<p>Уже второй сезон в Минске проходят экскурсии для незрячих. Их организовывает экскурсовод Людмила Скрадаль, которая возглавляет целый ряд проектов под общим названием «Мивиа» для людей с инвалидностью. Экскурсий пока немного, но все больше и больше заинтересованных в них, так как для людей, которые не могут видеть, это возможность влиться в общество и познакомиться с городом. А для зрячих – альтернативная экскурсия с завязанными глазами, при которой они учатся по-другому воспринимать все окружающее.</p>

Все началось два с половиной года назад, когда Людмила Скрадаль  училась в шведском университете на факультете международного маркетинга. Как экскурсовод она поставила себе цель проанализировать белорусский туристический рынок и найти пустые ниши. Оказалось, абсолютно ничего не представлено для людей с инвалидностью. Параллельно с этим ее знакомая поинтересовалась, куда можно сходить с незрячей мамой. И начался второй этап исследования – что есть в Беларуси для незрячих людей. Оказалось, что их даже не рассматривали как туристов.

Были изучены варианты в России и Европе и, подытожив, Людмила решила проводить экскурсии с использованием макетов здесь, в Минске. На фэсте экскурсоводов в тестовом режиме запустили экскурсии для незрячих по площади Свободы и для инвалидов-колясочников по площади Независимости.

Экскурсии проходят уже второй год по выходным либо по вечерам в будни. Выходит как минимум две экскурсии в неделю. Обычно этим занимается именно Людмила. Но есть еще Наталья Пальчук, которая иногда ее заменяет. Все экскурсии бесплатные.

Группа из незрячих – это, как правило, 4-6 человек. В первую очередь уточняется, сколько тотально незрячих. Если есть такие, с ними обязательно будут сопровождающие. В этом сложность, потому что достаточное количество информации должны получать и те, кто видит, и те, кто не видит. Есть этап предмакетный, когда дается информация о городе. Участники тактильно изучают Ратушу, обнимают колонну, стараются ощутить, какая она, шероховатая или нет. Если есть возможность – изучают двери, преодолевают ступени. Затем экскурсовод переходит к макету. Например, макет Ратуши. Здесь для незрячего есть своя методика. Его руки кладутся на вход, а затем на место, где он находится. И тогда он может построить полную картинку местонахождения  у себя  в голове. Также есть второй макет. Это концертный зал «Верхний город». Макет аудио-тактильный, восемь героев рассказывают о том, как выглядело здание в разные эпохи. Например, монах, который строил храм, или торговец, который работал под его стенами.

Очень важно все описывать: кто идет рядом, какое дерево стоит в стороне. Экскурсовод должен побывать на месте перед экскурсией, продумать, как он может все проиллюстрировать.

Людмила Скрадаль – экскурсовод и преподаватель английского и немецкого языков. Все свое свободное время она тратит на проекты, посвященные людям с инвалидностью. Она рассказывает о том, как заниматься полезным делом и получать от этого удовольствие.

– У вас целая программа «Мивиа», расскажите, пожалуйста, о ней. Какие еще проекты вы реализуете или собираетесь запускать?

– На самом деле, экскурсии для незрячих – это маленький-маленький кусочек того, что мы реализовываем. Есть еще много проектов. Например, «Независимость доступно». Это интегрированная экскурсия. Может присоединится любой желающий, в том числе человек на инвалидной коляске.

Также у нас есть проект «Сны незрячих», он состоит из трех этапов. Первый – это сбор информации (аудио, видео) о том, какие сны видят незрячие люди, учитывая, что у них нет визуального восприятия, но воображение-то все-таки что-то рисует. И нам интересно, в какой форме они все видят. Мы собираем эти сюжеты, после чего размещаем их на сайте в открытом доступе. И дальше творческие люди, посмотрев это, смогут сделать что-то креативное: картину, фотографию, постановку, танец, чтобы выразить тот мир, который представляет незрячий человек. И третий этап – это презентация всех творческих  материалов, которые будут созданы.

Еще один проект, которым мы занимаемся, – это «Невидимые картины». Есть в Европе образцы всемирно известных картин, в которых изображение приподнято над поверхностью, и можно все почувствовать на ощупь. К сожалению, у нас, в Беларуси, нет специалистов такого направления. Но мы все-таки решили попробовать. Художница Наталья Цеван сделала из папье-маше картину «Голубая каплица» Бялыницкого-Бирули. Бумага передает хрустящий снег, деревья, каплицу. Наталья Белогурцева готовит картину Хруцкого «Фрукты» из фаянса. Надеемся провести в сентябре презентацию этих картин. Это просто мечта, чтобы выставка таких картин была в Национальном художественном музее. Ведь это и для всех интересно, можно потрогать, а не только посмотреть.

Есть в задумке один очень большой проект «Музей в темноте». Удастся, не удастся – пока рано говорить. Но, возможно, там будет небольшой информационный центр о людях с инвалидностью. Например, как незрячие люди наливают чай? Они опускают пальчик в кружку, чтобы понять, полная она или нет. А есть такое приспособление, которое начинает пищать, когда кружка полная. Или, например, шахматы для незрячих. Элементарно и удивительно. Вот такие разные вещи мы хотим собрать. И какую-то часть музея, естественно, сделать в темноте.

