В Беловежской пуще появился новый туристический объект – музей народного быта и старинных технологий

06.10.2014 - Новости

В Беловежской пуще появился новый туристический объект – музей народного быта и старинных технологий

До нового туристического объекта в Беловежской пуще, музея народного быта и старинных технологий, от главного входа в Каменюках – около 20 км. Расположен музей в самом сердце старого леса на хуторе Перерово. Когда-то здесь было лесничество с конюшнями, гаражами и деревянным домом, в котором жил лесник. Насколько старым было это здание, никто толком не знает, но уцелевшему по соседству «дому дорожников» точно больше 100 лет. На фундаменте исчезнувшей сторожки лесника и был построен музей, в котором авторы идеи постарались воссоздать быт типичного пущанца второй половины XIX века, сообщает «Вечерний Брест».

Дух старого времени

– Вот это настоящий работающий жернов, – показывает хозяйка музея Светлана Кобылкевич. – Смотрите, как интересно устроена колода под него: сюда ссыпается мука – через это отверстие высыпается. А вот в таких ступах (высотой с полметра. – Авт.) наши предки перетирали зерно для каш… В эти ночевки (неглубокое такое деревянное корытце. – Авт.) клали маленьких детей и ставили на печку, чтобы теплее было.

Экспонаты для музея собирались по пущанским деревням. Просто поразительно, сколько аутентичных вещей прекрасной сохранности отыскалось на чердаках современных жителей пущи. Всевозможные кошели из лыка и плетеной соломы (вот в таких кошелях с крышкой, подвешенных к потолку, наши предки держали домашнюю колбасу, ту, что «пальцем пханая», – уточняет Светлана Ивановна), бочки и кадки, ступы и боечки для масла, коньки для зимних забав. Нашлись даже «постолы» – что-то типа галош, только пошитых вручную из лоскутов резины. В комнате, отведенной под женские ремесла, стоит ткацкий станок, на котором работает мастерица подвойного ткачества. В спальном углу – полати возле печки, люлька, которую подвешивали к потолку и качали, чтобы убаюкать малыша, детские же ходунки… Вышитые рушники, тканые покрывала – каждый предмет в этом музее просто пропитан духом старого времени.

Экскурсия по музею народного быта значится первым пунктом программы гостей, приезжающих в Перерово. Последним пунктом идет посещение корчмы, соседствующей с музеем. Здесь тоже все выдержано в стиле «дерево и время». Большие дубовые столы со скамьями, печка, которую топят дровами, шкуры на стенах и деревянные балки, обтянутые мешковиной. Пока в корчме гостей потчуют бутербродами да травяными чаями, но в скором времени здесь обещают организовать полноценные обеды. «Никаких излишеств, – предупреждает Елена Хомич, хозяйка корчмы. – Пища будет простая деревенская: щи из квашеной капусты, картошка со шкварками, огурцы соленые из бочки…»

Фирменный первач

Но самый неподдельный интерес у взрослой части туристов вызывает, конечно, здешний аппарат по производству «напитка пущанского оригинального». НП «Беловежская пуща» входит в очень узкий круг юридических лиц, кому официально разрешено производить и продавать самогон. Ни для кого не новость, что самогон в пуще гнали всегда, без всяких лицензий, и славился он так, что  (ходит такая байка среди старожилов) его спецрейсами поставляли в Кремль. Теперь же все делается строго по закону, отчего качество напитка, утверждают ценители, хуже не стало. Разве что исчезла некая аура запретности, придававшая ему особую пикантность.

До недавних пор в пуще работал один «официальный» самогонный аппарат. Теперь в музее в Перерове появился второй, напоминающий небольшой завод. Под него рядом с корчмой выстроено отдельное сооружение, которое сами работники музея называют броварней. Под камышовой крышей этого сооружения на глазах у туристов «в целях воссоздания полноты белорусских национальных традиций» и изготавливается пущанский первач.

