<p><span style="line-height: 20.7999992370605px;">Остров Санторини, пожалуй, одно из самых удивительных мест в мире. Начнем с того, что люди здесь в буквальном смысле этого слова живут на вулкане. Этот остров – родина удивительного вина Винсанто, которым, по легенде, Гера опаивала своего божественного супруга. Здесь можно наблюдать самые восхитительные закаты. И наконец, считается, что именно Санторини стал прообразом знаменитой Атлантиды, гибель которой описал Платон. </span></p>

Любопытно, что на Санторини есть всего одна больница, в которой, впрочем, нет хирургического и родильного отделений. Но зато действующий аэропорт принимает прямые чартерные рейсы из Москвы и Петербурга.

Мы же добираемся до острова с Крита. Из порта города Ираклион нас везет огромный корабль, который почему-то зовется катамараном, словно это водный велосипед для речных прогулок. А на этом «велосипеде» с легкостью умещаются десятки машин – сама видела, когда мы поднимались на борт и проходили через багажное отделение.

Сижу на палубе. Сильный ветер обдувает лицо. Прохладно. Но внутрь не хочется. Море огромное, могучее. И вот теперь уж совсем безбрежное. В том смысле, что берегов не видно, и даже наш огромный корабль кажется сейчас детской игрушкой.

Плыть долго – около двух с половиной часов. И когда мы наконец заходим в небольшую бухточку, первое, чему удивляешься, – это цвет моря. Он насыщенный темно-синий, почти черный. Словно мы все еще в открытом море. У берега виднеется кружок, огороженный буйками.

– Что это? – интересуюсь у экскурсовода.

– Это… Это…

– Там, наверное, рыбу разводят? – предполагает кто-то из туристов.

– Да… – с облегчением кивает гид.

А позже уже объясняет – тихонько на ухо и только мне:

– Там, видите ли, катамаран затонул. Такой же, как наш. Корабль так и не нашли. Ушел на дно, и все.

Я просто в шоке:

– Но как? Здесь же до берега 30 метров!

– Там очень большая глубина, под 400 метров.

– Поэтому и вода такого цвета?

– Поэтому, из-за глубины. Но люди там не пострадали, – быстро добавляет он, – всех удалось спасти. Ну, и мы об этом случае стараемся не рассказывать туристам.

Мы поднимаемся по узкой серпантинной дорожке, автобус упрямо лезет в горы. Они слоистые и разноцветные – потому что образованы лавой, объясняет экскурсовод. И пока мы едем, он рассказывает о катастрофе, случившейся здесь тысячи лет назад.

Рождение и гибель Стронгилы

Сейчас под названием Санторини принято объединять целый архипелаг из пяти кусочков суши, которые, в свою очередь, относятся к Кикладским островам.

Тира (Фира) – самый главный и большой остров из «санторинской гряды» с площадью почти 76 квадратных километров и береговой линией около 70 километров. Здесь живет примерно 12 000 жителей. И здесь же находится древняя столица – Фира. Иногда Тиру называют по наименованию всего архипелага – Санторини. Собственно, именно на Тире мы и находимся.

Площадь Терасии – примерно 10 квадратных километров. На этом кусочке суши живут 250 человек. И здесь имеется вулкан, который хоть и выглядит вполне безобидным, но на самом деле является действующим и способным на огромные разрушения. 

Единственное место из всего архипелага, где есть пресная вода, – остров Аспро (Аспрониси). Интересно, что именно он не заселен – уж больно крохотный, всего 100 квадратных метров. Необитаема и Новая Камени (Неа-Камени).

А вот на Старой Камени (Палеа-Камени), занимающей с полкилометра суши, один житель имеется. Его имя Состес. В полном одиночестве он прожил почти 20 лет, разводя коз и выменивая их молоко на еду и одежду на соседних землях. Сейчас Робинзон с Палеа-Камени занят поисками спутницы жизни. И хотя Пятницы откликаются на его призыв с завидным постоянством, Состес не спешит выбрать одну из них, подходя к супружеству с полной ответственностью.

Все пять кусочков суши, если взглянуть на них с высоты птичьего полета, напоминают разорванный проливами полумесяц – словно середину кто-то «выкусил». Собственно, так оно и случилось.

