https://www.traditionrolex.com/8
<p>25 февраля  в Минской области  состоялся заключительный семинар проекта «Таямнічая Беларусь» на тему  «Таямніцы беларускіх мястэчак».</p>

…Ранним утром в городе стоял  невероятно густой и плотный туман, поэтому у всех участников семинара закрались сомнения: как можно при такой погоде рассмотреть хоть какие-то «таямніцы»?! Впрочем, за все состоявшиеся пять выездов, природа побаловала «семинаристов» только один раз, так что оптимизма подобные обстоятельства не убавили.

После вступительных слов от организаторов «бразды правления», а заодно и микрофон взял в руки экскурсовод Денис Филипчик, который начал неспешный рассказ о феномене под названием «белорусские местечки». Не знаю, как вам, но мне очень нравится само это слово «местечко». Город, село, деревня – это топографические названия населенных пунктов – и только. А когда говорят «местечко», сразу представляется что-то уютное, камерное, где вкусно пахнет хлебом и струится дымок из печных труб. В этом названии несомненно есть привкус древности и истинной «беларускости», не вытравленной годами, дух исконных традиций. Это не населенный пункт, а уклад жизни, определенный менталитет, ностальгия по временам, которые не вернутся никогда.

В далекой древности город назывался «место» (в Польше – «място», в Чехии «мисто» и пр.). А небольшой городок  - ласкательно-уменьшительно – «местечко». Они начали появляться в Беларуси с XIV века, и количество таких небольших городков все время возрастало. Сколько их было на самом деле – никто точно не знает. Достаточно сказать, что из 118 сегодняшних районных центов Беларуси около 70% ранее были местечками. Расцвет местечек приходится на XVI век, а точнее, на период после 1588 года. Существует определенная классификация. Были местечки частновладельческие, церковновладельческие и «гаспадарские» или княжеские, а также готические, барочные и пр. Всех  их объединял один признак – количественный: местечком считался населенный пункт, в котором насчитывалось не менее 300 дворов. Обязательным элементом и признаком местечка являлись:  наличие торговой площади, проведение «кирмашей», ремесленеческая деятельность, корчма, несколько улиц, костел, церковь и синагога, поликонфессиональность и пр.

Увы! После шестисотлетнего существования в 1938 году местечки помешали советской власти и Президиум Верховного Совета БССР упразднил это уникальное название. Эти населенные пункты стали называться скучно и утилитарно: поселки городского типа, а то и деревни, как Раков. А теперь и вовсе, на мой взгляд,  ужасно – агрогородки. Для того, чтобы закрепить услышанное в ходе экскурсии и выявить наилучшего знатока, Денис проводит несколько викторин. А наш автобус тем временем подъехал к указателю «Узда».

…Изрядно поплутав по улочкам Узды, небольшого городка с 10-тысячным населением и  весьма зажиточными домами, мы все-таки попали к нашему первому объекту осмотра - …на местное  католическое кладбище.

К этому моменту разошелся дождь, поэтому ощущения были не из приятных.  Однако, увидев удивительное сооружение, издали напоминающее египетскую пирамиду, про природный дискомфорт все сразу позабыли.

Оказалось, что эта пирамида - часовня-усыпальница рода Завишей. Она была построена в 1800 году, на нижнем уровне усыпальницы – склеп, а на верхнем – потайная комнатка для молитв.

Сегодня часовня разграблена и теперь можно только догадываться, какой она была ранее. Внутри – мусор и тлен. Да, так проходит слава мирская… Хотя у Завишей заслуг перед городом достаточно: именно шляхтичем этого рода  была построена в 1798 году главная достопримечательность города – деревянный Крестовоздвиженский костел.

Денис рассказывает о легендах, связанных с названием бывшего местечка, а с 1999 года – города. По легенде, давным-давно какой-то белорусский шляхтич уронил в речку Уздянку очень дорогую уздечку, украшенную драгоценными камнями. Он заставил все население местечка искать эту вещь, но ее так и не нашли, а название осталось. По другой версии, именно здесь преследователи настигли хана Койдана, и он было совсем погибал, но в последний момент вцепился в узду своего коня. Есть и еще версии – на выбор.

Узда был известна с  1450 года как усадьба шляхтича Корсака. В скором времени она разрослась и стала деревней, потом местечком, нередко менявшим своих владельцев. В  XVI веке  здесь жили шляхтичи братья Кавечинские,  которые приютили знаменитого белорусского первопечатника и просветителя Сымона Будного, допечатавшего здесь последние страницы своей «Библии», которую теперь так и называют «Несвижско-Узденская». По проекту Кавечинских в городе на реке Уздянке был построен порт – через него шла бойкая торговля, так как здесь проживало  много татар, занимавшихся кожевенными ремеслами.

