Я никогда не сравнивал свою жизнь с чьей-то другой. Я понимал, что разбираться в чужих судьбах равнозначно блужданию в потемках, а понять, что же в действительности происходит с людьми и что им приходится испытывать на самом деле, невозможно.
Я знал, что мои предки, на каком-то этапе своей жизни сорвались с обжитых мест и уехали в далекие края. Кто-то считал, что они убегали от цивилизации, кто-то утверждал – искали лучшей доли, кто-то даже говорил о предательстве. В действительности же община духовных христиан, так они себя называли, спасались от насаждающихся повсюду канонов государственной веры и облаченной в золотые одежды религиозности.
Я никогда не осуждал их, равно как и не оправдывал. Я просто их не понимал. А совсем недавно все стало на свои места, благодаря тому, что один из самых вменяемых людей на планете заявил:
— Все мировые религии, придавая особое значение любви, состраданию, терпимости и прощению, могут способствовать развитию духовных ценностей, и делают это. Но реальность такова, что привязывание этики к религии более не имеет смысла. Поэтому я все больше убеждаюсь в том, что пришло время найти способ в вопросах духовности и этики обходиться без религий вообще.
Это сказал духовный лидер буддистов Далай-лама, чем, по сути, и оправдал моих предков, а вместе с ними и все другие религиозные общины, которые уже несколько столетий обходятся без посредничества церкви в общении с Богом.
Государство, как институт управления, никогда не любило свободных людей. Не любило раньше, не любит и теперь. По той, видимо, простой причине, что свободными людьми управлять гораздо сложнее, чем людьми зависимыми. И, отменив на каком-то этапе рабство и крепостное право, государство сразу же придумало тысячи других способов опекать народы, чтобы загнать их обратно в кабалу. С теми же, кто не желал подчиняться властьдержащим, поступали просто: их либо объявляли изгоями, либо, в лучшем случае, отправляли куда подальше. Для пущей убедительности государство придумало мощный рычаг воздействия на людские умы – церковь. Высокие церковные чины приравнивались к первым лицам государства и пользовались неограниченными возможностями в выборе средств и методов манипулирования целыми народами.
Но во все времена находились бунтари, которые принимали истинную веру и отрицали посредничество между человеком и Богом. Они не строили храмы, и, как правило, жили по постулатам Ветхого Завета, что, конечно же, не приветствовалось официальными курсами государственных религий.
Моих предков по отцовской линии называли молоканами. Жили они в Тамбовской губернии царской России. У них не было ни церквей, ни священников. В их домах не было икон. Они даже не носили крестов, хотя и проводили обряд крещения. Живя отдельными поселениями, работали на земле и, что удивительно для русского народа, вообще не пили спиртного.
Как религиозная община молокане появились в 18 веке, когда Александр I даровал народам свободное вероисповедание. Даровать-то даровал, но ненадолго. Пришедший ему на смену Николай I усилил влияние церкви в государственной силовой структуре и выселил молокан на Кавказ для укрепления границ империи. Кому же нужны непьющие русские? Да к тому же, если они отрицают официальную церковь, тем самым сея смуту. Таким образом, мои предки оказались на территории современной Армении, которая в те времена принадлежала России, и стали «пограничниками». Военные гарнизоны, содержание которых обходилось казне в копеечку, были отозваны с южных рубежей, а между Дилижаном и Ванадзором возникли русские поселения Еленовка (нынешний Севан), Никитино (теперь Фиолетово) и Воскресенск (Лермонтово). Трудолюбивые и непьющие молокане, наконец, обрели дом и свободу веры.
Важно то, что они не видели в этом никакого высшего предназначения, не стремились завоевать «главный приз» и попасть в рай. Своим детям они давали библейские имена, чтили Священное Писание и шли к Богу своею дорогой. Как, в общем-то, всем и предписано.
Об этом я рассказывал своему другу Эду, когда мы с ним теплым сентябрьским вечером сидели на веранде его дома в Нью- Йорке, пили «Jack Daniel`s Tennesse Honey» и решали, какие окрестности мегаполиса посетить на следующий день.
− Ты знаешь, Серега? ? говорит Эд. − Слушаю тебя и думаю: кажется, я нашел интересное место, куда мы поедем завтра утром. В Пенсильвании, насколько я помню, живут амиши. Cудя по твоему рассказу, какие-то уж очень явные параллели прослеживаются в их судьбе и в судьбе молокан. Они тоже не признают посредников в общении с небесами. Поедем и посмотрим, нет ли среди них твоих родственников.
От Нью-Йорка до пенсильванского округа Ланкастер, который считается центром страны амишей, 160 миль. Это примерно 3-4 часа езды на автомобиле.
