https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>...На недавней туристической выставке МИТТ в Москве можно было видеть молодых людей – парня и девушку, одетых в белые майки с изображением достопримечательностей Беларуси. На спинах красовалась надпись «Беларусь – гэта таксама цiкава!» </strong></p>

Оказалось, что эту мини-рекламную кампанию организовал Виктор Коровай, руководитель творческого коллектива «Мастерская впечатлений». Мы поинтересовались, какова цель этого флэш-моба, и, пользуясь случаем, задали еще несколько вопросов. 

- Виктор, это разовая акция или начало крупной рекламной и пиар-акции?

- Это, так сказать, пробный шар, желание узнать, как на подобную рекламу будут реагировать посетители выставки.

- И как, получилось?

- Кто-то обращал внимание, кто-то – нет. В общей массе наш эксперимент несколько потерялся… Но это не причина не пытаться и дальше делать попытки именно так преподнести нашу страну. Мы предлагаем полномасштабный проект под названием «Беларусь – это тоже интересно!»

- Немного цепляяет слово тоже или таксама - как будто мы выпрашиваем внимания...

- Согласен. Но текст можно менять, это обсуждаемо.

 - Сегодня вообще модно говорить об имидже страны и о том, как лучше ее продвигать. Как родился ваш проект, что послужило толчком к его созданию?

- Пафосно  звучит, но стало «за державу обидно».  Собственно говоря, и анимацией я стал заниматься в первую очередь из-за желания привлечь внимание к нашей истории. Это потом уже пришло решение совместить это с бизнесом. Обидно даже не столько то, что к нам туристы толпами не едут, обидно, что и знают- то о нас немногие и немного. Да что говорить, я до сих пор сталкиваюсь с тем, что даже многие наши умные и успешные люди с хорошим образованием не знают самых известных фактов отечественной  истории, не говоря уже о деталях. Анализируя историю создания самых успешных событийных мероприятий в мире, я пришел к выводу, что самыми популярными события ( и туристическая среда) становятся тогда, когда они поддерживаются людьми, живущими в этой местности или в стране в целом. И все это на фоне гордости за свой продукт и свою страну. У нас как-то этого не хватает, скорее наоборот – свое проще обхаять, причем не конструктивно. Причем просто  так, ради самоутверждения. Но не может быть такого, чтобы в стране не было ничего заслуживающего внимания! Наша страна – не исключение. Есть, есть и у нас то, чем мы можем гордиться и что можем показать. Отсюда мысль – а почему это должны делать только «специально обученные люди»? Понятно, такой у нас менталитет - и хата с краю, и абы тихо… Но не все так печально – есть люди, которым небезразличен имидж страны. И их, на мой взгляд, не так уж и мало. Но, конечно, хотелось бы больше – желательно все! То есть – все жители страны!  Беларусь  пытаются рекламировать на разных уровнях, но, увы, каждый делает это в своей, часто довольно узкой сфере. Да и потом, одно дело, когда страну продвигают тысячи, и совсем другое, когда миллионы. Вот мы и подумали – сотни тысяч людей выезжают за рубеж на отдых, почему заодно и страну не пропиарить?! Поэтому мы и решили попробовать совместить приятное с полезным.

- Почему именно майки?

- Нам в голову пришла идея с маечками, но на эту тему можно креативить сколько угодно. Не скажу, что на просторах Европы на нас набрасывались с вопросами жители Испании, Италии, Люксебурга и Франции, но как минимум несколько десятков человек подходили, просили сфотографироваться. Многие вообще ничего не знали о Беларуси. Теперь знают.  Нас было только двое. А если будут тысячи? И от каждого хотя бы по 10 человек узнают о стране? К тому же, живое общение и неожиданная подача запоминаются гораздо лучше, чем просмотренный буклет. Вот если бы наши турфирмы вместе с путевками предлагали бы своим туристам пропиарить страну, при этом предлагая им какие-то бонусы (мотивация – наше все), то глядишь, продвижение страны пошло бы немного быстрее. Я не идеалист и не считаю, что такой метод – панацея, но если ничего не делать, то, как говорится, под лежащего верблюда доллар не просунешь.

 - Тут возникает закономерный вопрос: а зачем турфирмам, работающим на аутгоинг, рекламировать Беларусь?

