<p>Россонский район Витебской области в очередной раз оказался в центре внимания тех, кто заинтересован в развитии в Беларуси сельского туризма.</p>

Напомним, что 11–12 июня в деревне Заборье Россонского района прошел Первый фестиваль сельского туризма «Заборскі фэст», на котором во всеуслышанье заявили о себе владельцы сельских усадеб, которые уже принимают или хотели бы принимать туристов из всех уголков нашей родины и зарубежья. А с 20 по 25 июня в районе гостила и работала группа профессионалов из США, Великобритании, Польши и Черногории по программе Landscape Stewardship Exchange (обмен экспертами в области управления ландшафтами). Россонский район в качестве пилотного выбран неслучайно. Во-первых, традиции сельского туризма здесь уже заложены и право на существование усадеб признано местной властью, лучшим свидетельством чего является проведение фестиваля. Во-вторых, район богат уникальными ландшафтами (созданы ландшафтные заказники республиканского значения «Красный Бор» и «Синьша»), а также памятниками археологии и архитектуры. Чистые реки и озера делают Витебщину чрезвычайно привлекательной в туристическом отношении, а Россонский район может похвастаться еще и огромной площадью, занятой лесами (71 % территории).

Неделя, проведенная международными экспертами в Беларуси, завершилась 25 июня конференцией «Зеленые маршруты в Россонском районе», в ходе которой иностранные профессионалы устроили презентацию своего проекта или, скорее, своих представлений о том, по каким векторам могло бы пойти развитие сельского туризма в данной местности. Рекомендации экспертов никоим образом не являются директивами, подчеркивалось в выступлениях,  это всего лишь «взгляд со стороны», который может быть весьма полезен как местной администрации, так и владельцам сельских усадеб, очень желающим продвинуть свой продукт на рынок, но не имеющим четкого представления о том, как это сделать. На конференции присутствовал председатель Россонского райисполкома Петр Петкевич, председатель правления общественного объединения «Агро- и экотуризм» Валерия Клицунова, представитель ОБСЕ г-жа Хайди Смит, руководитель торгово-экономического отдела Посольства Польши г-н Анджей Шот, представители регионов и СМИ.

Большинство членов экспедиции в Беларусь попали впервые, единственным исключением из общего правила стала Доминика Заремба, национальный координатор «зеленых маршрутов» в Польше, которые относятся к консорциуму «Партнерство для окружающей среды». По мнению г-жи Заремба, Беларусь просто идеально подходит для развития «зеленых маршрутов», а Россонский район наиболее подготовлен для внедрения их на своей территории. «Зеленые маршруты» соединяют регионы, туристические объекты и местные инициативы, поддерживают здоровый образ жизни, а также такие виды активного туризма, как пеший, конный, водный и велотуризм. В «зеленые маршруты» обязательно включают местные ярмарки, фестивали, сельские праздники с национальным колоритом. «Зеленый маршрут» – дорога, объединяющая историю и легенды, людей прошлого и настоящего. Но прежде всего «зеленый маршрут» объединяет не достопримечательности, а людей, подчеркнула Доминика Заремба. Каждый «зеленый маршрут» – результат работы организации, а не одного человека, пример взаимовыгодного сотрудничества владельцев сельских усадеб, народных мастеров, сохраняющих ремесленные традиции прошлого, фольклорных коллективов и т.д. В Польше в данный момент существует семь действующих «зеленых маршрутов», каждый из которых имеет узнаваемый логотип и яркое, образное название – этот аспект играет не последнюю роль в раскрутке маршрута. Логотип используется на картах, в путеводителях, наносится на указатели на местности – все это способствует узнаванию маршрута, увеличению его популярности. Основная ось «зеленого маршрута» Россонщины общей продолжительностью около 200 км, по мысли международных экспертов, могла бы объединять ландшафтные заказники района и проходить вдоль живописных рек и озер. А ключевыми словами, которые характеризуют маршрут, эксперты назвали следующие: «голубой», «роса», «радуга», «окна». Навскидку можно предложить следующие названия маршрутов: «Зеленое кольцо», «Голубые окна» или «Голубые росы» Россонщины.

