Тема дня. Могут ли по указанию сверху упасть цены в минских отелях?

02.12.2014 - Новости

Автор: Лилия КОБЗИК


Тема дня. Могут ли по указанию сверху упасть цены в минских отелях?

Прозвучавший на прошлой неделе аналитический доклад международной компании Colliers International прозвучал как приговор для отельного бизнеса Беларуси: гостиничный рынок переполнен, если к 2016 году будут построены 15 недостроенных на сегодня отелей, загрузка упадет до 30%, многим отелям, возможно, ничего не останется, кроме как перепрофилироваться в арендное жилье или бизнес-центры.

В принципе, выводы Colliers International не стали такой уж новостью. О подобном возможном развитии сценария говорили уже давно – с тех пор, как за несколько лет до ЧМ власти объявили свои планы по строительству отелей в столице. Больше всех, как оказалось, доклад экспертов поразил мэра Минска. Вчера, вероятно, именно под впечатлением резких и не оставляющих надежду формулировок Colliers International, Андрей Шорец то ли посоветовал, то ли приказал трех- и четырехзвездочным гостиницам снизить цены. Можно, конечно, как хочешь трактовать слова мэра, однако не будем забывать, что, по сути, именно он (точнее, горисполком) и является основным собственником гостиничного фонда Минска.

То, что государство не знает, как заполнять отели, и от этого раздает указания, к которым непонятно как относиться (то запретить сдавать квартиры туристам, то всем «трешкам»,«четверкам» огулом снизить цены!) и которые адресованы непонятно кому, абсолютно не удивительно. Оно и не должно знать. Государство не может управлять отелями, у него другие функции. Отели априори могут находиться только в частной собственности. Но имеем, как говорится, то, что имеем. И слышим то, что слышим.

Кстати, в том же докладе эксперт Colliers International указал еще один интересный момент жизнедеятельности белорусских отелей: на самом деле мы не знаем, какая у них загрузка, поскольку данные сведения отели хранят как «государственную тайну». Да и является ли загрузка основным показателем удачной жизнедеятельности отеля? Загрузка может быть и не высокой, но при этом в целом деятельность гостиницы вполне рентабельной. К тому же такой показатель, как загрузка отеля, весьма плавающий, зависит от сезонности, профиля отеля и многих других факторов. Возможно, конечно, минский мэр видит абсолютно плачевные показатели рентабельности своих же, находящихся в коммунальной собственности гостиниц. И, видя единственную причину в устоявшемся мнении о высоких ценах, которое, кстати, не подкреплено никаким анализом, кроме общего сравнения с ценами Варшавы, Вильнюса и Риги, отдает распоряжение: «Снижайтесь, господа!».

Действительно ли цены в белорусских, в частности, минских отелях так высоки по сравнению с ценами в отелях стран, граничащих с Беларусью на западе?

«С моей точки зрения, цены на наши трехзвездочные отели не сильно, но все же завышены, – считает Марина Кондрашова, глава фирмы «Вокруг Света», одной из лидирующих компаний по въездному туризму в Беларуси. – Во всяком случае, наши зарубежные партнеры считают, что они могли бы быть пониже. С другой стороны, с учетом достаточной популярности Минска (по сравнению с другими городами) и спроса, именно столичные трехзвездочники имеют неплохую загрузку. Ведь сегодня цены уже диктует рынок. Отель – многогранная структура. Два рядом стоящих отеля могут иметь одинаковые цены и совершенно разную загрузку. Нельзя упрощенно подходить к ценовым проблемам. Можно сказать, что до определенного времени наши минские гостиницы были достаточно разбалованными, до мая этого года на рынке существовал острый дефицит, но теперь между отелями такая же острая конкуренция. Безусловно, цена должна регулироваться, но – рынком, а не по указанию. По моему мнению, сейчас нужно не цены снижать, а себестоимость оптимизировать. Ведь цены отели не с потолка берут! Тем более если речь идет о коммунальных отелях. Возможно, расчет себестоимости в белорусских гостиницах существенно отличается от европейских норм. Ведь теоретически в Беларуси относительно недорогая рабочая сила и много других благоприятных для ценообразования факторов, и в то же время себестоимость гостиничных номеров в Европе и даже Москве ниже, чем у нас. Нужно анализировать, что тут не так. Методика неправильная, штат слишком большой? В целом нужен хороший анализ!»