– Вы проводите экскурсии и для тех, кто видит, с завязанными глазами? Это просто альтернативная экскурсия или попытка привлечь внимание к людям с инвалидностью?

– К нам часто обращаются зрячие люди. Мы не позиционируем эти экскурсии как что-то вроде «Окунись в мир незрячего!». Абсолютно нет. Это просто познание мира и самого себя. И если кто-то додумывает потом сам, что это ведь так незрячие ощущают мир, мы считаем, что это победа.

В экскурсиях со зрячими немного другая методика. Группа максимум из 2-х человек. Мы учимся преодолевать ступеньки, различать поверхности, обращаем внимания на звуки.

Впечатления потом можно разделить на несколько групп. Первая: человек жил так долго в этом месте и даже не обращал внимания на какие-то детали. Вторая: ничего себе, как в городе все интересно! – звуки, запахи и т.д.

– Свою работу вы основываете на волонтерстве. Чья помощь вам нужна сейчас? Может быть, вы ищите каких-то специалистов?

– В проекте «Сны незрячих» была бы необходима информационная поддержка. Было бы здорово, если бы организации, компании или отдельные люди могли разместить на своих сайтах, страничках буквально пару строчек об этом, чтобы как можно больше людей могли принять участие в создании креативных вещей.

– Если говорить в целом, насколько реально людям с ограниченными возможностями в Беларуси подобрать для себя туристические услуги?

– В белорусской туристической сфере почти ничего нет для людей с инвалидностью. И когда мы выводим незрячих людей на экскурсии, мы хотим в том числе показать, что эти люди могут участвовать в жизни города. И в том числе показать это турбизнесу. Ведь есть уже решения, есть возможности решать проблемы. Да даже не проблемы! Это ведь возможность завоевать нового потребителя. Но, к сожалению, белорусские турфирмы не рассматривают людей с инвалидностью как потенциальных клиентов. Возможно, они считают, что человек с ограниченными возможностями мало зарабатывает. Это не так! Многие работают дома в интернете. У многих есть два высших образования, ученые степени. Здесь еще целый не поднятый пласт. Ведь это около 200 тысяч человек! Целый город, который мало в чем участвует.

– Все ваши проекты не коммерческие. И, тем не менее, находятся люди, готовые помочь. Насколько легко удается привлечь людей к этому делу?

– Да, все экскурсии – это волонтерство, все проводится на бесплатной основе. О заработке вообще речь не идет. А по поводу поиска  –  у кого-то постоянно появляется желание помочь проекту и почему бы не дать реализовать этот потенциал? Например, девушка фотографировала мероприятия, ей нужны были материалы, сейчас набралось огромное портфолио. Приходят люди, спрашивают, чем помочь. У нас, например, клея не хватает на макет, человек идет и покупает его.  

В проектах участвуют порядка 50 человек. Здесь не нужен глобализм. Мы работаем на ту категорию, которой это интересно. И если человек не заинтересован – он просто не приходит.

– Как в целом реагирует общество на ваши проекты? Есть какая-то обратная связь?

– Когда мы начали этим заниматься, большую поддержку нам оказали СМИ. Ведь любой материал кто-то прочитает, посмотрит. И после этого, возможно, задумается. Первое, он, может быть, думает, что, к счастью, среди его родных нет таких людей. Если есть, то он думает, это здорово, что он может привести этого человека на экскурсию, и они могут на равных пользоваться возможностью. И третье, когда в обществе чувствуется такая маленькая лихорадка, волна, когда ответственные люди, руководители задумываются о том, что у нас есть для людей с инвалидностью. И когда осознают, что ничего нет, и думают, что можно сделать – это как раз тот момент, которого мы ждем. 

– Вы пытаетесь как-то расширять дело? Искать спонсоров, гранты на ваши проекты?

– Я не считаю, что любой проект можно реализовать только при помощи денег. Мир не без добрых людей. Конечно, где-то финансы нужны. Но я уверена на 100 процентов, что многие вещи можно реализовать без всех этих фондов, спонсоров, меценатов. А именно благодаря взаимодействию и созданию чего-то ценного для общества. Мы участвуем во многих мероприятиях, рассказываем о себе, проводим тренинги, говорим, какие специалисты нам нужны. И люди понемногу приходят, дело двигается.

Много людей хотят этим заниматься на самом деле. А мы стали, наверное, точкой, вокруг которой все группируются. Появилось много проектов, не инициированных нами абсолютно. Мы только как-то рядышком в них присутствуем. Да и нужно, чтобы идея расходилась широко в общество. Чтобы появились архитекторы, которые заботятся о людях с инвалидностью. Мы, например, хотели провести экскурсию на инвалидных колясках по площади Свободы. Как ни крутились, как ни придумывали маршрут – это невозможно. Высаживаешь их из автобуса – и больше 10 метров проехать невозможно.

Также для того, чтобы город был более доступным и безбарьерным, необходимы подготовленные специалисты, в частности – экскурсоводы.

В общем, нужно затронуть многие сферы, чтобы жизнь людей с инвалидностью стала более комфортной. И я думаю, мы положили начало этому процессу.