https://www.traditionrolex.com/8
<p>Романтика путешествия в автодоме знакома каждому белорусу, однако, к сожалению, скорее, по фильмам, а не по личному опыту. Несмотря на то что автомобильный туризм в большинстве стран Европы невероятно популярен, конкретно в Беларуси своих караванеров немного, как, в принципе, и заезжих. Так почему же белорусы редко выбирают такой «домашний» способ путешествия, а пути-дорожки иностранных автотуристов в основном обходят нашу страну?</p>

Караванинг по-белорусски

Преимущества караванинга очевидны: сам выбираешь маршрут, сам его меняешь в зависимости от обстоятельств, и при этом никаких трат на гостиницы, поезда и самолеты. Однако прежде чем получить эти преимущества, нужно преодолеть один большой недостаток – купить далеко не дешевый дом на колесах и содержать его.

Председатель «Белорусского клуба караванеров и автотуристов» Виктор Орабей говорит, что в Беларуси активных автопутешественников, которые регулярно уезжают в путешествия за границу на своем автокемпере, наберется не больше 20 человек. Больше тех, кто использует автодома, а чаще даже прицепы-дачи, для переездов по местности, например, на длительную рыбалку. Много и тех, кто считает себя караванером по духу, но, к сожалению, не может себе позволить такого рода путешествия. 

Возможностей стать караванером было бы больше, будь в Беларуси налажен прокат домов на колесах. Ведь большинство европейцев берут автодом напрокат, так как это выгодней, чем покупать его, когда путешествуешь максимум пару раз в год. Однако пока у нас не находится смельчаков открывать такого рода бизнес: идея здесь не слишком популярна, да и автокемперы, скорее всего, пойдут на то, чтобы служить местом ночлега для больших компаний, отдыхающих на природе, а в таком случае сложно у­следить за сохранностью.

Иногда звучит идея брать автодома на прокат у караванеров, которые их уже приобрели. Ведь они не путешествуют круглый год, и большую часть времени автодома простаивают без дела. Однако минский караванер Александр Милько идею не поддерживает, говорит, что ни он, ни друзья не согласились бы. Потому что это как пускать чужих людей в дом, пока ты на работе. Поэтому ни эта мысль, ни идея покупки автокемпера несколькими семьями не приживается.

Есть и альтернативный вариант. Можно без проблем взять напрокат дом на колесах за границей. Оптимальная страна – Литва: недалеко и легко договориться, русский знают почти все. Начальная стоимость аренды за день будет от 70–80 долларов, но цена во многом зависит от срока и характеристик автодома.

Кстати, часто у белорусов можно увидеть прицепы-дачи. И хоть они чаще служат для переездов по месту, для далеких путешествий это тоже хороший вариант. Основное преимущество – цена. Ведь, если говорить приблизительно, автодом будет стоить не меньше 50 тысяч долларов, а прицеп-дачу можно найти и за 4 тысячи. Основные минусы прицепов в путешествии – это то, что с ними в прямом смысле не разгонишься, в них запрещено находиться во время движения и иногда сложно проезжать по городским улицам из-за громоздкости. Но зато, в отличие от автодома, прицеп можно оставить на месте и без проблем кататься на машине круглый год. Иногда караванерам советуют взять в прокате по очереди и то, и другое. И только потом принимать решение, что им больше подходит для покупки.

После приобретения дома на колесах особых сложностей в организации путешествия не возникает. С полезной информацией по поводу различных нюансов могут помочь единомышленники в клубе караванеров и автотуристов, ведь его основная цель – помогать советом по поводу всего, что касается караванинга. Всю информацию о кемпингах за рубежом, где можно остановиться, легко найти в интернете. Хотя того же, определенно, не скажешь иностранным туристам, пытающимся найти место для стоянки в Беларуси…

Иностранные кемперы и Беларусь

Сами белорусы, путешествуя в домах на колесах по нашей стране, уже научились обходиться без специальных площадок для стоянок-кемпингов. Ведь они передвигаются либо к месту слета, либо переезжают Беларусь, отправляясь за рубеж. В обоих случаях переезды недолгие, и, по словам караванеров, можно обойтись остановками на заправках, хотя все равно порой очень нужны специальные площадки или хотя бы дополнительное оборудование на заправочных станциях. От привыкших же к комфорту иностранных караванеров такой нетребовательности ждать точно не приходится. Ведь кемпинги в других европейских странах встречаются везде и совершенно разного уровня. Как правило, на специально предназначенных местах для стоянки автодомов можно воспользоваться не только основными бытовыми услугами, но и постирать, помыть посуду, принять душ, отдохнуть в кафе или баре.

Виктор и Александр не припомнили ни одного автокемпинга в Беларуси, который бы соответствовал современному европейскому уровню. Но для начала нужно хотя бы как можно больше огороженных, охраняемых площадок, с подключением к электроэнергии, канализацией, местом слива и залива воды. Это самый простой вариант кемпинга. И Вадим Кармазин, директор департамента по туризму Министерства спорта и туризма, говорит, что в Беларуси существует около 7 таких автокемпингов, (например, в Крупском, Воложинском районах, недалеко от Лиды), строятся другие объекты. Не менее важно сейчас проработать нормативную базу, чтобы убрать из законодательства барьеры для создания большего числа кемпингов.

Караванеры, в свою очередь, как минимальную помощь автотуристам предлагают дооборудовать заправочные станции. Отвести специальное место с розеткой, обозначенное знаком для стоянки автокемпера. Сделать возможным в туалете слив капсулы и провести шланг с водой. Ведь пока оказавшиеся в нашей стране автотуристы без особых удобств ночуют, как правило, на парковках возле торговых центров.

Отсутствие хороших кемпингов в местах, где чаще всего пролегают маршруты туристов, и визовый барьер делают свое дело, поэтому кемперов из-за рубежа у нас немного. В принципе, если не для длительного отдыха, то хотя бы на пару дней мы могли бы перехватывать путешественников, которые едут через Беларусь транзитом, например, в Россию. Ведь дороги у нас неплохие, но туристы должны знать, где они с удобством могут остановиться и провести ночь. Пока даже автопутешественники из Польши едут в Россию через Прибалтику.

Несмотря на то что возникает много трудностей, те, у кого есть желание быть караванером, справляются и с удовольствием проводят время, путешествуя в автодомах. Участники клуба караванеров не скрывают своего энтузиазма и, возможно, скоро привлекут еще больше людей к своему хобби. Так что ждем автокемперы на белорусских дорогах.

https://www.traditionrolex.com/8