Профессор Тодд Коумэн, директор Института интегрированного сельского туризма и профессор бизнеса и гостеприимства колледжа в Вермонте (США) предложил свое видение того, как внедрить маршрут на туристический рынок. Прежде всего надо ориентироваться на ожидания туриста, в данном случае мы говорим об ожиданиях иностранного туриста в Беларуси. Что бы отважившийся приехать в Беларусь иностранец ни читал или ни слышал о нашей стране, он вправе рассчитывать на привычный для него комфорт и уют средств размещения. Для него важно, чтобы комнаты убирались ежедневно, а вода из кранов шла бесперебойно и была пригодна для умывания. К вопросам гигиены и личной безопасности иностранные туристы относятся настолько трепетно, что они способны затмить все привлекательные моменты путешествия. А таким привлекательным моментом, по мнению Майка Страхана, профессионального менеджера лесного хозяйства и члена Совета Королевского Шотландского лесного сообщества (Великобритания), в Россонском районе может стать наблюдение за жизнью животных в естественной среде обитания. На родине эксперта, в Шотландии, лесов мало, и их животный мир не столь богат, как у нас в Беларуси. Поэтому леса Россонщины могут стать магнитом для экотуристов, причем чтобы увидеть разных животных и птиц, путешественникам придется приезжать к нам в разное время года.

Как удержать туриста в регионе – ответу на этот важный для белорусского туризма в целом вопрос был посвящен доклад кандидата биологических наук Вики Майерс (Великобритания), которая в течение последних четырех лет работала координатором волонтеров лесной комиссии, а в начале 2005 года стала членом Управления нового национального парка Британии. Удержать туриста, оказывается, может абсолютно все: путешествие по реке на байдарке или лодке, велосипедная прогулка по окрестностям, сбор ягод и грибов, дегустация меда на местной пасеке, посещение созданного стараниями местных жителей экомузея, приготовление местных блюд по старинным рецептам. Вроде мелочи, а какой эффект! Только для того чтобы все это стало реальностью, нужна инициатива на местном уровне. Например, местный предприниматель мог бы заняться прокатом лодок, байдарок, велосипедов. А местные ремесленники были бы готовы поделиться секретами мастерства с туристами. Гораздо интереснее попробовать изготовить что-то своими руками, чем купить это изделие в местном магазинчике. Хотя и местный магазинчик с ремесленными изделиями – тоже очень выгодная инициатива.

Мелочи создают атмосферу – эта мысль лейтмотивом прошла по всем выступлениям. Причем зачастую мы даже не представляем, что же это за мелочи и какие аспекты нашей жизни вызывают острый интерес у туристов: не хватает живого общения с теми, кого мы, собственно, и хотим привлечь. Международные эксперты в данном случае сами выступали в качестве рядовых туристов: жили в сельской усадьбе «Хорень» в деревне Клястицы, пробовали местные блюда и дегустировали местные напитки, имели возможность окунуться в нехитрый крестьянский быт. И знаете, что им запомнилось? Ни за что не догадаетесь: умные деревенские коровы, которые сами выходили на пастбище, а вечером все вместе, по часам, возвращались домой! Чтобы посмотреть на «дрессированных» коров, все эксперты вставали с первыми лучами солнца. Вот такая белорусская экзотика…

В своих докладах участники экспедиции делали упор на возможность развития иностранного туризма в регионе – прежде всего потому, что не владели достаточными знаниями о стране и ситуации на белорусском туристическом рынке, чтобы давать рекомендации, касающиеся туризма внутреннего. Но, по мнению международных экспертов, Россонщине, как и другим регионам Беларуси, стоит ориентироваться все же на внутренних туристов. Мир так огромен, в нем так много красивых и неоткрытых мест – жизни не хватит, чтобы увидеть их все,  тем более если постоянно возвращаться в одно и то же место… Гораздо легче, подчеркивали в своих выступлениях члены экспедиции, предсказать поведение своего «домашнего» туриста и привязать его к себе местным колоритом и гостеприимством.

Выпуск №26, 7 июля 2005 года