https://www.traditionrolex.com/8
Белорусский язык постоянно вызывал бурю положительных эмоций.

Пишет Алексей Петров (Краснодар)

"НАЧАЛО"

Поездку в Минск, Киев и Одессу я задумывал давно.  Года два точно такая идея витала в моей голове. Сначала абстрактно, в виде забавной фантазии. Потом в формате «а почему бы и нет?» и, наконец, в этом году переросла в «давай поедем этим летом!» 

Не могу сказать, что я потратил кучу сил и перерыл кучу информации готовясь к этой поездке. Совершенно нет. Немного пошерстил Интернет на предмет достопримечательностей и тех мест, которые следовало бы посетить, осознал, что информации вполне достаточно для того, чтобы насытить 3 дня пребывания в каждом из городов и занялся технической стороной вопроса: как доехать и где жить. 

С тем как доехать вопросов было меньше всего. Сайт www.ati.su проложил и рассчитал мне удобные маршруты, которые легли в основу всех расчетов путешествия.

0

С выбором места проживания было сложнее. Изучив предложения гостиниц я понял, что нужно искать другие варианты, ибо даже посредственные гостиницы просили за посредственные номера 90-100 USD в день. Печалился я не долго, ибо первый же взгляд, брошенный в сторону частного сектора, вселил в меня оптимизм. Оказалось, что вполне возможно за в два раза меньшие деньги снять квартиру с кухней, санузлом и бытовой техникой. При этом люди, сдающие квартиры, готовы были бронировать их для нас без какой либо дополнительной оплаты. Забронировать квартиру в Киеве труда вообще не составило. Выбор квартир там просто огромный, а конкуренция, как известно, давит на цены. А вот с Минском пришлось помучаться. Рынок там довольно узкий и некоторые агентства откровенно не вменяемые. В один день я просто взбесился от тупости и некой безысходности, когда предлагали снять нечто откровенно убогое, по большим ценам. Но три дня сортировки различных вариантов с разных сайтов, несколько телефонных звонков и двухкомнатная квартира в Минске также была забронирована по удобной цене. 

***

"ПУТЕШЕСТВИЕ. БЕЛАРУСЬ"

Оказавшись в Беларуси, я первым делом начал ехать строго 90-100 км/ч. Очень много написано в сети про жестокие штрафы. Я находил табличку с описанием того сколько и за что нужно платить. Посмотрел, пересчитал в российские рубли, ужаснулся и не стал даже распечатывать, дабы не травмироваться. Решил ездить по правилам. Но сделать это было сложно, ибо дороги там очень ровненькие и пустые. Мчи – не хочу. А нельзя! И еще населенные пункты довольно часто. Только из одного выехали – второй начинается. И больше восьмидесяти – ни-ни. Тяжко!

1

Зато какие красивые леса! Едешь по гладкому черному асфальту с идеальными линиями разметки, а вокруг восхитительные зеленые сосны с коричневыми стволами, полумрак… Ляпота! Не мог не остановиться, чтобы сфотографировать. 

2

Сфотались. Зашли в лесок, а там…. Прям под ногами земляника, черника, грибочки! Супер! Все в диковинку для нас, горожан :) 

Лес делился с нами своими дарами, а мы делились своею кровью со всякими местными гадами. Я заперся в лес как был в шортах и футболке. Не думал же, что будем под кусточками земляникой и черникой лакомиться. Эти сволочи огромадные, сомневаться и гостеприимничать не стали и мигом налетели полакомится тепленьким. За пять минут искусали так, что потом всю дорогу ноги чесались. И, кроме того, еще и десантника-клеща мне на бок высадили. Будет тебе Алексей наука, как в лес в шортах ходить.

Первой отличительной чертой белорусских деревень от российских, была отнюдь не какая-то там особая стилизация или культурный почерк. Все, примерно, похоже. Первым и самым броским отличием было отсутствие телефонных будок и присутствие Аистов. Когда мы ехали по России в каждой мало-мальской деревушке, пусть даже из пяти-семи домов стояла телефонная будка с дисковым аппаратом. Видимо когда-то, когда мобильная связь была еще в зачаточном состоянии, Правительство решило телефонизировать деревню. И понавтыкало аппаратов. Вот они и стоят до сих пор. Интересно пользуется ими сейчас кто-нибудь? А в Беларуси в почти каждой деревушке живут аисты. Либо на крыше одного из домов, либо на специальных столбах. Здорово! 

