<p>Основным мероприятием как осеннего «Турбизнеса», так и весеннего «Отдыха», в последние годы являются презентации новых экскурсионных маршрутов по Беларуси. Именно они собирают наибольшее количество участников, среди которых есть и сотрудники туристических компаний, и экскурсоводы, и работники музеев, и представители СМИ, и просто неравнодушные люди.</p>

В нынешнем году на весенней выставке «Отдых-2015» также пройдет подобная презентация. В связи с этим мы встретились с консультантом отдела планирования и организации туристической деятельности Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Мариной Масташовой и задали ей несколько вопросов.

- Марина Вениаминовна, наверное, количество новых маршрутов, презентация которых прошла на отечественных туристических выставках, исчисляется сотнями?

- Да, 300-400 новых проектов и маршрутов по стране – это звучит красиво, на бумаге читается тоже здорово, но я бы не стала зацикливаться на цифрах. Ведь они совсем не значат, что были задействованы  разные объекты и что это совершенно новые экскурсии. Часто бывает, что объект видоизменяется, реконструируется, появляются новые экспозиции, проводятся новые событийные мероприятия, и администрация этих объектов считает, что это повод показать объект по-новому. В качестве примера приведу комплекс «Линия Сталина». С тех пор, как он был создан, почти каждый год на выставках этот объект выступает с презентациями совершенно разных по форме и содержанию программ: это и ретроспективы, и выставки, и реконструкции событий и пр. Или дворцово-замковый комплекс в Несвиже демонстрирует свои концертные мероприятия и новые увлекательные экскурсии. Совсем по-разному презентует себя Полоцк. За последние годы было представлено множество маршрутов и по самому старинному городу, и по его окрестностям. К примеру, к нынешней презентации подготовлен экскурсионный маршрут по бывшему Полоцкому иезуитскому коллегиуму под названием «На грани истории и современности», созданный студентами и выпускниками Полоцкого университета.

Или, к примеру, отдел образования, физической культуры, спорта и туризма Новогрудского райисполкома в прошлом году подготовил маршрут «Тропами Адама Мицкевича». Подобная экскурсия существовала и ранее, но в новом варианте она «звучит» несколько по-другому.  На протяжении нескольких лет свои  оригинальные анимационные экскурсии по Лидскому замку представляет Геннадий Конон.

- Меняется ли сама структура, форма экскурсионных программ?

- Нет сомнения, что эти программы видоизменяются. Появляются такие формы проведения экскурсий, как квесты, анимации, гео-кешинги, викторины и пр. Многие регионы представляют свои событийные мероприятия – фэсты, рыцарские турниры и пр.

– Можно ли сказать, какие из этих маршрутов остаются, так сказать, в «обойме» турфирм, занимающихся въездным и внутренним туризмом?

- Разумеется, очень сложно подсчитать, какой процент из представленных маршрутов действительно «работает», но ясно одно: в результате показа этих программ внимание к ним усиливается, и они становятся более известны и популярны – это несомненно. Иначе не было бы такого ажиотажа во время самих презентаций, и не стремились бы организации и учреждения с каждым годом все больше и больше в этих мероприятиях участвовать так активно, как они делают это сейчас. Начиная с 2012 года, объявленного годом культурного туризма, активно сотрудничаем  с музейными учреждениями, сотрудники которых прекрасно понимают, что без туристических компаний, без Департамента по туризму, который их показывает и дает возможность о себе заявить, им сложно будет привлекать все новых туристов и посетителей. Поэтому то, что было начато много лет назад – презентации новых туров, объектов  и программ, -- на мой взгляд, очень продуктивно.

- Некоторое время назад появилась тенденция присваивать годам какой-то туристический статус. Влияет ли этот статус на содержание новых экскурсионных программ?

