Трэвел-стартапы в Беларуси: туры на выходные, гастрономические путешествия и необычные карты

24.11.2014 - Новости

Автор: Екатерина АПАРИНА


Трэвел-стартапы в Беларуси: туры на выходные, гастрономические путешествия и необычные карты

Туристические стартапы по итогам последних лет стали одним из самых популярных направлений в бизнесе. Онлайн-гиды по музеям, индивидуальные кулинарные туры, необычные идеи для выходных – количество трэвел-стартапов (в том числе и в Беларуси) увеличивается на глазах. Что нужного для успешного стартапа в туризме? Чем отличается стартап от любого другого проекта? Как не прогореть в первый же год запуска нового сервиса? Ответы на эти вопросы – в нашем материале.

Стартаперов не останавливает ни экономический кризис, ни рост валют, ни банкротства крупных туроператоров. Наоборот, экспериментируя с продуктами и командами, закрываясь и перезапускаясь, авторы новых проектов в сфере туризма ищут способ выжить без многомиллионных затрат.

Для начала разберемся с тем, что такое стартап. Если коротко, то это оригинальный бизнес-проект, рассчитанный на быструю реализацию. Вообще, любой стартап начинается с идеи. Например, продавать туры только для киноманов или продвигать путешествия на велосипедах. Главное условие – сделать что-то новенькое. Если вы решили открыть турфирму и продавать пакетные туры известных туроператоров, то ваш проект вряд ли можно назвать стартапом. Но если вы сделали отличный сайт, на котором собрали все придорожные мотели Беларуси с отзывами, картами и возможностью забронировать номер онлайн, то это уже какая-то «заявка на победу».

«В нашем сообществе стартапом называют любое новое начинание в сфере бизнеса и предпринимательства. На западе стартапом называют компанию, уже имеющую операционную деятельность и находящуюся в поиске новых бизнес-моделей и финансирования для расширения и выхода на новые рынки», – говорит управляющий Центра поддержки предпринимательства «Стартап Технологии» Константин Журавский.

К слову, порой замыслы успешных стартапов поначалу кажутся нелепыми или даже безумными. Например, интернет-мессенджер c сообщениями длиной не более 140 символов – никто не думал, что такой проект выживет в эпоху блогов, зато сейчас Twitter – популярный сервис с многомиллионной аудиторией. Среди трэвел стартапов тоже встречаются странные и совсем необычные проекты, которые, несмотря ни на что, приносят материальное и моральное удовлетворение их владельцам. Например, команда российского проекта More Than Travel организует поездки за рубеж в компании искусствоведов, историков и фотографов; украинцы придумали скретч-карту мира (проект Travel Map), с которой путешественники с удовольствием «стирают» посещенные страны; авторы русскоязычного сайта Piiine предлагают пользователям интересные подборки отелей в стиле «Квартиры в старых поездах», «10 номеров в маяках» и т.д. В общем, кто во что горазд.

Если говорить о белорусском сегменте, то здесь (пусть и не так часто), но тоже проявляются любопытные трэвел-стартапы. Например, в этом году на просторах интернета появилась компания «Сапори Турс» (наше интервью с основательницей – здесь), специализирующаяся на кулинарных путешествиях по Сицилии, интересным проектом может стать Weekends.by (где можно подобрать тур на выходные в любую точку света) от «Вояжтур». Среди начинаний этого года можно вспомнить молодую компанию Elite Med (наша презентация этой компании – тут), о собственном проекте недавно заговорил и Сергей Милюхин (наш белорусский Синдбад Мореход, объехавший уже полпланеты). Еще один отечественный продукт, полезный для путешественников и заслуживающий внимания турагентов, – MарsWithMе (сейчас – MарsMе). Со своим детищем ребята несколько лет назад участвовали в одном из минских Startup Weekend-ов, а сегодня их мобильное приложение, которое помогает путешественникам определиться на местности (даже там, где нет интернета!), скачали уже семь миллионов человек! «Если говорить о трэвел-тематике и ее популярности в стартапах, то на сегодняшний день мы видим большое количество стартап-компаний, добившихся успеха, – замечает Константин Журавский. – К примеру, в России очень известен «Островок.ру» (поиск отелей, хостелов и апартаментов), в мире – booking.com. В Беларуси также есть успешные проекты из сферы туризма. К примеру, на одном из наших мероприятий несколько лет назад был заявлен проект создания мини-гостиницы, хостела. И сейчас в центре Минска работает хостел «Тревеллер», который был профинансирован белорусским инвестором».

Понятно, что одной гениальной идеи для создания своего бизнеса маловато. Следующий вопрос – кому и как ее продать? «Конечно, чтобы получить инвестиции, необходимо много и упорно работать над этим, – рассуждает наш собеседник. – Необходимо осуществлять испытания продуктов и услуг, проводить предварительные продажи, заниматься маркетинговыми исследованиями. Ну а далее с подготовленными материалами необходимо ходить на все возможные мероприятия в инвестиционной сфере, проходящие не только в Беларуси. Наши стартапы же обычно ограничиваются некоторыми местными ивентами и не более. Кроме того, есть местная особенность: тусовочность. Если мы ходим в одну тусовку, то ни за что не пойдем в другую. Как будто бы она идеологически нам противоречит. А надо искать счастья везде – никогда не знаешь, где встретишь нужного и полезного человека».

Вообще, как говорят эксперты, в Беларуси пока еще не так много инвесторов, которые готовы сразу же вложить в понравившийся стартап энную сумму денег. Обычно процесс «узнавания» растягивается на длительное время: проект со всех сторон проверяется и шлифуется. В отличие от наших осторожных инвесторов, на Западе рискнуть своими средствами в пользу интересной бизнес-идеи – вполне нормальное явление. Нижней и верхней планки денежных вливаний у белорусских стартапов тоже нет. На один проект может быть нужно 2 тысячи долларов, на другой – 20 тысяч. «На мой взгляд, главное условие для успешного стартапа в любой области – личная вовлеченность каждого участника команды и верность своей идее и своему проекту, – считает Константин Журавский. – Проект может стать успешным и через год, и через 20 лет. Стартап может выпустить один продукт и стать успешным, а может годами выпускать неудачные продукты и услуги, пока случайно не изобретет действительно выдающийся. Как было, к примеру, с Rovio (прим. – основатели компании создали игру Angry Beards) или c нашим «Варгеймингом» (прим. – именно в недрах этой белорусской компании родилась популярная онлайн-игра «Мир танков»). Все вышесказанное касается и туризма».

Рубрики: Технологии

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах