В Арт-центре Марка Шагала начала работу выставка «Cherchez la femme (Шерше ля фам)»

27.10.2014 - Новости

В Арт-центре Марка Шагала начала работу выставка «Cherchez la femme (Шерше ля фам)»

«Художник, которого не спутать ни с кем», – об этом также говорили многие в день открытия, 23 октября. Олегу Крошкину удалось создать собственный мир, в который он и пригласил посетителей на открытии своей выставки. Искусствовед Михаил Цыбульский подчеркнул этот фактор: «Алег Крошкiн змяняецца, але разам з тым у яго цэльны свет. Гэта ўласная прастора, якую ён стварыў». А председатель совета художественно-эстетического салона «Оли-Арт» Владимир Джариани сказал: «Объективности не будет, будет субъективность…» Субъективный мир художника, который тем не менее выражает символическую реальность, изначальную в сравнении с навязчивой социальной действительностью, сообщает ННВ.

Как выразилась директор шагаловского арт-центра Людмила Хмельницкая, само название выставки интригующее. «Такова жизнь…», – добавила народная артистка Беларуси Светлана Окружная. Актриса также отметила тончайший юмор и сюжетность, присущие картинам художника. А Феликс Гумен говорил о том, что клиповый характер многих картин Олега Крошкина замечательно отражает наше время. Тем не менее, несмотря на явную светскость названия и подчеркнутую современность работ художника, тематика его произведений выходит далеко за пределы дня сегодняшнего и устремляется к вечности.

Олег Крошкин устремлен к поиску утраченного Рая и первозданного гармоничного существования. Художник Василий Васильев провел эту тему в проекции истории искусств: «Мне кажется, что Олег Крошкин очень тонко выдерживает традицию, которая началась еще с Гогена, когда он уехал на Таити в поисках абсолютного Рая. Она была подхвачена такими художниками, как Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, которые посмотрели на вывески Нико Пиросмани и увидели, что мир может быть очень сложным и совсем не обязательно его копировать. Наверное, кое-что из Пиросмани посмотрел и Марк Шагал, потому что в начале парижской деятельности у него были совсем иные работы, нежели те, которые он начал создавать, когда приехал в Витебск. Таких художников в истории искусства у нас совершенно немного. И эта тенденция проявилась в Олеге Крошкине».

Председатель Витебской областной организации Белорусского союза художников Светлана Баранковская говорила о вечном принципе любви, который неотделим от творчества Олега Крошкина: «Я заўсёды думала, што сэнс працы мастака – павялiчваць колькасць любвi ў гэтым свеце. I Алег Крошкiн, як нiхто з нас, гэтую колькасць любвi павялiчвае. Ён сам такi, i ён усiм нам паказвае, як яму важна гэтае каханне, каб яно было каляровае, святочнае, каб было шчасце. I усё гэта ён падае настолькi шчыра, што не любiць гэтыя карцiны немагчыма».

Любовь в творчестве Олега Крошкина очень тесно связана со страстным началом, присущим природе человека, как, собственно, и всей природе мироздания. При этом страстность в искусстве художника не является навязчивой или насильственной, она органично вписывается в контекст мировой гармонии. О страстности также много говорилось на открытии выставки. Владимир Джариани, характеризуя это свойство, отмечал: «Он выговаривается в своих картинах и насыщает их скрытой энергетикой. В каждой работе проявляется его страсть». Михаил Цыбульский также говорил о «буйстве пачуццяў унутры», при наличии таких личностных качеств, как внутренняя деликатность и корректность.

Страстность работ Олега Крошкина связана с динамической и драматической их природой. Совершенно неслучайно режиссер Игорь Бояринцев дал определение творчества художника, как «карнавальный театр Олега Крошкина». Так проявилась связь искусств… Режиссер отметил, что художник близок театру во всем: «Это наш человек, человек театра…»

Действительно, Олег Крошкин – художник ярко выраженных контрастов. При этом они не противоречат друг другу, но складываются в единое гармоничное целое, находя высший синтез. Это соответствует архетипу Лемурии, древнего праматерика, описанного в сакральных текстах: пространству мира, любви, совершенному выражению космической гармонии. Очевидно, началось все с того, что идейные истоки творчества художника были заложены во внутреннем противостоянии коммунистической социальной среде с ее неизменной насильственностью. Для художника была внутренне неприемлема возгонка человеческого фактора на бессмысленные социальные мегапроекты. Но социально-критический период творчества Олега Крошкина, о котором упоминал Игорь Бояринцев, не мог его удовлетворить в полной мере, так как не давал позитивного ответа. И художник, противостоя актуальному социуму, насильственность которого мало изменилась с советского времени, нашел то пространство гармонии, которое стал выражать и утверждать.

Вечное в творчестве Олега Крошкина неизменно связано с сиюминутным. Это выражается в том числе и в чисто техническом плане: так, посетители могли увидеть, что фоном для картин могут служить фрагменты газетных материалов. Куда уж дальше в выражении сиюминутности… Скажем и еще об одном важном контрасте, который у художника преодолевается. История христианской культуры, и шире – монотеизма, чаще всего находилось в кричащем противоречии между духом и плотью. Картины Олега Крошкина, отображая природу стихиальности, это противоречие преодолевают. В них выражен дух плоти, где страстное начало находит свое оправдание в идее высшего синтеза, проявленного в благоговении перед жизнью. Там нет морализаторства и ханжества, внушенного манипулятивными социальными институтами.

Страстность в творчестве Олега Крошкина удивительным образом, и в то же время гармонично, совпадает с интеллектуальностью. На это указывала искусствовед Татьяна Котович: «Олег Крошкин очень умен. Это не всегда бывает в нашей действительности. Он интеллектуально умен, не в бытовом смысле. Он ироничен, это также особенность человека с хорошим интеллектом. Он игрок с реальностью, это очень сегодняшнее обстоятельство в искусстве. И он вписан не только в контекст современного витебского искусства, но и в европейский контекст художественного мышления. Это не провинциальное мышление. Здесь есть открытость миру».

Директор Витебского художественного музея Ольга Акуневич поведала, казалось бы, одну частную историю. Однако эта история совершенным образом характеризует ненасильственность и в то же время непреодолимость воздействия творчества художника. Еще один гармонизирующийся контраст: «Когда идешь на выставку Олега Крошкина, всегда ждешь новых интригующих образов… Я вспоминаю эпизод, когда мы в Художественном музее открывали выставку «С чего начинается Родина». Там была представлена ностальгическая работа Олега Крошкина «Парк Мазурино», которая уже стала классикой. На открытие выставки пришел один очень высокий чиновник, который с высокомерием рассматривал все работы. И вдруг он рванул через весь зал в угол, где висела картина «Парк Мазурино» с целующимися собаками. И он от этой работы не отходил. Она его так взбудоражила, что он потом еще очень долго ее вспоминал. Поэтому Олег Крошкин никого не оставляет равнодушным, даже вот таких высокомерных людей».

Сплав фундаментальности и тонкости… Углубленности в себя и открытости миру… Страсти и интеллекта… Динамики и тишины… Священного и мирского… Духа и плоти… Вечного и сиюминутного… Искусство Олега Крошкина вдохновляет и учит быть гармоничным, способствуя умножению любви в этом мире.

Георгий Корженевский

Рубрики: Выставки

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах