https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>На прошлой неделе туристические компании Беларуси были несколько удивлены письмом, которое рассылалось от имени Министерства спорта и туризма. В письме сообщалось о семинаре, центральным пунктом которого будет обсуждение вопроса о создании в Беларуси общественного объединение в сфере туризма. Письмо подписано заместителем министра спорта и туризма Михаилом Портным. Координатором мероприятия обозначен глава компании «БелАгроТрэвел» Филипп Гулый. Кстати, первый региональный семинар проходит уже сегодня в Витебске. В Минске мероприятие пройдет 17-го, в среду, в «Кроун Плазе». Приглашаются все заинтересованные.</strong></p>

О чем вообще идет речь? Как известно, у нас уже есть Республиканский союз туристических организаций, который, правда, традиционно воспринимается в качестве общественной структуры, занимающейся более вопросами выездного туризма, чем въездного и внутреннего. Значит, скорее всего речь идет о союзе, который объединит  фирмы и предприятия, нацеленные на работу исключительно с белорусским турпродуктом. Или нет? И почему координатором является именно Филипп Гулый? Спору нет, он очень активен в последние год-полтора на инкаминговом поле. Но что за этим стоит? К сожалению, сам Филипп не смог или не пожелал, как он сказал, раньше времени давать комментарии, сославшись на свою рядовую роль в вопросе инициативы создания общественного объединения. Поэтому мы логично обратились за разъяснениями, как говорится, к первоисточнику – к тому, чья подпись стоит под письмом о семинарах, – к заместителю министра Михаилу Портному.

Честно скажу, после разговора у меня, во-первых, сложилось впечатление об отнюдь не рядовой роли г-на Гулого в этой истории. Но я совершенно не склонна подозревать Филиппа в увиливании от ответов. Его можно понять. Ведь у нас в отрасли очень ревниво относятся к любым инициативам, тем более если инициативы персонифицированы, то есть за ними стоят конкретные личности. Во-вторых, говорю искренне, мне лично стало понятно, насколько тяжело новому замминистра (а он по-прежнему новый, ведь времени с момента назначения прошло не так много), прежде не связанному с делами частного турбизнеса,  разобраться  в перипетиях нашего инкамингового рынка, я уже не говорю о пулах, рыночных позициях игроков и так далее.

Идея создания организации, лоббирующей интересы въездного туризма, не нова. По сути, пул или клуб таких фирм, авторитетных практиков, давно работающих на этом поле, уже сложился. Причем сам собой, без каких-либо координирующих усилий. Это компании такого высокого профессионального уровня, как «Вокруг света», «БеларусТурСервис», «Прайм тур», «Солвекс». Они уже сообща решают вопросы, связанные с въездным туризмом, но их отношение к той общественной организации, идею которой попытаются обговорить в регионах на этой недели, честно говоря, мне не совсем понятно. Поскольку, судя по их комментариям, они также не понимают, о какой именно структуре идет речь.

В сложном ракурсе всех этих неясностей я благодарна Михаилу Портному за те ответы, которые он смог дать на мои вопросы и которые  пролили свет на вопрос. Пользуясь случаем, я также задала несколько общих вопросов на злободневные темы туризма, ну, и, не удержавшись, поинтересовалась, какие все-таки кадровые выводы сделал замминистра после истории с назначением Григория Померанцева на должность главы директора Национального агентства по туризму. На мой взгляд, интервью получилось интересным. Читаем!

 Михаил Петрович, о создании какой именно общественной организации идет речь в письме?

– Хочу почеркнуть, что министерство не имеет права вмешиваться в дела общественных организаций и тем более – инициировать создание таких организаций. Но на сегодняшний день я вижу, что есть группа людей, которые занимаются в Беларуси въездным и внутренним туризмом, и их интересы совпадают с концепцией развития туризма в нашей стране. Понятно, что мы готовы  оказывать помощь таким людям, хотя не собираемся вмешиваться в интересы общественных объединений. Ни о каком административном ресурсе при создании такой организации речь не идет. Мы говорим о поддержке тех людей, которые решают государственную задачу развития туризма в стране.

 Но письмо все-таки подписано вами! Верно ли предположение, что сама идея создания в Беларуси общественной организации, ориентированной на продвижение Беларуси, возникла из неких кулуарных разговоров, в которые вы вовлечены?

– Да, я много общаюсь с представителями турбизнеса. Обычно в субботу-воскресенье у меня более  свободные дни, и ко мне в кабинет приходят именно чтобы пообщаться в неформальном ключе. Так вот, пришли люди, мы пообщались.  В том числе Филипп Гулый («БелАгроТрэвел»), Оксана Бичун («Солвекс») и другие. Я понял, что им нужна какая-то организация, которая поддерживала бы их усилия. РСТО, скажем прямо, немножко аморфен и заботится сугубо о своих бизнес-интересах. Но есть в стране люди, которые думают о продвижении туризма в Республике Беларусь. И они уже поняли, что въездным туризмом здесь можно и нужно заниматься. Тот же ЧМ по хоккею это ярко показал. Можно, оказывается, и в этом сегменте туризма эффективно зарабатывать деньги и быть успешным. Конечно, мы поддержим таких людей! Сейчас в Беларуси появилось новое поколение бизнесменов, таких, как тот же Филипп Гулый. Они инициативны, креативны. С ними вполне можно воплотить в жизнь идею частно-государственного партнерства. С РСТО, к сожалению, это не получилось. Сейчас мы создали при министерстве экспертные советы, которые в состоянии оперативно собираться и мобильно решать вопросы в различных сегментах въездного и внутреннего туризма. Те же караванеры, экскурсоводы, отельеры. Назрела проблема – они быстро собрались, обсудили, приняли решение, и воплотили в жизнь.

 Воплощение идей часто упирается в законодательство! Как раз сейчас у караванеров назрела проблема, не могут открыть обещанные бесплатные визы для участников фестиваля, который пройдет в мае!

– Мы занимаемся этим вопросом. У нас есть постановление об освобождении участников спортивных мероприятий от консульского сбора, в прошлом году было 40 таких мероприятий, в этом – уже 60. Это по спорту. То же самое хотим сделать для туристических мероприятий. Но  этот маховик быстро не раскручивается. Нужно подготовить распоряжение президента, Совмин должен составить список.

 Но туризм – быстро меняющаяся отрасль, очень технологичная, все развивается очень стремительно. Пока будут готовы распоряжение, список – гости, как говорится, могут «соскочить». Все-таки мы очень медленно развиваемся, как будто догоняем какой-то поезд и все не можем догнать. Хотя пора уже сесть и поехать…

– Тут вы не правы. Торопиться не стоит. Иначе можно наделать много ошибок. Нужно все проанализировать и прежде всего сделать так, чтобы не наступать на грабли. Ну, и не наломать дров, конечно.  Насчет бесплатных виз для караванеров – это будет пилотный проект, но я по крайней мере сделаю все, чтобы этот вопрос до мая решился.

 То есть, насколько я понимаю, в деле организации отрасли вы рассчитываете на толковость и действенность экспертных советов, о которых вы упомянули, плюс, возможно, все-таки будет создана некая общественная структура. Если она, конечно, будет создана. Потому что у нас, как известно, объединяются очень тяжело. И это объяснимо  когда рыночный «пирожок» очень маленький, все заняты конкретными коммерческими вопросами, а не общими идеями. Вы считаете, что отрасль можно объединить? Какой вы видите лично свою роль в этом деле?

– Знаете, я хорошо понимаю нашу сегодняшнюю ситуацию.  Но я хочу, чтобы человека, который сейчас находится в моем кресле, независимо от того, кто будет занимать его – я или кто-то другой, – воспринимали, как коллегу и защитника. И стараюсь помогать, если представители турбизнеса приходят ко мне с просьбами. Когда я вижу, что фирма успешно занимается въездом, но случайно допустила ошибку в миграционном законодательстве и  у нее из-за этого возникли проблемы, я всегда встану на защиту. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Моя позиция – чиновники не должны обижать бизнес, не должны относиться предвзято, все должно быть справедливо и прозрачно. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, я сказал бы так: люди, которые честно, открыто, без всяких серых схем делают в Беларуси свое дело, занимаются турбизнесом, работают на страну, безусловно, объединятся. В этом я проблем не вижу.

Я надеюсь, что в этом новом объединении будут и туроператоры, и отельеры, и транспортники – то есть все важнейшие игроки туристического рынка. Взять те же гостиницы. На сегодняшний день большинство из них неконкурентоспособны по параметрам цена-качество. У нас  530 гостиниц, из них сертифицировано только 50. Эти полсотни отелей работают, многие успешно. Ведь иностранец ориентируется на звезды или сети. Но остальные 500 гостиниц – как они работают, как зарабатывают? Я надеюсь, что деятельность общественной организации поможет прояснить многие вопросы. Соберутся профессионалы, будут обсуждать свои проблемы и помогут нам, чиновникам, увидеть варианты решения этих проблем.

 В чем в таком случае, на ваш взгляд, основная проблема белорусского туризма. Почему к нам приезжает недостаточное количество гостей?

– Страна, к сожалению, не узнаваемая. Тут государство должно больше внимания обратить на продвижение отечественного турпродукта. Частенько, увы, нас ассоциируют с Российской Федерацией. Это не на руку туризму. Для того чтобы нивелировать проблему, разработана маркетинговая программа. Я имею в виду продвижение в социальных сетях, телевидение, ролики, участие в выставках. Параллельно на общую задачу работает частный бизнес. Свои продукты в области въездного и внутреннего продукта в интернете создали «Топ-Тур», «ЦентрКурорт», «Рифтур». И, главное, стране уже есть что показать гостям. За последние 20 лет инфраструктура в Беларуси очень поменялась. Генсек ВТО Талеб Рифаи оценил то, что он здесь увидел. Вначале он вел себя очень настороженно. Но недельку поездил по стране и был приятно поражен и нашим гостеприимством, и порядком, и чистотой. Он сказал: да, ваша инфраструктура еще несовершенна, но она уже позволяет привлекать гораздо большие потоки туристов. Так что сейчас наша первоочередная задача – сделать страну узнаваемой. Ну, и изучить туристские потоки,  выяснить, что им необходимо, чтобы знать, как нам развиваться.

Мое глубокое убеждение – гостей будет много, когда страна будет разблокирована в информационном плане. Но, с другой стороны, мы должны четко понимать: наш основной рынок – это Россия. Поэтому сейчас в Израиле на туристической выставке мы встречались с руководителем Федерального агентства по туризму господином Сафоновым и договорились, что в конце марта или апреле проведем совместную коллегию и обсудим три направления. Первое – санаторно-курортное. В Беларуси сегодня полупустые санатории, потому что из-за перекупов конечный потребитель получает цену на белорусский санаторий, которая фактически сопоставима с прибалтийской. Сафонов привезет с собой турфирмы, которые работают на выезд, и мы без посредников поработаем и над ценами, и над условиями. Второе направление – военно-патриотическое. И третье – активный туризм, развитие того же караванинга. Все направления можно активизировать.

И возвращаясь к вопросу основных проблем нашего туризма, хочу заметить, что, кроме «разблокировки» страны в целом, нам хорошо бы для начала столицу разблокировать. Как может успешно  развиваться туризм, если в городе им никто не занимается! В двухмиллионном городе, столице страны,  координацией туристических вопросов занимается один человек, и то – по совместительству. Это заместитель начальника управления спорта и туризма, который курирует еще и другие вопросы.

Кроме того, хотелось бы, чтобы вопросам привлечения туристов в страну больше внимания уделял наш национальный перевозчик. Я на израильской выставке обошел ряд стендов авиационных компаний и понял, что все они очень тесно занимаются привлечением турпотока. Наша «Белавиа», к сожалению, стоит в стороне. При этом имеет 40 представительств за рубежом! Что им мешает работать как туристско-информационные центры? Офис «Белавиа» в Лондоне находится около Букингемского дворца! Почему это никак не используется для туризма? Мы говорили с Анатолием Гусаровым на эту тему, и руководитель авиакомпании согласен проблему решать. Национальный перевозчик также мог бы помочь с организацией рекламных туров в страну. После того, как в том числе и эти вопросы были заслушаны в Палате представителей, мне кажется, национальный перевозчик понял проблемы и готов идти навстречу.

 Кстати, о кадрах. Чтобы уж расставить точки над і, вернемся к вопросу назначения и ухода Григория Померанцева. Ведь на должность его приглашали именно вы… Это было неожиданное и сильное решение, а вот закончилось все как-то грустно…

– Сразу хочу сказать, что я ни о чем не жалею. Я ни капельки не жалею, что пригласил Померанцева на эту должность. У него было две задачи. Одну он выполнил великолепно, на пять баллов по пятибалльной системе, со второй, к сожалению, не справился. Первая функция – это пиар, и обучение нашего персонала, как нужно правильно этим пиаром заниматься: что такое работа в соцсетях и так далее. Когда мы решали, как оформить стенд на выставке в Израиле, я спрашиваю у сотрудников: что может быть в оформлении? Они: колесо, поле… Я говорю: вам же Померанцев показал, как надо. На примере лондонского стенда. Нашел фирму «Сатио», те провели мозговой штурм, и получился прекрасный вариант – из оформления стенда видно, что мы в центре Европы, какие авиамаршруты к нам проложены, все толково, все со вкусом. В итоге взяли то лондонское оформление, потому что Григорий – молодец. Более того, он списался с людьми в соцсетях, и не успели мы приехать в Израиль на выставку, а к нам на стенд уже люди идут и идут, как муравьи.

Померанцев – великолепный пиарщик, и мы ему очень благодарны. Но была и вторая задача, с которой он, увы, не справился. Все-таки за ним стояло предприятие. И нужно было активизировать работу этого предприятия. Он же коммерсант. И мы все надеялись, что он сможет активизировать коммерческую деятельность. Департаменту нельзя заниматься тем, что приносит деньги, а Национальному агентству можно. Речь идет и об организации выставок, о проведении платных семинаров и обучений, об организации информационных центров. Обо всем том, что может приносить деньги Нацагентству! Кстати, это была моя идея – открыть инфоцентр на вокзале. И вот это направление он не потянул. Мне было немножко обидно, когда люди начали на него жаловаться, говорить, что за пиаром он забыл про предприятие. А ведь его задача была совместить две функции. И когда встал вопрос, что дальше, он принял решение, о котором все знают. Он сказал: я не ухожу от туризма, я буду помогать, но уже так сказать, дистанционно.

Сейчас торопиться с назначением другого человека на должность главы Нацагентства я не буду. Мы дали объявление, люди идут. Будем внимательно смотреть на кандидатов, и, я надеюсь, найдем достойного. У белорусского туризма хорошие перспективы и большое будущее, нужно только верить и работать сообща.

 Спасибо за беседу. Успехов!

Где и когда пройдут собрания по вопросу создания в Беларуси нового общественного объединения:

Витебск, 15 февраля, 10.30, гостиница «Витебск»

Могилев – 16 февраля, 13.30, гостиница «Могилев»

Брест – 18 февраля, 10.30, гостиница «Эрмитаж»

Гомель, 19 февраля, 14.00, гостиница «Турист»

Минск, 17 февраля, 10.30, гостиница «Кроун Плаза»

Гродно, 29 февраля, 12.00, гостиница «Неман».

https://www.traditionrolex.com/8