Минск

Не так страшен оказался черт в лице белорусского ГАИ как его измалевали в интернете. Огромные штрафы компенсируются малым количеством инспекторов, их незатейливостью и хорошей системой оповещения об их присутствии встречными машинами. В Беларуси, в отличие от России водители не обязаны включать ближний свет при движении днем по загородным дорогам. Поэтому сигналы встречных машин о «рояле в кустах» очень заметны. А белорусские автолюбители считают своим долгом оповестить как можно больше людей по принципу «лучше перебдеть, чем недобдеть» и могут сигналить тебе еще за пару километров до поста наблюдения. Впрочем, в этом есть определенная логика. Машин на дорогах не так много и может статься, что больше тебе никто не встретится и не предупредит. А штрафы большие. Слава Богу, опыта общения с тамошними инспекторами у меня не было. За 400 километров пути мы встретили всего два поста ГАИ и благополучно их миновали.

Проехав приличный путь до столицы братского государства, мы начали ловить себя на мысли о том, что время уже близится к вечеру (около 18-00 по минскому времени), все приличные государственные и коммерческие учреждения должны заканчивать рабочий день, а белорусской валюты то у нас на руках нет! Причем, ни на границе, ни в населенных пунктах, через которые мы проезжали, обменных пунктов не было. Дыхнуло какой-то старорежимностью. В СССР то валюту тоже было не просто поменять. А ну как выяснится, что в Минске обмен можно проводить только в госбанках и только в рабочее время? Чего делать будем?

Возле Минска количество машин возросло, но совершенно не критично. Зато появились знаки увеличивающие скорость до 110 км/ч. Приятно!

Въехали в город. Чистенький, красивенький, просторный. Широкая дорога. От дороги до жилых домов большие расстояния. Есть где по тротуару погулять, есть где травке и деревьям порасти. Пробок нет совсем. Все комфортно.

3

Добрались до арендуемой квартиры. Не суперлюкс, но лучше, чем номер в гостинице в Орле. Спросили у хозяина где можно машину на стоянку поставить. Он замялся. Не в курсе. Говорит, у нас все так во дворах на улицах оставляют. Посмотрел – действительно весь двор самыми разными машинами забит и улицы придворовые тоже. Причем российских тазиков практически нет. Кое-где только встречаются времен еще советской закупки. Все остальные машины – европейцы. Фольксвагены, Рено, Пежо. Не новые, но в нормальном состоянии и много лучше и комфортнее новых «тазов». Сразу видно как народу проще жить, когда у тебя на шее не висит полудохлый и беспомощный автогигант, которого всей страной нужно спасть.

Расположились. Помылись, переоделись и двинули в город. Время позднее, а на улице светло как днем. Длинные вечера – чудесное время, недоступное нам, южанам. Рубли российские перевели в рубли местные в близлежащей гостинице вообще без проблем, и пошли на поиски места где можно вкусно поужинать. Очень хотелось чего-нибудь вкусного и местного. Например, драников. Ресторанчик нашелся быстро. Все в нем было – и драники, и вареники и бульба в самых разных вариациях, а вот коньячка украинского не было. А я так рассчитывал. Пришлось пить белорусскую водочку. Кстати, ценник в ресторане был отнюдь не дармовой, как мы думали слушая рассказы о том как все дешево в Беларуси. За ужин на троих мы заплатили больше двухсот тысяч рублей (около двух тысяч российских) при том, что спиртное пил только я и особых изысков на столе не было.

Добрели до дому и завалились спать. Второй день, почти полностью проведенный за рулем, дался много тяжелее первого, несмотря на то, что пройденное расстояние было меньшим. Забегая вперед, скажу, что именно этот переезд был самым сложным на всем пути. Тяжело с непривычки два дня к ряду проводить целый день за рулем. На въезде в Минск у меня даже спину заклинило так, что стало тяжело дышать и двинуться было сложно. Пришлось прижиматься к обочине, выходить и разминаться.

С чего начинается осмотр города, в котором ты никогда не бывал и в котором тебе никто не проведет экскурсию? Правильно! С покупки карты с местными достопримечательностями. Купили карту и поехали в центр. Несмотря на то, что в городе машин не так много с местом для парковки в центре обнаружились серьезные проблемы. Пришлось запарковаться чуть в стороне, и топать ножками. Благо топать было вполне комфортно. Солнышко и теплый, но не горячий воздух. Прошли к театру Оперы и балета, посмотрели на реставрирующийся Цирк, зашли в Парк им. Горького, где обнаружили колесо обозрения и тут же решили посмотреть на город с высоты. Подошли к кассам и выяснили, что существует два вида кабинок: открытая и закрытая. Решили взять открытую, чтобы не было сильно душно на солнце. Мы то думали, что выбор кабинок нужен для того, чтобы людям проще было подстраиваться под время года, но оказалось, что фишка в другом. Открытые кабинки – это кабинки, которые превращают, в общем-то, спокойный аттракцион в аттракцион с определенной долей драйва.