День был выходным, пробок на дорогах не было, и к полудню мы уже припарковали автомобиль в небольшом поселении, которое называлось «Птичка в руке».
Осеннее солнце еще грело по-летнему. На небольшой площади, очевидно, главной в этой деревне, стояла выкрашенная в голубой цвет повозка, укрытая серым тентом.
Ее оранжевые колеса, скорее всего, никогда не знали, что такое пыльные дороги, но, тем не менее, я предположил, что именно она является памятникам трехсотлетней истории амишей. Именно на таких повозках в 1720 году в североамериканскую Пенсильванию приехала религиозная община – представители христианского течения меннонитского направления.
Их было не более 300 человек. Они расселились в округе графства Ланкастер для того, чтобы через три столетия превратиться в самобытный и полноценный народ со своей культурой, обычаями и традициями.
Мы с другом зашли в сельский маркет и там увидели амишей. Сначала показалось, что это просто фирменный магазин, продавцы которого одеты в униформу. Стоящие за прилавками мужчины были в одинаковых самотканых рубахах и черных брюках. Голову каждого венчала черная фетровая шляпа. Многие из них носили бороды, но ни у кого не было усов. Женщины все, как одна, в длинных до пола одноцветных сарафанах, сереньких фартуках и в смешных чепчиках. Что выделялось особо ? все были рыжими и веснушчатыми. Они продавали мед, хлеб, какие-то мясные изделия, овощи, фрукты... в общем, все то, что можно встретить в любом маркете североамериканских штатов.
Мое появление в торговом зале не прошло незамеченным: амиши поглядывали на меня искоса, если не сказать воинственно. Я, было, подумал, что причина в моем внешнем виде, но в это время друг кивнул в сторону огромного щита в центре зала, на котором красовалась надпись: «Пожалуйста, не фотографируйте людей!». А у меня на шее висела камера с большим телеобъективом. Она-то и вызвала переполох среди местных. Скажу честно, если бы не эта просьба, я бы, пожалуй, все равно их сфотографировал ? в каждом из нас живет папарацци, но когда так просят... Я зачехлил камеру и стал бродить между торговых рядов.
Человек без фотоаппарата амишам явно был более симпатичен. Позже я узнал, что среди членов общины принято считать, что любое изображение людей – грех. Они почему-то связывают это с библейской заповедью: « Не сотвори себе кумира». Я слабо понимал, какое отношение к ней имеет фотографирование, но решил до истины не докапываться, потому что боялся зависнуть в чужом мировоззрении – со своим бы разобраться.
Я пытался заговорить с кем-то из торгующих о жизни, но как только они понимали, что я интересуюсь не товарами, а хочу разузнать подробности их быта, сразу теряли ко мне всяческий интерес. Но я к этому времени уже много знал о них.
По дороге в Пенсильванию мой друг Эд, человек блистательно образованный, рассказал мне о том, как в середине 17 века в Швейцарии появилась община амишей – последователей учения Якоба Аммана. Это учение было основано исключительно на нравственных добродетелях и либеральном отношении не только к грешникам, но и к греху, как к таковому. Амиши были готовы прощать все и всем. Они не только, получив пощечину по одной щеке, подставляли другую, но еще и молились за спасение душ обидчиков. Но, будучи староверами, амиши не ходили в храмы, не соблюдали установленных к тому времени религиозно-государственных норм и, что самое страшное, не почитали священнослужителей. А поскольку храм – это часть государства, то, естественно, у них появились с этим государством проблемы. Но, если кто другой взялся бы воевать за свои права, то амиши, как абсолютные непротивленцы, просто собрали свой нехитрый скарб на повозки, подобные той, что я видел у входа, и уехали во французский Эльзас, полагая, что там будет спокойнее. Но и на новом месте государство недолго терпело неподходящих под общий стандарт граждан, и амиши были вынуждены переселиться за океан, в Пенсильванию.
Покинув маркет, мы вышли на улицу. По мостовой, обгоняя друг друга, проехали несколько кэбов – черных повозок, запряженных лошадьми.
Это единственный транспорт амишей. В исключительных случаях, если речь идет о переезде на очень большие расстояния, они, конечно же, могут воспользоваться автомобилем, но только в качестве пассажиров. Управлять машиной, а тем более, владеть ею, амишам запрещено.
На другой стороне дороги находились антикварный магазин, кондитерская, кофейня и сувенирная лавка.
Перед ними под открытым небом в больших коробках лежали для продажи разнообразные тыквы: огромные оранжевые, чуть поменьше – пестрые и уже совсем необычные – зеленые тыквы-гуси. Рядом висели скворечники, сделанные тоже из тыкв, только какой-то другой породы.