Примерно 80 тысяч лет назад в южной части Эгейского моря на стыке двух тектонических плит (африканской и евразийской) родился вулкан. Это событие в буквальном смысле слова оказалось «громким»: следы мощнейшего извержения тех времен и сейчас обнаруживаются на гигантской территории – от Италии до Крита. Но самое главное – из вылившейся в море лавы постепенно образовался остров. Он был почти идеально круглым, за что и получил свое первое имя – Стронгила, что в переводе и означает «круглый».

Закончив «акт творения», вулкан на несколько тысяч лет «уснул», остров зарос травой и деревьями, и на нем возникла уникальная кикладско-минойская культура – первая высокоразвитая европейская цивилизация. Уже примерно четыре с половиной тысячи лет назад здесь шла активная торговля, развивались ремесла и искусство, а в местных портах швартовались огромные корабли.

И вот примерно в 1500 году до нашей эры (или в 1650 – разные ученые называют разные даты) вулкан пробудился. Последствия были поистине чудовищны. Современные ученые оценивают это извержение в 7 баллов. Сила первого взрыва вулкана примерно в 40 000 раз превзошла силу взрыва в Хиросиме, а ударная волна 4 раза обогнула землю. В море вылились тонны лавы, а небо заволокло ядовитым вулканическим пеплом. Но это было еще не все.

Вскоре вулкан провалился в море. В гигантскую воронку – кальдеру (которую раньше заполняла лава) – обрушилась морская вода. Она моментально залила раскаленное жерло, создав эффект парового котла. Прогремел второй взрыв, вызвавший землетрясения и гигантские волны-цунами. Специалисты высчитали, что их высота достигала 100–250 метров. За считанные минуты волны-убийцы докатились до Крита (а это расстояние в 120 километров!), уничтожив прибрежные города и поселения.

После катастрофы Стронгила перестала быть круглой, большая ее часть навсегда ушла под воду. Там, в ужасающей глубине кальдеры, может быть, и сейчас лежат чудесные древние города, погребенные много тысяч лет назад, хранящие тайны и память самой старой европейской цивилизации. Туда, в вечную темноту, ушел и современный катамаран. И когда я думаю об этом, становится немного не по себе…

Легенда об Атлантиде

«Платон мне друг, но истина дороже». Этой знаменитой фразой Аристотель встретил именно рассказ своего учителя Платона об Атлантиде.

Платон жил в IV веке до нашей эры (спустя почти тысячу лет после трагедии на Санторини) и об Атлантиде сообщил в виде диалогов в книгах «Тимей» и «Критей».

Суть же самого рассказа в том, что некогда (по Платону, 9 тысяч лет назад!) существовала восхитительная земля. Этот остров «превышал своими размерами Ливию и Азию, вместе взятые», и на нем было «удивительное по величине и могуществу царство», правившее всей Ливией до Египта и Европой до Тиррении (запад Италии). Кстати, философ отдельно замечает, что остров был именно круглым (!). Жил здесь могучий и прекрасный народ атлантов, ведший свое происхождение от богов. Но постепенно божественная природа атлантов стала уступать человеческой. Они сделались алчными и пошли войной на Афины. Афиняне, хотя им изменили союзники, сумели отразить атаку врагов. Вот тут и случился ужасающий катаклизм, когда разверзшееся море поглотило и Атлантиду, и все афинское войско (чем не угодили богам афинские отряды, рассказчик не уточняет). «Когда пришел срок для невиданных землетрясений и наводнений, за одни ужасные сутки Атлантида исчезла, погрузившись в пучину», – писал об этом событии Платон.

Существовал ли на самом деле легендарный остров? Или же древнегреческий мыслитель просто выдумал его? Споры об этом не стихают уже тысячи лет.

Погибшая цивилизация и ее следы

Вот и первая точка, где останавливается наш автобус. Город Акротири. Его находка интересна сама по себе – в 60–70 годы из-под пятнадцатиметрового (!) слоя пепла город извлек археолог Спирос Маринатос.

До этого ученый нашел руины древней виллы на Крите и сделал смелое заявление, мол, здание разрушило… извержение вулкана. И что именно эта катастрофа могла погубить всю минойскую цивилизацию. После этого Маринатос был поднят своими коллегами на смех, поскольку считалось, что минойцев погубили греки-дорийцы.  