Я сел на самую левую (если стоять лицом к колесу) сидушку и получилось, что сижу я ровно на краю буквально пропасти, которая увеличивается по мере подъема колеса. Прямо перед тобой опять-таки малозащищенная высота и только слева дружеское плечо, на которое можно опереться, если оно само не дрожит от страха :) Приятный холодок пробежал по спине, инстинктивно захотелось крепче схватиться за фиксирующие поручни и стало очень понятно, почему в этих местах мягкий пластик на них изодран до металла :) Впрочем, бояться долго у меня не получилось. Но, думаю, у тех людей, кто с высотой не дружит адреналина тут должно выделиться порядком. Быть может, им лучше садиться в середину, хотя там, наверное, вообще не должно быть страшно.

Посмотрели на город. Не высокий, зеленый, новый. В общем-то, и глазу не за что зацепиться. Но за то как дышится, как чувствуется! В Минске ты как будто сбрасываешь с себя цепи конъюнктуры, алчности, заточенности всего и вся под сиюминутную прибыль. Там как-то все по-человечески. Нет засилия рекламных баннеров и ларьков на каждом углу. Нет толкотни и беготни. В Минске захотелось остаться жить. Понятно, что это был только эмоциональный порыв, без реального воплощения, но и он говорит о многом.

5

А это велосипедные дорожки в парке. Мило, правда!

Следующим пунктом обязательной программы была Белорусская библиотека. Здание, напоминающее инопланетный корабль, которое по слухам очень не нравится горожанам. Безусловно, оно очень необычное и явно контрастирует с общим архитектурным фоном Минска. Но библиотека располагается вдалеке от центра и стоит, образно говоря, в поле. Поэтому я с минчанами не соглашусь. Стояла бы в окружении привычных для Минска панельных домов – смотрелась бы странно, а так вполне себе интересный для туристов объект. Должна же быть в городе какая-то диковинка.

Обязательными пунктами программы мы обозначили себе посещение железнодорожного вокзала и аэропорта. Обычно путешественники видят их автоматически, пребывая в город на поездах или самолетах. Нам же пришлось ехать к ним специально. 

Аэропортов в Минске два. Для международных рейсов находится далеко за городом, второй, для внутренних рейсов – поближе. Наибольшее впечатление произвел международный аэропорт. Большой и совершенно пустой. Пустая дорога к нему, полупустая стоянка и тишина в самом аэропорту. Это было очень удивительно, поскольку как-никак мы находились не в какой-нибудь провинции, а  в столице отдельного государства. Тем не менее, движения там было гораздо меньше чем даже в скромном аэропорту Краснодара, не говоря уже о московских Шереметьево или Домодедово. Да и рейсов вылетало, по-моему, не больше пяти штук за день. Скукотища! Зато на выезде из аэропорта стоит мощная деревянная фигура зубра, проехать мимо которой без фотосессии – грешно. :)

6

Железнодорожный вокзал был полон характерного хаотического движения приезжающих-уезжающих-провожающих-встречающих людей. И просто радовал глаз своим названием «Чыгуначны вакзал».

7

Вообще белорусский язык постоянно вызывал бурю положительных эмоций. Обсуждая его мы пришли к выводу, что изобрести его могли либо из протестных по отношению к русскому языку соображений, либо двоечники, которым лень было говорить и писать правильно, и они коверкали русскую речь на манер «падонкафф». Ну а кто еще вместо «говори со мной по-белорусски» сказал бы «гавары са мной па-беларуску»? 

Все надписи на белорусском языке мною читались исключительно голосом и интонацией Александра Лукашенко. Наверное, потому, что кроме как из его уст по телевизору я больше ни откуда белорусскую речь не слышал. Все люди в Минске говорят на русском языке. Телеканалы и радио тоже. Не все, но как показалось, значительная часть.

Обратили внимание на то, что наш автомобиль был практически единственной машиной с российскими номерами в Минске. Приятно было чувствовать себя в чем-то особенными :) 

Осмотрев город, на следующий день поехали изучать окрестности. Очень хотелось побывать в Музее мифологии леса. Отзывы о нем были вполне симпатичные, да и к тому же я очень уважаю мистику. Но, увы, музей оказался закрыт. Тут же изменили планы и поехали смотреть мемориальный комплекс «Линия обороны Сталина», который находился чуть дальше. 