Зашли в антикварный. Я вспомнил старую истину: то, что не выбросили мы – это хлам; хлам, который не выбросили наши родители – винтаж, а вот уже винтаж, который не выбросили наши дедушки и бабушки – это антиквариат.
Нет, конечно же, в магазине продавались действительно ценные и интересные вещи, и стоили они очень больших денег. Наряду с ними (кстати, не намного дешевле) на продажу были выставлены старые детские велосипеды, какие-то битые керосиновые лампы, ржавые железные чучела, похожие на снеговиков, отслужившие давно автомобильные знаки, металлические таблички с прикольными надписями, дырявые плетеные корзины, фуражки, шапки, разная мебель, часы, наверное, всех марок, существующих в мире, ордена, медали, разнообразные фонарики, старые книги, чайники, вазы... впрочем, всего не перечислить.
Кому это все нужно, подумал я?
«Все суета сует и ловля ветра».
Почему я в тот момент ни с того, ни с сего вспомнил эту фразу, сказанную бесконечно давно третьим еврейским царем Соломоном?
Почему, вспомнив ее, я обернулся?
Откуда взялся тот мужчина за моей спиной, который, не мигая, смотрел мне в глаза, когда взгляды наши встретились?
? Ты что ищешь, ковбой? – спросил незнакомец, обращаясь ко мне.
Он был высок и строен, этот человек. Его волосы цвета выгоревшей пшеницы непослушными вихрами выбивались из-под фетровой шляпы. Конечно же, шкиперская бородка от уха до уха и отсутствие усов. Лицо щедро усыпано веснушками. Настоящий амиш. И одет он был так же, как все амиши: черные самотканые брюки на подтяжках, светлая рубаха с крючками вместо пуговиц, черные тяжелые ботинки. Некогда голубые глаза смотрели на меня строго, но без агрессии и недовольства.
? Ты что ищешь? – Повторил он свой вопрос и добавил: ? Я могу тебе чем-нибудь помочь?
? Я хочу разобраться в образе вашей жизни. Мне интересно, почему вы живете общиной? Правда ли, что не пользуетесь электричеством? Почему вас не искушает испытание свободой? Вы живете, как зерна граната в одном плоде. Неужели вам неинтересно то, что происходит в мире? Почему вы не путешествуете? Всем известно, амиши – состоятельные люди. Так почему же ваши дети не учатся в достойных американских университетах? Да, вопросов много, но никто не желает со мной говорить об этом. Да, в конце концов, почему бороды носите, а усы нет? Неужели вы считаете, что все рассказанное и написанное о вас, правда? Более того, я хотел найти у вас какие-то общие черты с моими предками, с молоканами. Но как я могу это сделать, если вы закрыты, как улитки в раковинах?
Я задавал незнакомцу вопрос за вопросом, не надеясь, если честно, получить ответы. Но мне очень хотелось узнать об этом народе что-то новое, что о них еще не написано. То, что это народ, а не просто религиозная секта, я уже не сомневался. Хотя бы потому, что никто меня не агитировал здесь за правильную веру.
Мой спутник, к моему удивлению, спокойно выслушал меня, посмотрел грустными глазами и сказал только одно слово:
? Пойдем.
Куда? Зачем? Это он объяснять не стал. Просто вышел из магазина и не торопясь пошел вглубь деревенской улицы. Он не оглядывался, чтобы убедиться, иду ли я следом за ним. Мне показалось, что он был просто уверен в этом.
Зачем я пошел за ним? Я знаю точно, что не принадлежу к той категории людей, которым надо все, что встречается на пути, непременно потрогать руками. Обычно мне бывает достаточно посмотреть со стороны, чтобы понять суть вещей.
Тем временем мы, кажется, куда-то пришли. Мужчина открыл калитку и пропустил меня вперед. Я оказался во дворе большого, но аккуратного дома. Дом как дом, только как-то неухоженно смотрится: цветов в палисаднике не хватает. Но вместо них по двору совершенно свободно ходили куры, коза с козленком, графитового цвета огромная свинья, а у забора в высокой траве прятались кролики.
Заметив, что я обратил внимание на отсутствие всяческого декора, амиш сказал:
? Мы не украшаем дома резными палисадами и не выращиваем цветы, это противоречит нашим представлениям о вере.
? А в чем противоречие? ? спросил я. – Цветы-то, чем провинились?
? Ты знаешь, ковбой, я не буду утруждать себя тем, чтобы всяким мелочам искать объяснение. Я просто скажу тебе: мы живем праведно. Ты можешь сразу принять именно этот ответ на все остальные вопросы, которые у тебя возникнут позже. И не важно, найдешь ли ты в нем логику или нет. Но тебе я скажу то, что ты не прочитаешь нигде. Не знаю почему, но я считаю, что тебе можно доверять.
