https://www.traditionrolex.com/8
<p><span style="color: rgb(98, 98, 98); font-family: 'Open Sans', Verdana, Geneva, sans-serif; font-size: 14px; font-weight: bold; line-height: 17px;">Нарочь, Мядель, Нарочанский край, Мядельский район…   Для кого-то эти названия являются  синонимами, а кто-то принципиально использует только некоторые из них. Я же специально  выношу в заголовок понятие более широкое, потому что озеро Нарочь и его окрестности  для продвижения белорусского туризма могут играть гораздо более важную роль, чем делают это сегодня.</span></p>

И не только потому, что на Мядельщине множество красивых озер, наибольшая в Беларуси концентрация санаториев и других объектов туристической инфраструктуры, а сам район находится в центре страны. Все это способствует тому, что Нарочанский край заслуженно занимает первое место на курортном рынке Беларуси, но  совершенно недостаточно, чтобы заявить о себе за пределами страны.

Почему? Чтобы ответить на вопрос, вначале нужно понять: что же такое Нарочанский край. И лучше всего это сделать, совершив небольшую обзорную вертолетную экскурсию.

Вот так выглядит заповедная часть национального парка «Нарочанский», которая начинается после развилки дорог на Мядель и Занарочь. На дальнем плане видны озеро Нарочь и ветряные мельницы, которые построены зарубежными инвесторами и также являются  одной из визиток Мядельского района.

Пролетаем с километр, справа появляется озеро Мястро, слева вверху виднеется Белое, а на дальнем плане огромное голубое пятно – это  Нарочь.

Такие живописные берега у озера Мястро.

А это та самая знаменитая дорога, по которой многие отдыхающие добираются в курортный поселок Нарочь. Из машины также открываются хорошие виды, но с высоты панорама смотрится гораздо мощнее. Обратите внимание на узенький перешеек между озерами Нарочь и Мястро в верхней части кадра – там проходит дорога в деревню Гатово и санаторий «Сосны». Этот перешеек перерезается самой маленькой рекой Беларуси. Ее длина всего двести метров.

Еще какая-то минута – и мы парим над озером Мядель. Здесь береговая линия еще более изрезана, много островов. На одном из них когда-то находился Мядельский замок.

Вот он. Остров так и называется – Замок.

А здесь проходила немецкая линия обороны в Первую мировую войну. Видите – в самом центре снимка можно различить остатки окопов, там же в земле закопаны доты. Шикарнейшее  место для музея под открытым небом, не правда ли? И остров Замок в двухстах метрах – воссоздавай там деревянные укрепления и показывай их немецким, французским и русским туристам, которые в столетний юбилей нарочанской операции наверняка захотят посетить эти места.

А мы летим дальше. Другая заповедная зона нацпарка «Нарочанский». Справа озеро Болдук, слева внизу практически не видна из-за густого леса река Страча, по центру озера.

А это знаменитые озера Глубелька и Глубля, на дальнем плане снова  Болдук, а перед ним река Страча. Я специально выбрал этот ракурс, чтобы показать, сколько красивых мест расположено по ходу экологической тропы. Неудивительно, что она производит впечатление на всех туристов.

А мы летим дальше. Костел в деревне Свирь на берегу одноименного озера, совсем рядом Засвирь с такой же красивой панорамой и костелом на горе, недалеко Камаи с костелом оборонного типа, Лынтупы с дворцом и многое, многое другое, что может заинтересовать туристов.

Мы начинаем с экологической тропы. У дороги «Комарово – Лынтупы» оборудована стоянка для автомобилей и автобусов, размещена схема тропы для индивидуальных туристов.

Река Страча: мостики, стилизованные домики, деревянные скульптуры, стенды с информацией о редких растениях и животных, которых можно увидеть в заповедном лесу. Я знаю, что обилие всего этого на тропе кому-то не нравится, но, судя по откликам туристов, большинству приходится по душе. Согласен с таким информационно-рекламным подходом и я: люди не только получают необходимую информацию, но и с удовольствием фотографируются у различных скульптур, рекламируя таким образом экологическую тропу.

