Итак, проект «ТОП-15 самых необычных музеев Беларуси» завершился. Все сюжеты увидели свет и нашли те или иные отклики. Сейчас можно поговорить о том, что осталось за кадром.

Итак, проект «ТОП-15 самых необычных музеев Беларуси» завершился. Все сюжеты увидели свет и нашли те или иные отклики. Сейчас можно поговорить о том, что осталось за кадром.

С некоторыми музеями было очень легко и приятно работать. Они с удовольствием предоставляли всю необходимую информацию, фотографии, демонстрировали экспозиции. Но так было не везде.

На старых рекламных флаерах издательства «Рифтур» написано «Мы открываем Беларусь». А что делать, если Беларусь не хочет «открываться»?

Итак, я звоню в музей, представляюсь, объясняю, чего от них хочу. И знаете, что мне часто говорили в ответ? «Вот вы сейчас о нас напишете, и что? К нам люди начнут приходить? Нет, так не пойдет!» В некоторые музеи приходилось просто с боем пробиваться, убеждать, что это совсем не страшно, если к ним вдруг придет не один посетитель в день, а больше. Про фотографии я вообще молчу. Какие иностранные туристы? Тут своих принимать не хотят! А что это за график работы для музея – с выходными в субботу и воскресенье? А до чего неприятно, когда тебе грубят по телефону… И кто? Нет, не охранники, уборщицы или вахтеры. Кстати, как ни странно, именно эта категория музейных сотрудников бывала наиболее адекватна. Характер проявляют директора и их заместители. А это вроде как культурные люди с высшим образованием.

Однажды после двухдневных попыток перешагнуть через их нежелание идти на контакт, когда меня в очередной раз закармливали пустыми обещаниями, я спросила: «Неужели вы не хотите, чтобы люди заинтересовались и пришли посмотреть на экспозицию?» Ответ был очень прост: «НАМ это не надо!» Больше у меня вопросов не было.

Я не стану сейчас возмущаться и вопрошать, почему так происходит. Подобные темы уже давно висят в воздухе и обсуждаются в обществе. Я просто хочу, чтобы люди знали, как к ним относятся и как на самом деле «ждут с распростертыми объятиями» в некоторых храмах искусства. Конечно, здесь целый клубок проблем: и нищенские зарплаты, и непоощрение инициативы, и отсутствие мотивации в работе. Не секрет, что уровень зарплаты музейных работников не зависит от количества обслуженных посетителей. Но не нужно забывать о банальном уважении и вежливости. Да, за это никому не платят деньги. Но именно уважение к другим делает нас людьми.