-  Во первых, многие из них и въездным туризмом занимаются, а во-вторых, простую «пищевую» цепочку никто не отменял – турист у нас оставляет свои деньги, у наших людей их становится больше и они могут позволить себе поехать за границу – круг таким образом замыкается…Как это делать в деталях, зависит от творчества каждого. Мы делали все очень быстро, не учли много чего и сейчас бы сделали гораздо интересней. Есть еще несколько идей, которые мы постараемся реализовать. Я уверен, что креативных людей в тех же турфирмах достаточно,  и они могут придумать такие рекламные ходы, от которых весь мир будет в восторге. Главное – желание!

- Виктор, ты утверждаешь, что понемногу кто-то что-то делает в смысле продвижения страны.  Можешь уточнить?

- Нельзя сказать, что не делается ничего, но все делается как-то стандартно. Не говорю, что это плохо, но… На туристическом рынке очень сильная конкуренция, и не секрет, что в продвижение вкладываются огромные деньги. Если мы будем только копировать стандартные ходы, мы заведомо будем в проигрыше - необходимых средств у нас просто нет, и вряд ли появятся в обозримом будущем. Значит, надо искать другие пути. Самое оптимальное - такой способ, который никем и никогда не использовался. Да, это не просто, да, над этим ломают головы самые крутые пиарщики. Но кто сказал, что в Беларуси нет светлых голов? Например, российские ведущие креативщики утверждают, что у нас таких людей немало. И это говорится не просто, чтобы не обидеть хозяев. Иначе, почему они этих людей приглашают к себе? И некоторые уже там. Но и осталось немало. Просто почему-то они не могут себя реализовать. Надо дать им такую возможность. Помочь, в конце концов. Помните – талантам надо помогать, а бездари пробьются сами? Например, конкурс какой - нибудь на эту тему объявить или вообще растить этих рекламщиков-пиарщиков  с детского сада, я не знаю. Но делать надо сейчас, а не дожидаться более благоприятных времен – мы и так отстаем очень прилично.

- Мы сейчас много говорим о том, что имиджу страны очень помогает развитие событийного туризма…

 - Я уже надоел всем своим сакраментальным вопросом – а что в Беларуси есть такое, чего нет в других странах и ради чего к нам должны приезжать туристы? Ответы – природа, люди хорошие и т.п. не воспринимаю всерьез. Давайте смотреть правде в лицо: ничего такого, чего бы не было в соседних странах, у нас нет! И замки, и природа, и люди,  и кулинария … А у многих это еще и гораздо круче. А есть страны, возможно, еще более бедные в смысле чего-то особенного, но туристы туда едут! Почему? А вот это опять-таки вопрос продвижения. Один из вариантов продвижения мы уже рассмотрели выше. Сейчас значение событийного туризма никто не оспаривает – миллионы людей едут на различные фестивали, чемпионаты и прочее, прочее, прочее. Но как-то мало рассматривают событийный туризм (у нас, по крайней мере, за бугром это аксиома), как вариант продвижения страны в целом. А зря. Любое событие – это информационный повод для СМИ, которые при этом доносят и информацию о стране и… дальше понятно. И чем интересней событие, тем больше внимания оно привлечет. Понятно, что и для продвижения самого события тоже надо приложить усилия. И если в количественном выражении событий у нас вроде хватает (около тысячи в год различного уровня и формата), то вот с качеством, и особенно с продвижением проблем выше крыши. О качестве – это очень большой и серьезный разговор – тут столько факторов, что и за пару часов не расскажешь. Если коротко, то нам надо не бояться учиться! Учиться у всех – у своих коллег внутри страны, за рубежом. А то чаще всего все считают себя самыми крутыми специалистами и чужой совет воспринимают в штыки. Вот и получается, что очень многие мероприятия с шикарной оригинальной идеей превращаются в стандартный набор штампов времен 70-х годов. Особенно это касается мероприятий, проводимых в небольших городах и поселках. Я, конечно, понимаю желание местных отделов культуры задействовать свою художественную самодеятельность, но надо же и объективно оценивать уровень. Сомнительно, что у иностранных туристов хор детского сада вызовет такое же умиление, как и у родителей этих детей. Хотя и тут не все однозначно – по-всякому можно подать. Вот поэтому надо учиться, ездить, смотреть, советоваться. Каким бы талантливым человек ни был, запершись у себя в кабинете, не знакомясь с современными тенденциями, он вряд ли сможет организовать мероприятие мирового уровня. Да, именно мирового! А на другое турист и не поедет. Это не значит, что местных быть не должно. Наоборот. Только не надо думать, что количество само собой перейдет в качество, увы, это заблуждение. Но, с другой стороны, надо не бояться провалиться, надо пробовать (учебу на своих ошибках пока не отменили).