Любой желающий  при этом может выбрать ракурс и без архитектурных объектов. Здесь, например, ветки бересклета склонились над Страчей.

А тут сама Страча еле видна с тропы. При желании, конечно, можно спуститься к ней и поближе, но нужна определенная сноровка – склоны в этом месте очень крутые.

Переезжаем в «Парк редких растений». Тоже очень колоритное местечко – на небольшом участке сконцентрировалось очень много растений, занесенных в Красную книгу Беларуси. В нацпарке «Нарочанский» специально не афишируют это место, экскурсии проводятся только в сопровождении сотрудников отдела туризма. И, я думаю, это оправданно.

Понятно, что поздней осенью сфотографировать цветущие растения мне не удается, но оценить экотропу можно. Здесь, например, берег Нарочи устлан огромными валунами. Выигрышно они смотрятся на фоне неглубокой воды.

Но мы едем в настоящие дебри, чтобы посмотреть, как рождаются родники.

Вот из земли бьют маленькие фонтанчики. Вода настолько прозрачная, что сфотографировать ее движение практически невозможно. Вам остается поверить мне на слово, что выглядит это достаточно любопытно.

А так камнями выложен один из родников возле ручья.

Когда-то на этом месте была водяная мельница.

Сохранились некоторые узлы, агрегаты.

От моста остались столбики, на них растут опята…

А это начало Болдукского ручья. Идти к нему от лесной дороги километра три, путь нелегкий, но для подготовленного туриста очень интересный. Сплошные дебри и… осенние грибы.

Мы убеждаемся, что природный потенциал Нарочанского края очень высок. Но это же можно сказать и про архитектурные достопримечательности. Я уже упоминал Свирь и Засвирь, Камаи и Лынтупы. Но есть на Мядельщине и самая настоящая жемчужина – Будславский костел, к которому каждый год второго июля приходят тысячи паломников. Совсем рядом находятся Поставы, Лучай , Даниловичи, Гервяты, Ворняны и многие другие населенные пункты, в которых есть что посмотреть, происходили важные события, бывали знаковые для нашей истории люди. А если говорить о зарубежных туристах, то, кроме природы и храмов,   мы должны в первую очередь вспомнить события столетней давности. Именно здесь в Первую мировую войну фронт остановился на три года, здесь проходила знаменитая Нарочанская операция, когда в марте 1915 года без всякой подготовки русские войска пошли в наступление, чтобы отвлечь немцев от Парижа. Тогда русские спасли своих союзников от поражения, но чего это стоило простым солдатам и офицерам. И что об этом помним сегодня мы?

Вот остатки немецких укреплений у озера.

А этот дот находится на берегу озера Нарочь.

Деревня, дот в огороде.  И таких снимков я могу показать множество: линия фронта пересекла практически всю Беларусь, но самые важные события происходили недалеко от Нарочи. Я уже упоминал Нарочанскую операцию. Если бы коммунистическая власть не пыталась стереть у народа историческую память, во многих местах Беларуси стояли бы памятники героям Первой мировой войны. Но мы сегодня, спустя сто лет, только поднимаем вопрос о создании на Мядельщине музея под открытым небом, где можно было бы посмотреть, как жили, воевали и умирали непримиримые соперники, как жилось в это время мирному населению. Да, благодаря художнику Борису Титовичу что-то похожее создано в Вилейском районе. Но это инициатива и титанический труд одного человека, а Нарочь – это курортная зона №1 всей страны, здесь больше всего отдыхает иностранных (пусть пока только и российских) туристов. Сам Бог велел делать мемориал именно здесь.

И тогда немецкие кладбища были бы не только ухоженными, но и посещаемыми.

На могилах росли бы не только дикие цветы

А русские кладбища были хотя бы обозначены, как это.

Пока же безымянные русские позиции выглядят в лесу вот так.

И место, где когда-то был лазарет, может найти только очень сведущий человек.

Но есть факты, которые говорят о том, что туристические перспективы у Нарочанского края все-таки есть.  Например, этот причал и пришвартованные к нему яхты возле  одной нарочанской деревушки.

