https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Представить себе, что у аккуратных немцев или щепетильных французов на глазах разрушался бы замок, часть многовековой истории, достаточно сложно. Его давно бы законсервировали, отреставрировали, а затем превратили в место паломничества туристов. У нас все по-другому. Внимания со стороны властей Гольшанский замок ждал очень долго, рассказывает «Завтра твоей страны».</strong></p>

zamok-02

В Гольшанах рассказывают историю о командире эскадрона Красной Армии, вступившего в местечко в сентябре 1939 года. Местные активисты проводили командира, который искал ночлег, к недавно покинутому хозяевами замку. Осмотревшись, командир развернул эскадрон и увел его ночевать в чистое поле. А потом объяснил: «Не мог я позволить испоганить такую красоту».

После войны «красоту испоганили» очень быстро: из кирпичей построили ферму и Дом культуры, да и местные жители разбирали стены на хозяйственные нужды.

zamok1-02

Первая графическая реконструкция Гольшанского замка принадлежит архитектору Дмитрию Бубновскому. Сам автор настаивает, что его реконструкция ничего общего с проектом не имеет, поскольку заказа на проект реконструкции до 2000-х годов попросту не было, а проект, кроме графического рисунка, включает в себя еще много различных характеристик.

zamok2-02

— В начале 1980-х годов я был участником архитектурно-археологической экспедиции в Гольшаны. Это была первая белорусская экспедиция. До того времени руины исследовали литовцы, но белорусские архитекторы и археологи в Гольшаны совместно не ездили. Много интересного мы тогда обнаружили — следы башни, арки и проемы, — рассказывает Дмитрий Бубновский.

Над реконструкцией работали вместе с историками, которые использовали метод аналогии — сначала велся поиск информации о хозяевах, о мастерах, которые могли работать на строительстве замка. Затем историки исследовали, что еще могли строить эти хозяева, мастера, и сравнивали. По результатам экспедиции Дмитрий Бубновский предложил две графические реконструкции Гольшанского замка.

— Гольшанский замок — самый сложный из объектов в части сохранения и восстановления. Это руины, и ничего «живого» там нет, — отмечает архитектор.

zamok3-02

О Гольшанском замке вспомнили чуть меньше 10 лет назад, когда Беларусь сделала ставку на въездной туризм. Руководство Ошмянского райисполкома отреагировало мгновенно: вокруг имени знаменитой землячки Софьи Гольшанской закрутилась целая информационная кампания, прошла научная конференция, начали изучаться возможности восстановления стен памятника архитектуры.

— О полном восстановлении этого памятника архитектуры речь никогда не шла, — считает Игорь Раханский, руководитель проектного бюро Белорусского комитета ИКОМОС, которое вело работу над проектом. — Мы не располагаем достаточными сведениями о том, как выглядел замок в XVII веке, есть только рисунок Наполена Орды.

zamok-4-02

Как отмечает специалист, Гольшанский замок стоит рассматривать как социокультурный проект и нужно заниматься как сохранением руин замка, так и «оживлением» активной деятельности местных сообществ и отдельных энтузиастов.

С экономической точки зрения регенерация территории замка — материальная основа для создания туристического продукта, интересного для общественности, для благоустройства территории вокруг него.

— Первое, что мы предложили сделать администрации района, — это восстановить пруд на его исконном месте возле замка. Это была бы прекрасная «точка притяжения» для туристов: пока мы проводим многолетние восстановительные работы на руинах, люди приезжают на озеро, ловят рыбку, катаются на лодках и потихоньку «присваивают памятник», знакомятся с ним, — рассказывает Игорь Раханский.

В 2009 году концепцию проектировщиков поддержали — за пределы территории памятника была вынесена линия электропередачи. Но на этом все и закончилось: на реализацию проекта не было денег.

— Не получилось с одной стороны, — продолжает Игорь Раханский, — мы решили зайти с другой. Есть предание о том, что Павел Сапега был у Папы Римского, и тот передал ему «дары». Павел привез их в Гольшаны и, возможно, именно для их сохранения и «экспонирования» начал строительство комплекса с замковой капеллы. Именно на восстановлении каплицы капеллы, в которой со временем могли бы разместиться многие артефакты, включая надгробия Павла Сапеги и его жен, и был сделан упор. В контуре остатков здания капеллы мы установили большой крест как символ обновления — Павел Сапега с этого места начал строительство своего замка, а мы — реставрацию.

Мистика это или просто совпадение — установка креста совпала по времени с утверждением концепции консервации Гольшанского замка. Вскоре и деньги нашлись.

Сегодня финансирование мероприятий по сохранению Гольшанского замка ведется в рамках государственной программы «Культура Беларуси» на 2011−2015 гг. из местного и республиканского бюджетов.

— Закончены работы подготовительного этапа, который включал расчистку завалов на территории и внутри корпусов, подготовку строительной площадки, вырубку сорной растительности, — объясняет методист отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Ошмянского райисполкома Сергей Жилик. — За два года было израсходовано 4,7 млрд рублей. В текущем году предстоит освоить еще 360 млн рублей. Эти деньги пойдут на реставрационные работы северной угловой башни замка, а также на установку ее крыши и укрепление стен. До конца 2016 года эти работы планируется завершить.

— На моей памяти, — рассказывает Татьяна Завадская, бывшая сотрудница Гольшанского филиала Национального художественного музея, — о реставрации Гольшанского замка заговаривали как минимум раза три, но дальше разговоров дело не шло. На фоне столь длительного ожидания происходящие с замком перемены уже воспринимаются как весьма значительные. Он стал прорисовываться и кажется выше.

В последнее время туристов в Гольшанах немного. С закрытием филиала музея была утрачена целостность культурного наследия местечка.

Проект Гольшанского замка, помимо целостной реставрации сохранившейся северной башни, включает воссоздание «образа капеллы» — в форме экспозиционного муляжа из современных материалов, консервацию руин и благоустройство территории на месте стен замка и вокруг него.

По мнению Игоря Раханского, параллельно с проведением восстановительных работ необходимо позаботиться об экспозиционной «начинке» замка. В качестве элементов экспозиции под открытым небом планируется реконструкция пола, стен, камина, систем отопления и даже туалетных комнат, будет разработано несколько маршрутов по замку.

Поскольку действие государственной программы «Культура Беларуси» на 2011−2015 гг. заканчивается, предсказать, как будут развиваться события вокруг Гольшанского замка, достаточно сложно. Есть вероятность, что объект включат в программу на 2016−2020 гг., но пока никто точно не может сказать, сколько же денег необходимо для реализации проекта и найдутся ли они в бюджете.

— К большому сожалению, мы не умеем пользоваться тем, что имеем, — говорит редактор газеты «Туризм и отдых» Лилия Кобзик. — Ведь пока ведутся работы по консервации, руины существуют в своей первозданной ценности, сохраняя ауру древности — это так интересно, уже этим можно привлечь туристов!

Эксперт отмечает: нельзя что-то начать, а потом — вдруг денег не хватит или силы закончатся.

— Правда, в современной непростой ситуации, увы, предчувствую, замок может постичь печальная участь. Возможно, стоило бы всем миром поддержать данный проект! — предлагает Лилия Кобзик.

«Завтра твоей страны»

https://www.traditionrolex.com/8