- Хочу вернуться к проблеме проведения местных праздников. Недавно по стране прошли разнообразные «гуканни вясны», «масленицы» и пр. Но все эти праздники собрали очень небольшое количество людей. Почему не получается привлечь народ на эти импрэзы?

- Ну, это смотря на какие.  Тут многое завязано и на менталитете – а что я получу за свои деньги? Из опыта могу сказать, что самая благодарная публика на наших интерактивных программах – это граждане Китая. Они готовы участвовать во всем и без всякой мотивации в виде приза,  демонстрируют раскрепощенность,  как у детей. Поэтому и удовольствие получают.  А вот соотечественников  без мотивации расшевелить очень трудно. Сказывается многовековой опыт выживания на стыке различных культур и политических интересов.  Да к тому же, практически все крупные мероприятия построены по принципу – вот вам зрелища и вот вам «хлеб». Вот и организовалась привычка пассивного потребления. А вот за рубежом на самых интересных и посещаемых мероприятиях  люди сами создают себе атмосферу, поэтому им и интересно, а организаторы и артисты им только помогают. Поменять менталитет вряд ли возможно, а вот прививать навыки «активного потребления» вполне по силам. Ну и, конечно же, не за одно мероприятие. Традиции воспитываются годами, а точнее десятилетиями.

- То есть дело в самих нас? Но государство каким-то образом может влиять на уровень и качество событий?

-  Полный перечень того, что могло бы сделать государство займет не знаю сколько страниц мелким убористым почерком.  А если серьезно – все прекрасно понимают, что государство не будет, да и не сможет спонсировать все мероприятия в стране на должном уровне. Бюджеты наших мероприятий в принципе не сопоставимы, к сожалению, с бюджетами зарубежных. Увы, бесплатно только птички поют. Многие зрители даже не задумываются, откуда берутся средства на организацию мероприятия. А ведь сколько прекрасных идей не реализуются на них только из-за отсутствия средств (и не только финансовых). Но вот что может реально сделать государство – это хотя бы разрешить реализовывать интересные задумки и не ставить палки в колеса хотя бы в мелочах. А уж мнение о том, что организаторы мероприятий зарабатывают огромные деньги, поэтому им несложно оплатить и милицию для оцепления и скорую помощь, и МЧС, вообще зачастую убивает любую инициативу. Если кто не в курсе, могу сказать, что выше перечисленные службы обходятся зачастую в половину (а то и больше) бюджета мероприятия среднего формата. Но ведь эти праздники делаются для жителей страны. А еще государство могло бы и с продвижением помочь – ресурсов у него, по крайней мере, внутри страны, достаточно. Тем более, что примеров поддержки различных мероприятий на уровне местных властей хватает. Особенно если эти власти реально болеют за свой регион. В любом случае, есть помощь или нет, делать-то все равно надо. Кризис рано или поздно закончится и надо создавать стартовую площадку для выхода.

-  Мы говорили о том, чтобы рассказать о Беларуси за рубежом. А если иностранец уже приехал в Беларусь? Как сделать, чтобы ему запомнилось его путешествие?

- Мы разработали еще одни проект под  аналогичным названием «Беларусь – это интересно». Его суть – создать несколько видеосюжетов с участием иностранных гостей. Например, путешественник из Японии, фотографируясь на фоне Оршанского городища, неожиданно «проваливается» в прошлое, где тут же  оказывается в гуще Оршанской битвы. Его подхватывает на седло скачущий мимо литвинский воин. В следующую секунду воин погибает, однако  «путешественник» успевает поднять знамя, которое тот нес в руках… «Путешественник» - знаменосец оказывается в атакующем отряде Великого княжества Литовского и Королевства Польского, разбивающем вражеское войско. Звучат победные крики, после чего «путешественник» приходит в себя в настоящем времени со знаменем в руках…Мне кажется, что такие впечатления останутся в памяти навсегда. И подобных сюжетов можно изобрести  множество. И все это связано одной целью – формирование интереса к нашей стране.

- Будем надеяться, что хотя бы часть из задуманного осуществится!

Беседовала Надежда СУСЛОВА

Несколько примеров использования маек в качестве рекламы страны:

 

https://www.traditionrolex.com/8