С тем, что ситуация на гостиничном рынке, в том числе и в ценовом отношении, резко поменялась после введения в строй отелей к ЧМ, согласен и Геннадий Левшин, директор фирмы «БеларусТурСервис», еще одной белорусской компании, лидирующей в сегменте въездного туризма.

«Сегодня между гостиницами идет настоящая война за клиентов, – комментирует г-н Левшин. – В то же время важно отменить, что, по сути, рынок разбалансирован, каждая минская гостиница пытается нащупать правильную ценовую политику и, как правило, не может этого сделать. Например, мы можем словить номер в «Планете» на «букинге» – за 60 долларов, а от стойки на тот же номер цена – 120. Пятизвездочный «Пекин» «выкидывает» свои номера по цене «четверки», в то же время любая из востребованных минских «трешек» частенько выставляет стоимость номера как в четырехзвездочном отеле. Некоторое время назад стандартные номера в реновированной трехзвездочной «Беларуси» предлагались по 30 евро. Это дорого? По-моему, нет! На мой взгляд, ситуация на отельном рынке сложилась такая: те отели, кто имел свои ниши и не упустил их, живут вполне хорошо. «Кроун Плаза», «Минск», «Юбилейная» как грузились, так и грузятся. Хорошо грузятся и разумно формируется цена в «Бон Отеле» и «Монастырской». Нормально загружена «Виктория». На них есть спрос, соответственно, выставляется и цена. Тяжело приходится тем, кто ищет и не находит своего клиента. Но, безусловно, дело не только в цене. Все зависит от команды, которая трудится в отеле. Мне кажется, огульные выводы и указания не имеют отношения к рынку. Поверьте, любая минская «трешка» снизила бы цены до 10 долларов, если бы это обеспечивало ей рентабельность. Проблема в Минске не с гостиницами, а с туристами!»

На наш взгляд, главная ошибка чиновников, которые отдают указания, связанные с туристическим, гостиничным бизнесом, в том, что они не желают смотреть вглубь. Гостиницы не заполняются надлежащим образом, то есть туристы не едут в Минск, потому что цены в отелях высокие? Да, может быть. Частично. Как один из факторов. Но абсолютно не первый. И вообще, по сути, маловажный по сравнению с отсутствием самой мотивации для поездок туристов в Беларусь и, в частности, в столицу. А вот создание этой мотивации – как раз таки в основном дело государства, чиновников.

Можно понять активные возмущения обычных людей на форумах тем, что цены в минских отелях выше, чем в гостиницах аналогичной категории в Варшаве, Вильнюсе и Риге. Логика такая: Минск гораздо скромнее по своим туристическим возможностям, значит, цены должны быть если не ниже, то по крайней мере такие же. Но странно слышать возмущения по поводу цен от того, кто, по сути, владеет этими же отелями. Как уже было сказано, цена ведь берется не с потолка. Видимо, что-то не так в Беларуси с ценообразованием, которое у нас диктуется многими экономическими факторами. (Кстати, почему нет указания снизить цены на одежду – как отечественную, так и зарубежных средних брендовых классов: не просто же так пол-Беларуси одевается в «Акрополисе», «Ашане» и других супермаркетах в странах-соседках?). Что-то не так с зарубежными туристами, которых в Беларуси элементарно не хватает даже для тех отелей, что уже построены, а ведь в следующем году в строй вступят еще не менее десятка гостиниц…

Как рассказывают операторы, сегодня цена на номер в варшавский «Софитель» (брендовая пятизвездочная гостиница) – 60 евро для двоих человек с завтраком! Это тариф групповой, цена не от стойки, а для туроператоров. Тем не менее на этой цене зарабатывает наш оператор, варшавская туристическая фирма и, конечно, сам отель. А в «трешках» групповой тариф может быть и по 10 евро! Это рынок, господа! И это нормальный бизнес в туристически привлекательном городе. И мэру Варшавы не надо давать указания отелям снижать или повышать цены в данный конкретный отрезок времени! У него достаточно дел и без вмешательства в коммерческие дела гостиниц: он занимается инвестиционным климатом, решает коммунальные вопросы, помогает множеству частных структур делать город привлекательным для гостей. Положим, в наших условиях гостиницам, конечно, можно приказать снизить цены. Но нельзя ведь туристам приказать приехать в страну. А очередной ЧМ по хоккею в ближайшие годы не предвидится…

Рубрики: Гостиницы Финансы

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах