<p><span style="line-height: 20.7999992370605px;">На днях в Минске прошел масштабный семинар, полностью посвященный нормативно-правовому регулированию в сфере туризма. На мероприятии, организованном Национальным агентством по туризму, представителям туристических предприятий подробно рассказали обо всех нюансах новых Правил оказания туруслуг и ответили на вопросы, касающиеся страхования, транспорта, виз и других наболевших проблем туристической сферы.</span></p>

Главный юрисконсульт Департамента по туризму МСиТ Александр Кречетов напомнил собравшимся обо всех имеющихся документах, регламентирующих туристическую деятельность. Это – Конституция РБ, в которой закреплены права граждан на свободное передвижение, отдых и оздоровление, Гражданский кодекс, где содержится понятие о предпринимательской деятельности, Закон «О Туризме» и другие декреты и указы. Специалист также подчеркнул, что основой взаимоотношений между туристом и фирмой является договор. Из образца типового договора нельзя исключать по прихоти турфирмы основополагающие положения, а вот дополнять или добавлять приложения – можно. Главное, чтобы их содержание не противоречило имеющимся законам РБ. Без согласования с заказчиком услуги можно заменять только аналогичными или более высокого качества. Если предлагаемая услуга хуже той, что указывалась в договоре, и это предполагает изменения в стоимости, эти изменения обязательно необходимо согласовывать с заказчиком.

На вопрос о стоимости виз для иностранцев в аэропорту и о путях ее снижения ответил директор Департамента по туризму Вадим Кармазин. По его словам, Минспорта и Департамент постоянно поднимают тему улучшения визового климата в различных инстанциях: «МСиТ передал свои предложения, касающиеся либерализации визового режима, в Совмин. Они касаются снятия платы за срочность получения визы, признания виз, выданных иностранцам Российской Федерацией, и других моментов». Сегодня готовится проект указа о безвизовом режиме въезда иностранцев на территорию белорусской части Беловежской пущи, а также согласовывается список спортивных мероприятий, участникам которых будет разрешен безвизовый въезд на территорию Беларуси. Правда, пока это касается только спортсменов.

Ситуацию с аттестацией экскурсоводов разъяснила начальник отдела качества и учебно-аналитической работы Нацагентства Елена Лихимович. Она подчеркнула, что зачастую на аттестацию приходят люди, которые имеют историческое образование, но не знают, чем должен заниматься экскурсовод и что такое методика проведения экскурсий. Поэтому в новом Положении о порядке и условиях проведения профессиональной аттестации предусмотрена платная аттестация, чтобы оплатить работу комиссии, а также провести выездные аттестации на маршрутах. Кроме того, экскурсовод должен будет аттестоваться по определенным темам, и они будут внесены в формуляр, дополняющий бейдж. Контроль за соблюдением этих правил будет осуществляться аттестующим органом, то есть членами комиссии.

О том, что динамика роста оформления tax-free в Беларуси после ЧМ по хоккею прекратилась, собравшимся рассказал заместитель начальника управления организации торговли и услуг Министерства торговли РБ Андрей Мешков. Он отметил, что лидерами по оформлению tax-free в Беларуси являются китайские туристы. Чаше всего они покупают ювелирные изделия; кроме того, иностранцы с удовольствием приобретают нашу косметику и продукты питания.

Ведущий специалист управления медицинского страхования Ирина Ковриго рассказала о страховании в туризме при организации туров за пределы Республики Беларусь и ответила на вопросы, возникающие при нестандартных обстоятельствах.

Комментарии к изменениям и дополнениям в Правила автомобильных перевозок пассажиров дал начальник отдела развития перевозок и лицензирования Минтранса Андрей Гладкий. Он отметил, что поправки касаются в основном перевозки детских групп. В частности, к таким перевозкам теперь допускаются водители, которые имеют стаж вождения не менее 3-х лет и не привлекались к административной ответственности за последний год. В условиях плохой погоды – тумана, снега и пр. – перевозка детей не рекомендуется. Техосмотр транспортное средство должно пройти не позднее, чем за 7 дней до поездки. Если дети едут с родителями, то это уже не перевозка детей. Дети могут совершать поездки с 5 утра и до 23.00 ночи. Но если дети возвращаются домой и движение начато до 23.00, то это тоже допустимо. К слову, директор Департамента по туризму Вадим Кармазин сообщил, что 30% жалоб, поступивших в нынешнем году в Минспорта, касаются именно транспортной составляющей. Особенно много жалоб было на организацию автобусных маршрутов в Болгарию.