К производству своего фирменного напитка пуща подходит очень серьезно. Продукт сертифицирован по качеству и безопасности для здоровья и изготавливается в строгом соответствии с технологической инструкцией. Хозяйка музейного комплекса показывает гостям: вот в этих двух чанах из нержавеющей стали идут запарка и брожение. Причем перемешивать продукт в процессе запарки можно только специальным деревянным веслом. Очень важен температурный контроль. Знатоки утверждают: отклонение в 2–3 градуса от нормы уже придает продукту другой вкус. Вот дубовый чан – бражник, в который заливают готовую брагу. Нагревают ее водяным паром – стальной котел с питьевой водой, которую по шлангу подают из лесного колодца, стоит на дровяной плите...

Все сооружение состоит из множества больших и не очень емкостей, соединенных между собой блестящими трубами. Неспециалисту их назначение не слишком понятно, но гости, знающие в этом деле толк, рассказывает Светлана Ивановна, интересуются процессом очень детально. И так же, со знанием дела, потом дегустируют напиток в корчме. 50 граммов напитка с бутербродом на закуску и стаканом сока для «запить» учтены в стоимости входного билета. Те, кому 50 граммов покажется мало (а мало оказывается как минимум половине гостей), «догоняют» за стойкой. В скором времени «напиток пущанский оригинальный» можно будет купить в музейном комплексе на вынос: очень симпатичные и оригинальные бутылочки под него уже изготовлены. Наполнять их будут сами туристы прямо в «броварне».

Шершни как лакмусовая бумажка

Место для музейного комплекса выбрано красивущее. Дорога к поляне от стоянки, где высаживает туристов автобус, ведет через грабовую рощу. Кроны деревьев смыкаются над головой, и кажется, что ты идешь через туннель из пронизанного солнцем зеленого кружева. Со всех сторон – первобытный лес. Тихо так, что слышно, как жужжит над осенним цветком толстый шмель. «Хорошее место, – соглашается Светлана Николаевна. – Знаете, как наши предки выбирали, где поселиться? Дома возводили там, где жили шершни и пауки и где муравьи свои муравейники строили. Эти насекомые очень к энергетике чувствительны».

Вот и окраину поляны облюбовали шершни. Поселились в старых скворечниках и дуплах и чувствуют себя вольготно. На гостей внимания не обращают, своими делами заняты. Ужей здесь тоже много, рассказывает хозяйка музея, поэтому приезжих сразу предупреждают, чтобы не пугались: совершенно безобидные создания. Со временем комплекс разрастется. Появятся ремесленные ряды, хозяйственный двор с живностью, детская площадка.

Интересно, долго ли продержатся шершни?

В тему

Знаете ли вы, что именно пущанский самогон стал основой для настойки «Беловежская горькая»? Дело было так. Послевоенный самогон, рассказывают старожилы, был неважным по качеству из-за плохой очистки и наличия сивушных масел. Чтобы отбить неприятный запах, пущанцы настаивали напиток на душистых травах. Однажды такой настойкой, которая «сорок дней настаивалась на сорока травах и от сорока болезней лечит», угостили охотившегося в Беловежской пуще Никиту Сергеевича Хрущева. Угощение настолько понравилось руководителю страны, что он не единожды приложился к рюмочке.

– Чего только не пил в своей жизни, а такого превосходного самогона не пробовал, – признался он егерю, на хуторе которого проходило угощение. – Как, вы говорите, делаете эту самую – «сорок дней на сорока травах, которая от сорока болезней лечит»?

Егерь и его жена начали подробно и старательно объяснять.

– Нет, — перебил их Хрущев, – я все равно не запомню. Скажу Мазурову (Кирилл Мазуров – тогдашний 1-й секретарь ЦК КПБ. – Авт.), пусть подошлет к вам специалистов по алкогольной части...

И ведь сдержал свое слово! Через несколько месяцев приехали в пущу к егерю специалисты-пищевики, записывали рецептуру и технологию приготовления полюбившейся Хрущеву настойки. А еще через какое-то время появилась в продаже знаменитая нынче на весь свет «Беловежская горькая».

  Елена Трибулева

Рубрики: Музеи Технологии

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах