Если быть точнее, то перед въездом на границу мы увидели велосипедиста, не испугавшегося минусовой температуры, и одинокую иномарку. Следом подъехала еще парочка легковушек. И все.

Уже въехав в пункт таможенного оформления, обратили внимание, что на «зеленом» канале стоял лишь один грузовичок, водитель которого назвался Сергеем и сообщил, что едет в Польшу для диагностики машины.

– Последний раз ездил 8 месяцев назад. Так в очереди простоял довольно-таки долго, потому что она растянулась еще до въезда на границу. А сейчас – тишина, – отметил он.

На «красном» канале транспорта больше – машин 7-8. Это те, кто ездит за границу чаще, чем один раз в 8 дней. Женщина-водитель на старенькой «Ауди-100», решившая остаться неизвестной, поделилась:

– Я пенсионерка, бензин, сигареты не вожу. Машина на газу – вот и езжу. Зачем? У меня в Сокулке подопечная 80-летняя бабуля, везу ей кефирчик, а назад памперсы своим двоим внучкам…

О том, что желающих пересечь границу поубавилось, собеседница заметила, и это обстоятельство не может женщину не радовать – все же меньше ждать в очередях…

Спад носит сезонный характер

Понятное дело, в выходные желающих сделать покупки по ту сторону границы в выходные дни больше, но, помнится, несколькими месяцами ранее день недели не слишком сильно отражался на движении транспорта. Генеральное консульство Беларуси в Белостоке даже отмечало всплеск белорусских визитеров, приходившийся на вторник и четверг. Сейчас же картина выглядит иначе. По словам заместителя директора таможенной палаты в Белостоке Дариуша Савулевски, особых трудностей с прохождением границы нет. В субботу-воскресенье еще наблюдается некоторое оживление, но в целом снижение потока белорусских граждан таможенная служба Польши все же отмечает. Отвечая на вопрос корреспондента «ГП», в каких объемах уменьшился поток физических лиц из Беларуси, собеседник отметил, что число визитеров снизилось до пятнадцати процентов.

В то же время, по словам генерального консула Республики Беларусь в Белостоке Александра Беребени, спад носит сезонный характер. По его оценкам, число белорусов, приезжающих в Белосток «на закупы», снизилось незначительно.

С ним солидарны и сотрудники таможни. Например, начальник таможенного поста «Брузги» Андрей Зайцев рассказывает, что уменьшение потока наших сограждан происходит ежегодно после Нового года. Исходя из опыта прошлых лет, сотрудники таможни прогнозируют оживление на границе ближе к 8 Марта.

По мнению Александра Беребени, меньшее число наших граждан, приезжающих в Подлясское воеводство, помимо времени года, обусловлено и другими факторами. Из списка пересекающих границу исчезли «соляровозы», бизнес которых долгие годы держался на разнице цен топлива в Беларуси и Польше. Сейчас исчезла выгода – пропала из поля зрения таможни и эта категория «туристов».

Сэкономит время ЭПИ

Признаться, мы несколько месяцев не были в «Брузгах» и слегка удивились тому, что «красный» и «зеленый» каналы при выезде из страны разделены административным зданием. Помнится, еще накануне проведения чемпионата мира по хоккею в минувшем году были выделены отдельные коридоры для скорейшего оформления туристов. Сейчас там проходит оформление документов тех, кому нечего декларировать из вывозимых грузов.

А рядом с полосой, расположенной по соседству с «красным» каналом, красуется странная и далеко не всем понятная аббревиатура ЭПИ.

Как оказалось, такую надпись можно встретить только в «Брузгах». Это эксперимент, начавшийся весной прошлого года, касается электронного предварительного информирования физическими лицами о товарах, подлежащих письменному декларированию. По словам начальника Гродненской региональной таможни Василия Дементея, это позволит существенно ускорить оформление документов физлиц, пересекающих границу, и как следствие – отразится на скорости ее прохождения.

Пока же этот канал пустует. Но с возвратом прежнего интереса к поездкам в Польшу этой возможностью, думается, будет пользоваться все большее число граждан.

– Пока к использованию ЭПИ для внеочередного пересечения границы по «красному» коридору прибегают не более пяти процентов граждан, – отмечает Андрей Зайцев. – Если эксперимент удастся, наш опыт будет применен в РПТО «Берестовица» и «Привалка».

Специалисты объясняют – нет ничего проще, чем зарегистрировать в электронном виде ввозимый в Беларусь товар и подать сведения о нем на таможню. Для этого достаточно зайти на сайт ГТК – www.gtk.gov.by и в специальной вкладке «портал предварительного электронного предоставления сведений» заполнить информацию о купленном товаре. Сотруднику таможни при прохождении вами границы останется только сверить данные.

К слову, для удобства пользователей сейчас разрабатывается специальное приложение для мобильных телефонов.

На все про все – час
Но это – дело будущего. А пока все едут привычным ходом: на «красный» или «зеленый» каналы. На последнем повстречали велосипедиста, которого видели, въезжая в пункт пропуска. Он успел съездить в Польшу и вернуться назад в течение часа.

– Машину оставил на подъезде, пересел на велосипед и съездил в Кузницу, – рассказал он, решив, правда, не представляться.

Целью такой скорой поездки назвал пополнение запасов в холодильнике, продемонстрировав сотруднику таможни скромные покупки, уместившиеся в рюкзаке за его спиной.



К слову, с закрытием с 1 октября пешеходного движения на белорусской границе желающих пересесть на велосипед больше не стало. Как рассказал Андрей Зайцев, пересекают границу на двухколесном транспорте не более двух-трех человек в смену.

Видимо, экономическая целесообразность таких поездок невысока. Что выиграл от поездки за границу и покупки болгарских перчиков, листьев салата и бутылки спиртного повстречавшийся нам велосипедист, для меня, например, так и осталось загадкой?..
 

Фото Виталия ДЕРНЕЙКО

Ольга АНУФРИЕВА

 

https://www.traditionrolex.com/8