<p align="justify">Российская туротрасль переживает беспрецедентно сложный период. По данным Российского союза туризма, во времена предыдущего кризиса спрос на отдых упал на 20-25%. Сейчас по некоторым направлениям эта цифра обвалилась на 50-75%. Даже экономичный отдых в Беларуси многим уже не по карману, сообщают <a href="http://naviny.by/rubrics/tourism/2014/12/23/ic_articles_126_187835/"><u><strong>Naviny.by.</strong></u></a></p>

Российская туротрасль переживает беспрецедентно сложный период. По данным Российского союза туризма, во времена предыдущего кризиса спрос на отдых упал на 20-25%. Сейчас по некоторым направлениям эта цифра обвалилась на 50-75%. Даже экономичный отдых в Беларуси многим уже не по карману.

 

Директор турфирмы «Элладатур» Валентина Уласевич говорит, что в этом году российские туристы игнорируют новогодние программы.

«У нас цены формируются с привязкой к доллару. К примеру, путевка на четыре дня в санаторий «Ждановичи» стоит 295 долларов, включая питание и проживание. Раньше это было 12 тысяч российских рублей, а сейчас — 19 тысяч. Понятно, что разница ощутимая. А если это умножить на несколько членов семей, то получаем отсутствие спроса на нашем направлении».

Не радужные прогнозы и у директора турфирмы «Союз-Тур» Елены Финской. «В сентябре хорошо шло бронирование, но с ноября фиксируем падение спроса на 40%, — говорит она. — Как мы выходим из ситуации? Объединяемся с другими турагенствами. И ждем, пока ситуация на рынке стабилизируется».

По прогнозам редактора газеты «Туризм и отдых» Лилии Кобзик, Новый год не станет провальным для белорусских турфирм — все-таки корпоративы и семейные туры россияне в основном бронировали в начале осени, когда рубль еще держался на плаву.

Кроме того, для российского туриста Беларусь, по мнению эксперта, идеальное направление, где сочетается приемлемая цена и психологический комфорт.

Россияне будут считать каждую копейку

Но вот санатории сейчас находятся в растерянности.

 

«Раньше было так: приезжает русский с чемоданом денег и скупает всё, что можно. Поэтому когда приходил наш скромный турагент, мало что оставалось, — вспоминает Лилия Кобзик. — Но сейчас ситуация изменится. Русские начнут считать каждую копейку».

Председатель Белорусского республиканского союза туристических организаций Валентин Цехмейстер обращает внимание, что в России сейчас идет мощная маркетинговая компания с призывами «Отдыхай на Родине!».

Но Лилия Кобзик сомневается, что такие призывы спасут российскую экономику: «Мы все это проходили уже в Беларуси, когда власти убеждали народ покупать отечественное, отдыхать в своей стране и не вывозить валюту за границу. Очевидно, что это не сработало».

После падения железного занавеса прошло более 20 лет. Туристы уже знают, что такое хороший отдых и сервис. И тратить свои деньги на ура-патриотизм вряд ли согласятся.

Пострадают от российского кризиса и белорусские агроусадьбы. По словам председатель правления БОО «Отдых в деревне» Валерии Клицуновой, проседание рынка около 20%.

Эксперт говорит, что усадьбы пустуют непосредственно на Новый год — в этот день цены самые высокие, а вот со 2 января бронировки идут активнее.

«86% клиентов наших агроусадеб — белорусы, поэтому отсутствие российских туристов, конечно, огорчит предпринимателей на селе, но не так сильно, как отельеров или руководство санаториев», — отмечает она.

Кризис как вызов туротрасли

Валентин Цехмейстер считает, что кризисную ситуацию нужно рассматривать как вызов: никогда нельзя почивать на лаврах успеха.

«А что мы имеем с белорусскими санаториями? Ничего годами не меняется, а цены — до потолка. Так дальше не пойдет. Законы экономики сделают свое дело, и на рынке останутся сильнейшие», — говорит эксперт.

Валерия Клицунова считает, что владельцем агроусадеб нужно формировать более гибкие предложения и искать туристов не только на восточном, но и на западном направлении.

«Нам, безусловно, нужно упрощать визовый режим и выходить на европейский рынок. Российский турист сейчас будет считать каждую копейку, — говорит эксперт. — Конечно, часть туристов отсечется. Но я недавно была на конференции в Москве, где прозвучало, что 18 млн. россиян невъездные в ЕС. Это значит, что потенциально это наши туристы. Поэтому владельцам отелей и агроусадеб нужно формировать более гибкие программы».

Что касается привлечения европейских туристов, то, по словам Лилии Кобзик, одномоментного всплеска ожидать не стоит.

«Над этим надо было работать давно. У Беларуси ведь до сих пор нет собственного лица на международной арене. На заграничных выставках наши туроператоры до сих пор вынуждены объяснять, почему мы не Россия. Разработка бренда, имиджа формируется годами. Ждать, что мы будем доить корову, которую не кормили, глупо», — подытожила эксперт.

Адарья ГУШТЫН