Маринатос решил, что докажет всем свою правоту. И доказал! На Санторини он нашел одно из древнейших в истории человечества поселений, уничтоженных вулканом.

Считается, что городу как минимум четыре тысячи лет, но до конца культурного слоя археологи пока не дошли. Раскопано сейчас примерно 25% всей территории города. Дворца при этом не найдено. И это еще одна загадка: либо его еще только предстоит обнаружить, либо он провалился в море, либо его не было совсем…

Интересно, что здания в Акротири многоэтажные, выстроенные из тесаных камней, а балки между ними – деревянные. И это не просто так – дерево отлично поглощает вибрации при землетрясениях.

Была здесь и центральная канализация, в то время как в Европе это благо цивилизации появилось лишь в XIX веке. 

Отдельная тема – фрески. Все они выполнены очень искусно, люди и животные на них – всегда в движении, а цвета – яркие. Именно по фрескам ученым удалось восстановить подробности быта обитателей того времени. Каждую из найденных фресок специалисты реставрируют по три года, и каждая ценится на вес золота.

Сейчас Акротири лежит в руинах. И между ними проложены настилы для туристов. Ужасные следы разрушений повсюду. Мелкая вулканическая пыль набивается в легкие…

Мы оставляем мертвый город Акротири с его легендами и призраками, чтобы посмотреть на современных обитателей Санторини.

Ия, или Ойя

Это название деревушки, знаменитой на весь мир. И не удивительно. Вся она застроена белыми с синими крышами домиками. Они словно карабкаются в гору по крутому обрыву над кальдерой. А там, далеко внизу, лежит сине-черное море, которое (и в это верится как-то безусловно) и сейчас баюкает Атлантиду.

В Ие живут милые, приветливые люди. Они разводят осликов и продают удивительной красоты серебряные подвески, кольца, серьги, браслеты – столь же чудесные, сколь и дорогие.

Мы лениво гуляем по узеньким кривым улочкам, то и дело заглядываем в сувенирные лавочки, фотографируемся и наконец оседаем в небольшом кафе, чтобы насладиться вкусом Винсанто. Рецепту этого вина более трех с половиной тысяч лет. Считается, что настоящее Винсанто получается только из местного винограда, выросшего на почве из лавы и подсушенного под жарким греческим солнцем. Вино густое, словно ликер. И крепкое. И сладкое. Хотя в него не добавляют ни грамма сахара.

Винсанто выдерживают в бочках до 20 лет. Но вообще-то считается, что оно бессмертно.

Пока спускаемся по серпантину к нашему кораблю, гид рассказывает, что в средние века местные жители, чтобы обеззаразить воду (которую, кстати, собирали со сводчатых крыш домов по утрам), добавляли в нее вино. Или, наоборот, воду наливали в вино. Разбавлять вино нужно было уметь. В специальную емкость бросали янтарь и аккуратно доливали воду. Когда цвет напитка совпадал с цветом камня, это означало, что пора остановиться. Отсюда название – «янтарное вино».

Уже в порту гид подходит ко мне и сообщает, что в Акротири тогда, четыре тысячи лет назад, по всей вероятности, никто не погиб. Люди успели уплыть – в городе нет ничего ценного, кроме маленькой фигурки золотой козы, которую оставили, скорее всего, как дар богам. Не обнаружено и человеческих останков. По одной из версий, люди, которые упоминаются в Библии как финикийцы, – это, возможно, и есть атланты. Я улыбаюсь ему с благодарностью, мне почему-то хочется верить, что они действительно спаслись…

 …Мы покидаем остров вечером, так и не увидев знаменитый закат на Санторини (и я говорю себе, что уж в следующий раз обязательно на него посмотрю!).

Наш гигантский катамаран исправно режет воду. А мы с москвичкой Татьяной (познакомились во время экскурсии) запросто болтаем – о мужчинах, об авиакатастрофе, в которой ей удалось выжить в Доминикане, о путешествиях, снова о мужчинах – а море катит тяжелые волны, и пролетают над нами самолеты, и задумчивое красное солнце клонится к горизонту, маня золотой дорожкой на волнах. И где-то там спит прекрасная и далекая Атлантида, отпустив своих жителей в другую, новую жизнь…