Когда мы уже собирались покинуть кладбище, вдруг появилась «местная жительница», решившая дополнить рассказ экскурсовода, а заодно и проверить наши знания.

Только потом мы поняли, что это – представление, элемент анимации, подготовленный командой Виктора Коровая. В Узде таких «элементов» оказалось еще три: к нам в автобус подсела «попутчица», утверждавшая, что люди в этом городке – особенные, и каждый, кто здесь побывал, тоже становится лучше, «местный парень», проводивший нас к заброшенной хозпостройке и «татарская девушка».

Маршрут небольшой обзорной экскурсии привел нас к бывшему Крестовоздвиженскому костелу.

Осмотреть его можно только снаружи.  Дело в том, что в советское время в костеле был устроен Дом культуры, и до последних дней там устраивались концерты и проходили дискотеки. Но, похоже, разум возобладал, и сейчас костел закрыт. Будем надеяться, для того, чтобы открыть его для служб и для экскурсантов, учитывая необычную архитектуру памятника и его историю. К примеру, в этом  храме крестили в 1843 году  Доминика Луцевича – отца знаменитого белорусского поэта Янки Купалы.

Неподалеку от старого костела построен новый.

Мы идем по удивительной улице

мимо Красной площади с памятником вождю,

мимо старинного дома

к  православной церкви Святых Петра и Павла, построенной в начале XX века.

Дождь прекратился, но нам пора ехать дальше, нас ждет старинный Греск, впервые упомянутый в летописях в 1480 году.

…Если бывшее местечко Узда туристами иногда посещается, то нынешняя деревня Греск, как правило, вниманием путешественников не пользуется.  По преданиям,   свое имя деревня получила благодаря  сельчанам,  предпочитавшим  в стародавние времена   выращивать гречиху. Но есть и другой вариант: якобы самый большой доход местным предприимчивым селянам приносили грецкие орехи – практически у каждого хозяина в поселке росли такие деревья. Так и стали называть местечко – Грецк, а после – Греск. По мнению некоторых археологов (Денис назвал их фантастами), именно здесь, на реке Сава и заканчивалось знаменитое Геродотово море. С 1536 года местечко принадлежало Боне Сфорца, затем им владели Олельковичи, а затем – Радзивиллы. Во время Первой мировой войны в Греске был большой госпиталь. На въезде в деревню нас ждет местный историк и краевед Алесь Новик, который рассказывает, что первые люди поселились на берегах реки Сава еще в каменном веке. Об этом свидетельствуют найденные на городище каменные ножи и топоры. Речки Савы уже нет,  остался небольшой ручеек, но возвышенность над ней местные жители до сих пор называют Замок. Говорят, что здесь действительно находился замок, но кому он принадлежал, и когда это было,  никто не знает. Несмотря на грязь под ногами, мы поднимаемся на городище, отмечая, насколько оно большое по площади.

Гостеприимный хозяин показывает нам  церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которую прихожане возвели в здании кинотеатра. Так что иногда случается и обратный процесс. В храме хранится мироточивая икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» . Поклониться святыне на протяжении семи лет приезжают паломники не только из Беларуси, но и из далекого зарубежья.

На протяжении нескольких лет Алесь Новик создает  музей сельского быта под открытым небом. К сожалению, отдельного места для него нет, поэтому расположен музей фрагментарно. Мы увидели то, что собрано возле пожарной части.

Попрощавшись с Алесем Новиком, сожалеем, что местным властям, по всей видимости, нет дела до древнего городища, судя по кучам мусора, «украшающим» его склоны. Похоже, что и недра этого памятника никто особенно не изучал.  Впрочем, предаваться печальным размышлениям можно сколько угодно, но мы уже в другом бывшем местечке – Копыле. Денис рассказывает, что Копыль - одно из древнейших поселений Беларуси. Первые сведения о городе содержатся в Галицко-Волынской летописи и датированы 1274 годом. В 1652 году Копыль получил от короля Яна Казимира Магдебурское право, герб, печать, разрешение на строительство Ратуши, организацию торгов, ярмарок. 17 июля 1924 года Копыль становится районным центром, в современных границах район существует с 8 августа 1959 года.

Из архитектурных памятников сохранилась Спасо-Вознесенская церковь 1866 года. Сейчас она находится в стадии реконструкции.