Комплекс оказался достаточно занятным и располагался на месте действительной линии обороны, а ранее границы с Польшей. Приятно удивила доступность и работоспособность всех представленных экспонатов.

8

Нет, пушки, конечно, не стреляли, но можно было спрыгнуть в окоп,

9

посмотреть из бункера в реально работающий, двигающийся перископ,

10

покрутиться на зенитной установке поднимая или опуская ее дуло,

11

или почувствовать себя в роли пулеметчика в бронированной огневой точке.

В этой пулеметной огневой точке мы едва разворачивались вчетвером, а в военных условиях в ней должны были находиться, есть и спать одиннадцать человек! 

Гуляя среди техники, вышек, колючей проволоки в ясный теплый солнечный день сложно почувствовать всю серьезность военных событий. Ну танк, ну пушка, ну огневая точка. Для человека, который сам никогда не видел войну в живую это не больше чем экспонаты, связанные с какими-то далекими событиями через книги, фильмы или рассказы. Но мне почувствовать удалось. Просто весной мы играли в пэинтбол. И в одной из игр попали в такую ситуацию, что неверно выбрав позицию, оказались под шквальным огнем противника. Когда лежишь лицом в траву за кочкой и любая попытка высунуть голову, чтобы осмотреться или руку-ногу, чтобы переместиться заканчивается болезненным щелчком пластмассовой пули с краской. И когда я здесь спустился в окоп, мне, почему то, сразу вспомнился тот игровой бой. Подумалось, что окоп – штука конечно очень удобная, но не хотелось бы оказаться в нем во время войны. Там пули другие. Там права на ошибку нет. Там кровь, а не краска, там жизнь, а не "Game over". Там голову из окопа высовывать вообще не захочется, но будет нужно. А в какой-то момент может оказаться необходимым из окопа вылезти и пойти в атаку. То есть выйти в чистое поле безо всякой защиты. Таким мягким пулеуловителем. И там уже как Всевышний распорядится…

Господи, какая же страшная штука война! Не дай Боже столкнуться с ней на жизненном пути!

По дороге к мемориалу проезжали мимо городского пляжа на реке Свислочь. Посмотрели на количество купающихся и посочувствовали им, что возле Минска нет моря. И только мы это обсудили, как уткнулись носом в указатель «МИНСКОЕ МОРЕ». Есть оказывается! Существует! :)

12

На обратном пути не поленились, заехали. Не море конечно, но парусников много. За неимением большего для отдыха сойдет. Хотя водичка, конечно, по речному мутноватая. Бурая даже. Как в Волге.

Побывать в Минске и не посетить Хатынь мы посчитали для себя преступным. Поэтому на следующий день поехали туда. От людей, которые не перемещаются на автомобилях и не направляются в Хатынь в составе экскурсии дорога в это святое и трагическое место может потребовать особых усилий. До поворота на Хатынь необходимо проехать 54 километра, а затем пройти пешком еще 5 километров. Но автомобиль у нас был в наличии и мы добрались быстро и с комфортом, в очередной раз оценив преимущества автотуризма. 

Хатынь производит впечатление. В начале комплекса вас встречает скульптура старика с ребенком на руках, а дальше дорога идет среди бетонных обелисков символизирующих печные трубы – все что осталось от сожженных домов. На каждом обелиске табличка с именами тех, кто жил в этом доме. Господи, сколько же там было детей самых разных возрастов! Все обелиски-дома имеют колокола, которые синхронно звонят каждые 20 секунд. А теперь представьте большое поле в лесу. Тишина. И тут «Дзынь!». И опять тишина.

13

Хатынь в Беларуси была не одна и является единым местом памяти всех сожженных деревень, поэтому за домами-памятниками сделано Кладбище деревень. Сюда из 185 сожженных деревень, которые так и не возродились, были привезены урны с землей, и создано символическое кладбище.

После Хатыни вернулись к делам мирским. То есть к тому, что непременно делает каждый турист если имеет такую возможность. Не знаю о чем вы подумали, но я имел в виду шопинг. Гуляя еще в первый день мы наткнулись на Белорусский выставочный центр увешенный баннерами с надписями о том, что через два дня должна была начаться торговая выставка белорусских производителей. На нее мы и клюнули в надежде накупить чего-нибудь всего и не дорого. Однако наши надежды умерли практически на пороге. Ассортимент и качество товаров белорусских производителей в большинстве своем замерли на уровне 80-х годов прошлого века и смотреть откровенно было не на что.

