<p><strong>Берлин, пожалуй, самый символичный среди европейских столиц. Он сам – символ. Символ раздора и единения одновременно. Все в этом городе исторически двояко и неоднозначно и неизменно напоминает о временах, когда город приобрел большинство своих символов. Какие они и где их искать, узнавал корреспондент tio.by.</strong></p>

Берлинские медведи побывали на пяти континентах

С начала своего основания Берлин окружен медведями. Старые легенды гласят, что город был построен на месте медвежьей берлоги. Прозвище Медведя носил его основатель – Альбрехт Первый Бранденбургский. Уже в XIII веке изображение медведя встречается на печати Берлина, а в 1935 году была утверждена официальная версия городского герба, на котором изображен черный медведь с красным языком и когтями, увенчанный золотой короной с пятью башнями. Говорят, что гербовый медведь выкрикивает первый слог названия города B?r, что в переводе означает «Берлин».

Медведей в Берлине любят и чтят за предусмотрительность и силу. Предусмотрительно и стильно берлинских медведей представляют туристам.

Пожалуй, самые популярные берлинские мишки, побывавшие на пяти континентах и пережившие тысячи селфи, принадлежат проекту United Buddy Bears. Более 140 медведей, каждый из которых разрисован художником, представляющим одну из признанных ООН стран, появилось в Берлине в 2001 году. Расставленные по кругу ярко разрисованные медведи с высоко поднятыми лапами символизировали искусство терпимости и толерантности.

С 2004 года медвежата находятся в мировом турне, посещая различные города мира. В Берлине медведей можно увидеть у посольств иностранных государств, в музеях, в фойе берлинской телебашни, в городских парках, на площадях или просто на улице. В сувенирных лавках продаются открытки, на которых представлены выставки United Buddy Bears разных лет, макеты миниатюрных белых медведей, чтобы собственнолично раскрасить берлинский сувенир.

Сувенирные магазины Берлина буквально завалены медведями – разных форм, размеров, цветов. Плюшевые медведи, деревянные, керамические, медведи на майках, сумках, полотенцах, авторучках, кружках. В хорошую погоду игрушечных медведей можно встретить даже просто на улице. А детей, куда бы вы с ними ни пришли: взобраться на телебашню или посетить автосалон BMW, неизменно угощают желатиновыми мишками HARIBO. Говорят, чтобы почувствовать вкус Берлина.

В следующем году берлинский светофорный человечек отметит 55-летие

Светофорного человечка Ампельманна называют одним из самых любимых символов Берлина. Его придумал немецкий психолог Карл Пеглау, состоящий на службе в транспортном ведомстве ГДР. К концу 50-х годов движение на дорогах Восточной Германии стало более интенсивным, а существующие светофоры регулировали только движение автомобилей. Изучавшему вопросы транспортной психологии доктору Пеглау дали задание: разработать дорожный знак для светофора, который сумел бы оказывать эмоциональное воздействие на людей.

13 октября 1961 года Карл Пеглау представил начальству изображения человечков: энергично шагающего зеленого и стоящего с раскинутыми руками красного. Спустя восемь лет человечки загорелись на светофорах Восточного Берлина. Первый светофор с Ампельманном был установлен на пересечении улиц Unter der Linden и Friedrichstraβe. Прошло еще десять лет, и Ампельманн появился на телевидении – в эфир вышла телепередача, в которой добрый светофорный человечек рассказывал о правилах дорожного движения самым юным жителям ГДР.

После падения Берлинской стены и объединения Германии Ампельманн исчез с городских улиц, вытесненный едиными западными стандартами в отношении дорожного регулирования. Он исчез, однако не был забыт. С каждым годом желающих вернуть Ампельманна становилось все больше, что привело к созданию «Комитета по спасению светофорного человечка». Спасли, отстояли. В 1997 году Ампельманн вернулся.

В конце 1990-х началась и брендовая карьера Ампельманна с легкой руки дизайнера Маркуса Экхаузена. Последний стал собирать демонтированных Ампельманнов, после чего зарегистрировал изображение как торговую марку. Сегодня в Берлине шесть фирменных магазинов Ампельманн, где, помимо светящихся ламп, успешно продается более 300 наименований товаров с изображением светофорного человечка. Ампельманн появился на кружках, стаканах, карандашах, одежде, обуви, аксессуарах. Большая часть ассортимента магазинов рассчитана на детей: пустышки, бутылочки для питья, столовые приборы, игрушки и даже мармеладные конфеты в виде красно-зеленых Ампельманчиков. При отдельных магазинчиках работает кафе. А возле парка Монбижу (Monbijou-Park) в районе Александерплац открыт ресторан Ампельманн: с домашней выпечкой и с логотипом Ампельманна на всем. 

