Проблема остается дискуссионной, и высказать свое мнение на эту тему может любой представитель турбизнеса. Сегодня мы предлагаем вам материал главы компании «Сакуб» Сергея Букаса, входящего в Республиканский союз туристических организаций, и юриста союза Алексея Абражея. Материал подготовлен в рамках работы по внесению изменений и дополнений в Закон «О туризме».
Допустим, на сегодняшний день нет предпосылок для совершенствования национальной системы регулирования и контроля за субъектами туристической деятельности, повышения ответственности за качество туристических услуг. Но давайте рассмотрим вещи, которые лежат на поверхности и которые, на наш взгляд, можно смело применить в нашей системе.
Очевидно, что в целях создания конкурентоспособной среды в вопросах сервисного обеспечения и сопровождения развития туризма в Беларуси необходимо повысить роль и статус общественных организаций (РСТО). Для того, чтобы взять на себя функции саморегулируемой организации (напомним, что тема СРО сейчас активно обсуждается и в России и, судя по всему, они ближе к решению вопроса, чем мы), все для начала в РСТО уже имеется. Отметим отдельно, что речь вовсе не идет о некой "монополизации" полномочий. Мы говорим о диверсификации деятельности РСТО и о том, что в Союзе имеется фундамент для того, чтобы создать удобную для белорусского турбизнеса и государства систему регулирования и контроля за деятельностью субъектов туризма.
Практика применения правовых мер в России, в том числе страхование профессиональной ответственности через институт финансовых гарантий и ведение реестра туроператоров, говорит о том, что остаются нерешенными проблемы предоставления гарантий оказания услуг потребителю в случае банкротств туристических организаций и в условиях появления на рынке туризма многочисленных непрофессиональных компаний после отмены процедуры лицензирования, что показывает необходимость поиска иных методов решения обозначенных проблем через повышение ответственности субъектов туроператорской и турагентской деятельности.
Общественная организация в сфере туристической деятельности с дополнительной ответственностью их членов – это некоммерческая организация (юридическое лицо), объединяющая юридические лица и индивидуальных предпринимателей, созданная с целью регулирования определенной профессиональной деятельности или определенной отрасли, осуществляет свои функции на следующих принципах:
– регулирование ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ, но не экономической деятельности ее членов ТОЛЬКО путем принятия профессиональных стандартов;
– контроль ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ деятельности члена Организации;
– в случае необходимости обеспечение дополнительной ответственности членами общественной организации за своего члена, не имеющего возможности исполнять свои обязательства перед потребителями товаров, работ и услуг.
При этом деятельность любой туристической компании возможна лишь в том случае, если она является членом ЛЮБОЙ из существующих в стране общественных организаций. Если турфирма осуществляет профессиональную деятельность, не являясь членом Организации, эта деятельность является незаконной и все ее доходы подлежат взысканию в бюджет;
– турфирма-член общественной организации обязана соблюдать законодательство и профессиональные стандарты;
– соблюдение турфирмой-членом Организации законодательства и ее профессиональных стандартов контролируется самой Организацией, а не государством;
– государство напрямую не регулирует и не контролирует соблюдение турфирмой законодательства;
– ТОЛЬКО в случае возникновения у турфирмы-члена организации ответственности за неисполнение обязательств ТОЛЬКО перед потребителями ее товаров, работ и услуг и ТОЛЬКО в случае недостаточности у нее имущества, дополнительную ответственность за нее несут вместе все другие турфирмы -- члены этой организации в равной доле, но не более суммы, определенной законодательством.
В случае, когда турфирма не сможет исполнять свои обязательства перед туристами, она может рассчитывать на дополнительную (субсидиарную) ответственность каждого члена некоммерческой организации.
И все это определяется и контролируется самой общественной организацией.
Что это дает государству?
- Наведение порядка на рынке;
- Дополнительная ответственность компаний перед потребителем;
- Дополнительная защита прав потребителя;
- Усиление контроля за деятельностью компаний;
- Контроль за результатом.
Как итог: снижение административной и финансовой нагрузки на госусдарственные органы.
Что это дает туркомпаниям?
- Пропорциональные эффективные меры
- Очищение рынка от непрофессионалов, односезонок, которые создают негативную картину;
- Регулирование и контроль рынка;
- Лоббирование интересов отрасли.
Все это дает альтернативу государственному вмешательству, способствует повышению качества работы участников организации и, как итог, повышению качества туристических услуг, оказываемых потребителю.