Наши дети учатся в общинной школе и там их обучат всему, что им пригодится в жизни: чтению, счету, письму, основам геометрии и астрономии, столярному делу и домоводству.
Они будут уметь разводить животных и ухаживать за ними. Этого вполне хватит амишу, чтобы стать достойным членом нашей общины. И не потому, что «в многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь», а просто потому, что жизнь амишей предусматривает несколько иной уклад. Ты знаешь, в моем доме нет икон, хотя мы истинно верующие люди. Мы не носим крестов, хотя сохранили крещение как обряд и таинство. Но крестятся амиши не в детстве, когда у них никто не спрашивает желания, а в сознательном возрасте, лет в 18 -20, когда сами сделают выбор.
Ты говорил про искушение свободой, помнишь?
Когда амиш начинает взрослеть, у него наступает так называемая "румшпринга" – время, когда ему можно испытать все пороки цивилизации и оторваться, как у вас говорят, по полной. Он может уехать в любой город, вести там свободный образ жизни. Падение в бездну наркотиков, алкоголя и безумия – это нормально, но лишь до тех пор, пока ты твердо знаешь, как вернуться назад.
Если к 21 году он не вернется к амишам, никто, включая родителей, никогда не вспомнит даже его имя. Но чаще всего молодые люди, наевшись этой свободы досыта, возвращаются домой. Молодые мужчины по возвращении получат в подарок от общины черную повозку с лошадью, а когда женятся, амиши всем миром построят ему дом.
? Хорошо, ? сказал я. ? А почему мужчины носят бороды, а усы бреют?
? Как только у амиша появляется семья, он начинает растить бороду, а усы, как орудие сладострастия, бреет.
? Орудие чего? – удивился я. – Сладострастия? А усы-то каким боком к сладострастию?
Тут я вспомнил, как капитан Куземко - командир роты, в которой я служил сто лет назад, запрещал солдатам носить усы, утверждая перед всем личным составом, что солдат с усами уже не боевая единица, а «обуревший дембель». Капитан, наверное, тоже был в душе амишем, только в казарме о сладострастии говорить как-то неприлично.
? Я же тебе сказал, ? продолжал мой собеседник, ? На все твои вопросы я уже ответил: мы живем праведно.
Ты прочитаешь где-нибудь, что мы не пользуемся электричеством, не пашем землю тракторами, не употребляем для выращивания урожая удобрения. Это все так, но это не главное. Главное то, что у амишей свое предназначение на Земле. Ты многое повидал. Не удивлюсь, что на твоем пути встречались и ангелы, белые и черные.
Амиши – рыжие ангелы Создателя. Они появляются на свет тогда, когда силы дня и силы ночи достигают равновесия и только им достаются первые звезды, падающие с небес. Ты будешь читать на ваших грешных форумах о том, что амиши считают окружающий мир игровой площадкой для дьявола. Там ты узнаешь, что мы стремимся получить шанс ожить после смерти и не увидеть пылающих костров с пляшущими хвостатыми существами. Ты решишь, что наша жизнь – это тяжкий труд и вереница нескончаемых страданий и смирений.
Не верь! Мы просто живем сегодня. Здесь и сейчас. Мы любим нашу Землю и любим работать на ней. Мы сильны от своей веры, потому что не растрачиваем силы на посредников. Мы вправе никому не исповедоваться, потому что Создатель живет в душе каждого из нас. Возможно, что и твои молокане таким же образом оберегали собственный мир от суеты и чужих рук. Кстати, они такие же рыжие, как и мы. Возможно, тоже ангелы.
Ты пойми, пока вы будете искать отличия нашей жизни от вашей, а разницу находить лишь в каких-то бытовых особенностях, истина всегда будет ускользать от вас. Вы будете ловить только ветер. Мы никогда не строили нашу веру на основе зависти или злобы, мы противники хитрости и насилия. Только сострадание и любовь к ближнему своему может успокоить любую мятежную душу.
? Хорошо, а почему мы стоим у вас во дворе? Разве вы не пригласите меня в дом? Зачем мы шли сюда? – спросил я собеседника.
? Нет, ковбой, в дом тебе нельзя. У тебя усы.
? А если я их сейчас сбрею, можно будет?
? Нет, ты живешь не праведно.
? А кому это решать? ? не унимался я.
? Тебе и решать. Кому же еще? Ты сам себя проси и сам себе ответь. Более правдивого ответа ты ни от кого не получишь. В душе каждого человека живет Бог, потому себя не обманешь. Надеюсь, ты понял. А сейчас прости, я не могу больше говорить с тобой об амишах. Я и так много сказал.
Он открыл мне калитку, я вышел на улицу. Легкий ветер приносил с полей легкий аромат полевых цветов.
Дышалось легко.
В синем небе куда-то летел воздушный шар.