«Ампельмания» достигла грандиозных масштабов. В Дрездене у светофорного человечка даже появилась подруга – светофорная девочка, которую уже вовсю тиражируют на сувенирах.

Самая длинная художественная галерея в мире создана на Берлинской стене

Некогда заставлявшая бежать из города, сегодня Берлинская стена служит для многих объектом притяжения. Туристы считают символичным увидеть стену именно в Берлине и, помимо фотографий, привезти кусочек стены домой. Предваряя желание последних, разрушенную стену стали дробить на кусочки, вкладывать в коробочки и крепить к сувенирным открыткам, что удорожает покупку в среднем на 1 евро.

Строительство капитальной стены началось в августе 1961 года. До этого разделительная линия, служащая границей ГДР и Западным Берлином, носила временный характер. Согласно статистике, с 1945 по 1961 год более трех миллионов человек пересекли ее и бежали в Западную Германию. После 1961-го сделать это было уже не так просто. Попыток было около десяти тысяч, и только половина оказалась удачной.

Стена пала в 1989-м. В последний год существования длина ее составила 155 км, 127,5 из них были оснащены световой и звуковой сигнализацией. На стене было 302 смотровые башни, 259 собачьих площадок, 20 бункеров, которые охраняли 11 тысяч солдат. К слову, последние тоже не упускали возможности перебежать по ту сторону стены: 1300 солдат из ГДР нелегально пересекли границу.

На сегодняшний день в Берлине оригинальные участки стены сохранились в нескольких местах. Один из них, протяженностью 1316 метров, превратили в объект уличного искусства. Он носит название East Side Gallery и круглосуточно открыт для посетителей. Самая длинная художественная галерея в мире появилась через год после падения стены. 118 художников из 21 страны мира на восточной стороне стены в красках изобразили события 1989-1990 годов. На входе в галерею стоит облаченный в форму пограничник и предлагает проставить визу, позволяющую пересечь границу ГДР. Полный набор с печатью на фирменном бланке обходится туристам в четыре евро. Рядом открыта сувенирная лавка, непременно – с кусочками стены.

История Берлинской стены доступно и наглядно изложена в Музее ГДР (DDR Museum Berlin): с макетами, печальной статистикой и шокирующими фактами. Более того, экспозиция музея рассказывает о жизни восточных немцев за стеной.

Безусловно, в поисках Берлинской стены стоит отправиться на Фридрихштрассе, где находился пограничный контрольно-пропускной пункт Чекпоинт Чарли (Checkpoint Charlie). КПП «С», созданный для перехода из Западного в Восточный Берлин, считается одним из самых знаменитых пропускных пунктов в городе, увы, из-за развернувшихся возле него драматических событий.

Некогда предназначенный НАТО для войск союзников, сегодня КПП открыт для туристов, которые с удовольствием делают фотографии с американскими пограничниками. Рядом создан Музей Берлинской стены у Чекпоинт Чарли (Checkpoint Charlie Museum), экспозиция которого красноречиво повествует о периоде «холодной войны», о тоталитаризме ГДР и об изысканных и рискованных попытках восточных немцев бежать в ФРГ.

В поисках стены туристам рекомендуют посетить мемориальный комплекс «Берлинская стена», документационный центр «Топография террора», Бранденбургские ворота, Потсдамскую и Лейпцигскую площади. Более того, ежегодно в Берлине устраиваются временные экспозиции в напоминание о Берлинской стене.

Жители ГДР стояли в очереди за «Трабантом» больше 10 лет

Легкий, компактный и экономичный автомобильчик Trabant, посадивший за руль тысячи жителей ГДР, сегодня признан ярким символом «остальгии». Чтобы узнать историю его расцвета и падения, многие туристы едут в Берлин, где этот символ встречается на каждом шагу.

История знаменитого «Трабанта» начинается в немецком Цвиккау, где был расположен завод Audi и Horch. После раздела Германии городок оказался в зоне советской оккупации. Вошедший в состав Промышленной ассоциации по созданию автомобилей и переименованный в VEB Sachsenring, завод возобновил выпуск легковых машин. Разрабатывать легендарную модель на заводе начали еще в начале 1950-х, а к концу десятилетия с завода стали выезжать автомобили под именем Sachsenring Trabant Р50, что в переводе с немецкого означает «спутник». В 1957-м имя идеологически пришлось ко двору, ведь в октябре в космос отправился первый искусственный спутник Земли.