14

Впрочем я зацепил таки себе трофейчик – майку с надписью Беларусь за 200 рублей :)

Неудовлетворившись этим шопингом поехали в торговые центры на окраины. Но там смотреть было не на что. Либо хлам, либо те же самые товары, которые привозят челноки из Китая в Краснодар по очень похожим ценам. 

Отчаявшись купить что-нибудь путное, поехали за сувенирами в магазин «Беларусь». Этот магазину них – это примерно как универмаг «Краснодар» у нас. Такой же старый с советской обстановкой и торгующий черте чем. Но в отличие от универмаг «Краснодар» позволяющий перемещаться между этажами на допотопных советских эскалаторах. Наверное в свое время это был жутко навороченный магазин. В нем мы купили магнитики, без которых сейчас поездка не поездка :)

 Чтобы вы не подумали, что в Беларуси все совсем уж плохо с торговой сетью скажу, что у них имеются привычные нам супермаркеты в спальных районах. В ближайшем к нам мы покупали еду и питье. Мясо и молочка у них процентов на двадцать дешевле чем у нас. Алкоголь стоит примерно так же. Если вы покупаете что-то в развес и возьмете для того чтобы сложить это пакет или пластиковую коробку, то будьте готовы к тому, что за них с вас возьмут деньги. Мелочь, а напрягает.

Качество продуктов там такое же как у нас. Где то читал высокие отзывы о шикарных белорусских колбасах, но приехал, посмотрел и понял, что это лишь эмоции отдельного человека. Колбасы там также напичканы химикалиями и содержат кучу «Е», а хлеб продается такой же беспонтово дутый. Зато там можно купить Баржоми.

В центре Минска есть привычные россиянину МакДональдс и Планета суши. Правда в первый почему-то всегда стояла очередь с выходом на улицу, а ценник во втором был близок к московскому. Зато в «Планете» мы смогли покушать после одиннадцати вечера.

Под занавес поездки съездили в центр. К комплексу правительственных зданий и подземному торговому центру на подобие того, что расположен на Манежной площади в Москве. В прочем ехали мы не к ним, а в первую очередь к Красному костелу по легенде, построенному родителями по рисунку умирающей дочери. Красиво! 

15

Подойти поближе к правительственным зданиям не получилось. Грозный охранник сказал, что проход к ним даже просто поглазеть запрещен. Непонятная цензура. Впрочем она выражалась еще и в том, что вблизи этих зданий невозможно было отправить смс. Наименование оператора поменялось в телефоне поменялось на какой-то буквенно-цифровой код и смс перестали уходить. Звонить можно было, а смсить нельзя. Странная фишка. Позже она повторится на белорусско-украинской границе. 

Резюме

Минск оставил очень приятное впечатление. Чистый, уютный и приветливый город. Тут не чувствуешь себя заграницей. Тут чувствуешь себя дома, но немного в прошлом. Посмотреть все достопримечательности Минска вполне можно за 2-3 дня. При этом значительная их часть будет связана с Великой отечественной войной. Наверное, поэтому сюда не едут толпы туристов как в Киев и Москву. Минск – это в первую очередь душевный комфорт и чуть-чуть ностальгия. Было интересно. Правильно сделал, что сюда выбрался.

****

****

Пишет москвичка Davitachi

Катались на выходные в Минск. Впечатлений масса. Долго не могла выбрать такое слово, которое в большей мере опишет моё восприятие Минска. Он очень Красивый хотя архитектура там достаточно посредственная. Культурный. Пропитан  традициями и уважением к  ним. Показался мне очень национальным и при этом очень-очень friendly. Людей на улице мало. А те, который встречались - очень милые. Никто на улице не плюется, не толкается, не мусорит, даже окурки не кидает. И от этого становится так тепло на душе. Так и хочется прокричать что все вокруг братья.  

Город чистый. И атмофера комфортная. Несмотря на дождь и промозглый ветер, совсем не хотелось идти в кафешку и пить какао. Мы гуляли - гуляли -  гуляли! В общем в этом городе воссоединены все те характеристики, которые я очень ценю в городах проживания.  (наверное по этому и живу в Москве;) ) Итого: Если бы меня пригласили бы переехать в Минск, с обеспечением работой и жильем - я бы не раздумывая согласилась!

https://www.traditionrolex.com/8