- Дело в том, что еще с незапамятных времен в юбилейные годы, особенно, когда они были связаны с событиями Второй мировой войны, экскурсии и программы были сориентированы на эти события. Но прошло время, и в 2012 году совместно с Минкультом Минспорта объявило год культурного туризма, 2013 год стал годом зеленого туризма, 2014 – годом спортивного туризма, 100-летия с начала Первой мировой войны и 70-летия освобождения Беларуси. Нынешний год объявлен годом молодежного туризма, 70-летия Победы в ВОВ, продолжается тема Первой мировой войны. Поэтому многие презентации, заявленные в моем списке, отражают эти темы. Скажем, перспективный туристско-экскурсионный проект, посвященный событиям Первой мировой войны в Беларуси, представит такой известный в Беларуси человек, как учредитель фонда «Кроки», член Союза художников Беларуси, основатель музея Борис Цитович. Новые экскурсионные программы покажут мемориальный комплекс «Хатынь» и историко-культурный комплекс «Линия Сталина». О «Поездах Памяти», посвященных 70-летию Победы,  и новых пешеходных экскурсиях по городу расскажет начальник турцентра «Дортур» Алла Сафонова. Сотрудники историко-мемориального музея «Усадьба Немцевичей» презентуют новую экскурсию-квест, посвященную так называемому «Форту литера А», об информации и услугах, которые могут получить туристы, прибывшие на объект, о его выгодном местоположении между Брестской крепостью и Беловежской пущей.
Мне кажется, что эта новая традиция – присваивать году какое-то название – совсем неплохая. Есть возможность привлечь внимание жителей Беларуси к той или иной теме, внести некое разнообразие, оживить работу туристических компаний. Иногда им самим непонятно, что же именно будет интересно как нашим соотечественникам, так и иностранным гостям.  И вообще, по моему мнению, многие туристические фирмы стали более внимательно присматриваться к внутреннему туризму и больше ориентироваться на жителей собственной страны. А это значит, что нужно разнообразить свои предложения, чтобы выгодно отличаться от конкурентов.

- Нынешний год – год молодежного туризма. Это обстоятельство не помешает отпраздновать, к примеру, 250-летний юбилей Михала Клеофаса Огинского?

- Как раз год молодежного туризма не исключает  подобных туров. Наоборот, молодежь должна более активно бывать на экскурсионных программах. Речь здесь должна идти о бюджетных вариантах отдыха и путешествий – размещение в хостелах, палаточных лагерях, с активными способами передвижения. Что касается маршрутов, связанных с именем Огинского, то будет представлена программа, разработанная отделом образования, спорта и туризма Молодечненского районного исполнительного комитета под названием «Таямніцы роду Агінскіх». Руководители туристических компаний ”Дельфин Групп“, ”Колор Лэнд“ и ”Страна Замков“ покажут музыкально-туристический проект, который синхронизирован с музыкальным фестивалем ”Год Агінскага ў Залессі“ и пр. После реставрации усадьба Огинского – это новый, достойный внимания экскурсионный объект. До реставрации он был в таком запустении, что стыдно было не только иностранных, но и белорусских туристов туда возить. Поэтому принципы создания экскурсионных маршрутов всегда одинаковы: есть объекты, и чем они выразительнее и известнее, тем в большей степени они являются интересными и востребованными. Нет смысла выезжать в чисто поле и рассказывать, что здесь было.

- Но такие маршруты тоже появляются…

- Да. Они появляются, но только благодаря высококлассным специалистам, которые используют определенные приемы. Они на самом деле могут заставить экскурсантов представлять, что и как в это чистом поле было. Но без объектов экскурсии просто не существует! На века остаются те маршруты, которые грамотно составлены, грамотно просчитаны, где хорошее соотношение цены и качества и которые рассчитаны на массового потребителя. Бывают и такие мероприятия, которые проходят один раз.

- В нынешнем году после перерыва вновь состоится такое популярное мероприятие, как Фэст экскурсоводов. Во время этого фестиваля проводится много авторских экскурсий. Они находят место в ежегодных презентациях?