 

Если по озеру под парусами ходят белорусы, почему не может быть иностранных туристов?

Вот теперь мы и попытаемся ответить на вопрос: что мешает Нарочанскому краю стать по-настоящему международным курортом?

Во-первых, проблема с мудреным названием церкариоз. Ни один уважающий себя иностранный турист  не поедет отдыхать на озеро, где существует опасность подхватить неприятную болезнь. Можно, конечно, сказать, что вокруг много других озер, где купаются отдыхающие. Но большинство санаториев и гостиниц в Мядельском районе находится именно на озере Нарочь, а для туристов близость воды очень важна.

Во-вторых, невозможность разработки единой стратегии развития и продвижения Нарочанского края. Это очень большая проблема не только для  Мядельского района, но и для всех регионов Беларуси, где находятся национальные парки и Березинский биосферный заповедник. Еще во времена управляющего делами президента Беларуси Ивана Ивановича Титенкова, который «отхватывал» для своего ведомства все лакомые кусочки, была заложена модель взаимоотношений с местными властями, когда структурные подразделения Управления делами президента Беларуси  фактически были государством в государстве и подчинялись только своему прямому руководству. Это приводило к открытым конфликтам, как в Браславском районе, которые заканчивались уголовными делами, но в большинстве регионов  шла и до сих пор продолжается тихая война. Парадоксально, но очень часто во многих начинаниях местных властей руководители нацпарков совершенно не заинтересованы.  То же можно сказать и про администрации районов, в случае если что-то начинает делать руководство нацпарков.

Я понимаю, что эта проблема глобальная, она затрагивает основы существующего государственного устройства, но это не значит, что, рассуждая о туристических перспективах целого региона, мы должны о ней молчать.

В-третьих, чтобы Нарочанский край стал международным курортом, необходимы большие и интересные проекты. Когда-то польские Миколайки прогремели на все ближайшие окрестности. Для этого понадобилось всего-то построить там аквапарк. Теперь  новым аквапарком, конечно, уже никого не заманишь. Но можно было бы сделать мощный музей, посвященный Первой мировой войне. При этом проект сразу мог бы стать международным: немцы восстанавливают свою линию обороны, русские свою, белорусы показывают быт местного населения до и после войны. Что-то могли бы сделать и бывшие французские союзники – все-таки из-за них здесь тоже пролилось немало  крови. Разве  не интересен такой проект, если использовать современные технологии, дать возможность детям и взрослым пострелять, побегать, поездить, ощутить дух той эпохи, в которой жили наши предки?

Понятно, что после такого шага сразу же возникает необходимость восстановления узкоколейной дороги «Нарочь – Вильнюс», которая станет шикарной туристической приманкой для многочисленных гостей из соседнего государства. Но… все это упирается в пятую проблему – визовую и пограничную. О них можно говорить и отдельно, и подробно, сути это не меняет: пока на нашей границе будут такие очереди, пока у белорусской визы будет такая цена – ни о каком международном курорте на территории нашей страны можно даже не мечтать.

Но даже если нам удастся решить эти проблемы, никто не отменял законы экономики и конкуренции. Мы должны прекрасно понимать, что все наши ближайшие соседи точно так же думают о развитии своих регионов, о том, как отхватить кусочек от пирога международного туризма. Более того, многие из них не просто думают, а давно это делают, активно развивают инфраструктуру туризма, вкладывают свои деньги, осваивают европейские гранты. Для всех их мы – элементарные конкуренты.  И нам нужно об этом помнить. Никто не будет встречать нас с распростертыми объятиями. Нам нужно будет завоевывать свое место под солнцем, преодолевая при этом тот негативный имидж, который сложился у Беларуси.

И что, скажете вы: ничего не надо делать, шансов все-равно нет?

Я отвечу: нужно работать, работать и работать! Или хотя бы высказать свои идеи под этим материалом. Не факт, что они будут услышаны сегодня. Но очень высока вероятность, что они помогут нашей земле стать более цивилизованной завтра.

https://www.traditionrolex.com/8