Автомобиль из заменяющего металл «дуропласта» оказался очень легким,  экономичным – с расходом 6,7 литра на 100 км  и недорогим. «Трабант» стал настолько народным, что предложение перестало удовлетворять все растущий спрос. Завод в Цвиккау производил до 150 тысяч универсалов и седанов в год, однако покупатели вынуждены были стоять в очереди на приобретение автомобиля больше десяти лет!  «Трабант» активно покупали и в 60-е, и в 70-е, и в 80-е годы прошлого века. Примечательно, что за это время модель оставалась прежней и постепенно устаревала, в то время как зарубежный автопром шагнул далеко вперед. Нежелание властей ГДР вкладывать деньги в автомобилестроение обернулось крахом для маленького «Трабанта», последний раз выехавшего с завода VEB Sachsenring в Цвиккау в 1991 году.

Подробную историю автомобиля Trabant в Берлине рассказывают в музее ГДР (DDR Museum Berlin), интерактивная экспозиция которого повествует о жизни в Восточной Германии и ее столице – Восточном Берлине. Начало экспозиции украшает «малыш» Trabant, в который разрешается садиться, чтобы оценить масштабы предусмотренного в нем комфорта. С поворотом ключа в зажигании на лобовом стекле автомобиля запускается видеоигра, ведущая водителя по дорогам Восточного Берлина.

Отдельный зал музея ГДР посвящен автомобилестроению. Здесь представлены видеоролики с завода VEB Sachsenring в Цвиккау, рекламирующие достоинства модели Trabant Р50, видеосюжеты с тест-драйвов, где легкий и неубиваемый «Трабант» соперничает с коллегами западного образца. Здесь же объективно преподносятся и причины упадка восточногерманского автопрома и как следствие снятие «Трабанта» с производства.

В сувенирной лавке музея можно приобрести на память миниатюрный «Трабант», открытки с его изображением, книги и фильмы, посвященные легендарному малышу.

Посетить Берлин и не встретить «Трабант» невозможно. Автомобильный символ ГДР присутствует и в Берлинском музее техники, и в галерее Check Point Charlie, и у остатков Берлинской стены на East Side Gallery, где маленький «Трабант» совершает прорыв по ту сторону стены. Встречается «Трабант» и на улицах Берлина: или в качестве стационарной вывески, как в случае с магазином сувениров из Восточной Германии Ostpaket, так и среди сдаваемых напрокат ретроавтомобилей, на которых туристам предлагают проехаться по современному Берлину. В расположенных на каждом шагу сувенирных лавках прилавки уставлены миниатюрными версиями автомобиля Trabant Р50, причем корпус игрушечных машинок зачастую выполнен из тяжелого и качественного металла.

Берлинская телебашня считается самым высоким сооружением в Германии

Самое высокое строение Германии стало самым заметным символом Берлина. Берлинская телебашня возвышается над городом на 368 метров и служит незаменимым ориентиром для туристов и днем, и, ярко освещенная, ночью. Ежегодно на смотровую площадку башни поднимается порядка миллиона посетителей. В разгар дня со времени покупки билета до момента поднятия на башню может пройти около часа, провести который можно в фойе на первом этаже, разглядывая фотографии коллег-телебашен в Москве, Киеве, Риге, Пекине и других городах. Либо занять себя прогулкой по Александерплац, где, собственно, и стоит берлинская телебашня. На площади много симпатичных кафе, магазинчиков, городская ратуша, рядом – парк Монбижу и ресторанчик «Ампельманн».

Поскольку на смотровой площадке одновременно может находиться ограниченное количество человек, на каждом входном билете проставляется время посещения. Тем не менее, если к назначенному времени вы не успели, билет актуален и в течение дня. Охранник лишь предусмотрительно проставит в билете нужное время.

Смотровая площадка находится на высоте 203 метров и представляет собой шар диаметром 32 метра. Посетителей на нее доставляют лифты, движущиеся со скоростью 6 метров в секунду. Есть и альтернативный путь – длиной в 986 ступенек. Этажом выше находится ресторан, откуда панорама города открывается с высоты 207 метров. С высоты телебашни Берлин просматривается далеко вперед, но город, большой и просторный, все равно простирается далеко за горизонт.

Вид на берлинскую телебашню в разное время суток – один из излюбленных сюжетов для открыток. Сувениры в виде башни или с ее изображением можно купить в магазинчике в павильоне у основания башни.