- Департамент по туризму активно подключается  к этому мероприятию по просьбе ОО ICOMOS Фонда культуры Республики Беларусь. Главная задача фэста – привлечь внимание жителей страны к историко-культурному наследию, которые зачастую находятся в очень плачевном состоянии. Приятно, что теперь к этому экскурсионному празднику подключаются регионы. Пусть даже о памятниках там расскажет не экскурсовод, а местный краевед, но расскажет так, чтобы люди потом при слове «экскурсия» не шарахались в разные стороны. Чем хорош фэст? Это очень демократичный способ показать людям, что у нас тоже может быть интересно. Экскурсии пешеходные и бесплатные. Например, известный молодой экскурсовод Роман Абрамчук собирается познакомить экскурсантов с кварталом возле тракторного завода. Другая задача – привлечь молодых экскурсоводов, потому что именитые уже всем все доказали, и им выходить на публику и проводить известные экскурсии как-то не хочется. Мы активно призываем в нынешнем году молодых гидов-переводчиков. Продолжается традиция вело-экскурсий. Одна из таких экскурсий была озвучена именно на нашей презентации. Мое глубокое убеждение: не будут иностранцы ехать в ту страну, которая неинтересна своим гражданам. Логика такова: сначала путешествуют жители страны, под воздействием потока туристов памятники облагораживаются и реставрируются – и тогда приезжают иностранцы. Тем более, что теперь развиты соцсети, где можно размещать отзывы, фото, видео и прочее, то есть действует «сарафанное радио». Это эмоции, которые выплескивают живые обычные люди! И, возможно, то, что к нам стало ехать меньше иностранцев – это положительный фактор. Это возможность  для туристических компаний открыть Беларусь для белорусов. Кризис вообще повышает интерес к внутреннему потреблению. Это касается и туризма. Информация о предстоящем VI фэсте экскурсоводов в программу презентации включена. Ее озвучит представитель организации ICOMOS, экскурсовод  Тимофей Акудович.  

- Создание новых маршрутов – это прерогатива опытных «зубров» экскурсионного дела или инициатива молодых работников туризма?

- Сейчас прослеживается такая тенденция: выпускники многих ВУЗов, готовящих специалистов по туризму, либо открывают свои фирмы, либо приходят в компании на работу. Они приходят со своими идеями, которые раньше, возможно, никому и в голову не приходили. Начинают сотрудничать с какими-то музеями, учреждениями, чтобы эти идеи реализовать, кооперируются друг с другом, чтобы выжить. И это бывает очень эффективными. Вот, к примеру, на презентацию заявлен проект турфирмы «Колесо путешествий» с проектом «Первый международный 3D – турнир по стрельбе из лука «ДZiкае паляванне», который будет проведен при поддержке спортивного клуба ArcheryClub, Белорусской федерации стрельбы из лука и комплекса «Линия Сталина».

- Какой из представленных на презентациях прошлых лет проект оказался наиболее запоминающимся и значимым?

- Назову проект Поставского центра туристических услуг «Край озер, костелов, парков» и, безусловно, проект, связанный с Зюзей Позерским. Особой популярностью пользуется проект «Поместье белорусского Деда Мороза». Затем это «поездные» экскурсии в Брест и Беловежскую пущу. Новые маршруты в Несвиж и Мир, в Полоцк. Это экскурсии-анимации, в том числе презентованная в 2011 году «Страной замков» «Шляхетская история». Анимации, посвященные событиям Первой мировой войны от туристических компаний «Страна замков» и «Колесо путешествий», анимации в Лидском замке…Невозможно даже все перечислить. Презентации показывают, что экскурсионный потенциал наших туристических организаций, нашей страны поистине неисчерпаем, поэтому не сомневаюсь, что они будут проводиться и впредь!

- Хороших впечатлений и спасибо за беседу.

Беседовала Надежда СУСЛОВА