Мы с удовольствием прогуливаемся мимо старинной городской застройки, где сейчас расположены небольшие магазинчики.

К сожалению, наше пребывание в Копыле довольно кратковременное, да и чувство голода ничем не заглушить, поэтому мы отправляемся обедать в «Корчму», которая входит в комплекс «Околица», включающий еще и агроусадьбу, магазинчик и баню.

…В «Корчме» - сюрприз! Нас встречает настоящий корчмарь Янкель со своей мамой – как же без мамы!!!

Нас приглашают к накрытому столу.

Только мы начали трапезничать, как в зал буквально ворвались красивые и богато наряженные шляхтянки, едущие из Несвижа в Минск,  – и давай требовать у Янкеля, чтобы он их накормил и напоил.

Но хозяин корчмы оказался не промах. Кроме того, он на своем веку уже повидал любителей и любительниц погулять на халяву. И оказался прав – денег у красоток не было…

Неудача их не смутила, и они начали забавлять публику. Между прочим поинтересовались, какие языки знают гости и знакомы ли они с латынью, как настоящая шляхта. Мы ответили утвердительно, и нам устроили экзамен: нужно было вытягивать дощечки с латинскими крылатыми выражениями. Мне досталось известное: «Омниа меа меакум порте». Ну, кто же такого не знает?!!!

Несмотря на такую активность, корчмарь девиц так и не накормил, оправив восвояси. В общем, специально подготовленная для нашего проекта   творческим коллективом «Мастерская впечатлений» под руководством  Виктора Коровая  экспериментальная анимационная программа всем понравилась. Посещение комплекса «Околица» завершилась осмотром комнат для гостей, ни одна из которых не повторяет другую.

…Попрощавшись с Копылем, отправляемся в  Слуцк. На этот раз целью является не производство слуцких поясов и даже не достопримечательности города, а этнографическая мастерская в Слуцком государственном колледже перерабатывающей промышленности.

Здесь нас ожидает исключительно теплый прием и экскурсия, которую проводит лично директор этого учебного заведения Борис Блахин. Конечно, осмотреть все 14 зданий колледжа невозможно, поэтому мы уделяем больше времени уникальному этнографическому музею, экспонатам которого может позавидовать и краеведческий музей.

Здесь есть залы, рассказывающие об истории и  становлении колледжа (а он создан еще в 1948 году), об особенностях сыроделия и молочной промышленности. В общем, мы были приятно удивлены.

Но еще больше мы удивились и поразились после посещения «ботанического сада».

Здесь растут разнообразные экзоты, в том числе лимоны и бананы, чудесно пахнет, струится вода…Просто рай на земле.

Надышавшись кислородом (уходить вообще не хочется!), идем в собственно в этномастерскую. И тут – снова сюрприз, да еще какой! В печке горит огонь, а стол уставлен блюдами! Оказывается, для нас приготовили фуршет по-белорусски: драники, бабка, фаршированный картофель…А в сметане буквально стояла ложка! В качестве напитка – фирменный морс.

Отведав всей этой вкуснотищи, оцениваем труд мастериц и убранство мастерской.

Да и весь антураж коридоров, залов, холлов, комнат –  выполнен в национальном стиле и с большим вкусом. В заключение по традиции состоялся   круглый стол, на котором  организаторы объявили, что  туристические компании «МАТЭП-90» и «БелАгроТрэвел» и портал TIO.BY завершают уникальный проект под названием «Таямнічая Беларусь» и поблагодарили самых активных участников проекта - представителей туристических предприятий, экскурсоводов, студентов и преподавателей,  тех, кто побывал на каждом семинаре цикла,  тех, кому нравилось раз за разом открывать для себя «таямніцы» нашей страны.

Главным «местечковцем» за активность и знания была названа лучший экскурсовод страны Элеонора Бабук.

P.S. Автор благодарит  туристическую компанию «МАТЭП-90» и лично ее руководителя  Людмилу Мачульскую за поддержку проекта, руководителя компании «Колесо путешествий» Евгения Апанасевича – за то, что он подключился к организаторам и предоставлял транспорт, компанию «БелАгроТрэвел» - за экскурсоводов-сопровождающих (Мария Коц, Елена Антанович, Денис Филипчик), грамотных и готовых внедрять новые методы работы. Отдельная благодарность -  Виктору Короваю за специально подготовленную экспериментальную анимационную программу, творчество и  ответственность.

https://www.traditionrolex.com/8