<p><strong>2016 год в Беларуси был объявлен Годом культуры, к тому же, в июне в Гродно пройдет XI Фестиваль национальных культур. В рамках нового проекта Grodno.in <a href="http://grodno.in/news/11296/" target="_blank">попытается</a> разобраться, как готовится город к празднику и почему некоторые гродненские музеи незаслуженно остаются забытыми гостями и жителями города.</strong></p>

001

Солнечным весенним днем мы заглянули в, пожалуй, самый необычный музей нашего города — Музей городского быта и истории Гродно (Museum historii miasta Grodno) Януша Парулиса.

Музей расположился в обычном жилом доме по улице Лермонтова недалеко от исторического центра, вблизи Коложского парка. Его основатель Януш Парулис, потомственный житель Гродно и коллекционер, открыл музей фактически на собственной жилплощади. Там расположилась первая его часть.

002

003

Вторая принадлежит государству. Она арендуется под музей или скорее склад бесценных экспонатов истории нашего города. Их так много, что едва хватает места создавать отдельные экспозиции. Часть экспонатов расположилась на улице, да и сам дверной замок и ключ к нему прослужили уже не один десяток лет.

004

Собирать свою коллекцию Януш начал еще с детства.

«Дед приучил меня, что если вижу на улице какую-нибудь интересную вещь, нужно нести ее в дом. И до сих пор несу, — смеется Януш. — Сейчас, правда, совсем другие времена и очень редко можно найти на улице что-то интересное и ценное. Основная часть коллекции — это вещи из моего дома детства, родственников и соседей».

Януш Парулис, один из основателей клуба коллекционеров в Гродно, принимал участие в создании многих музеев города. В некоторых из них выставляются и его экспонаты: Дом-музей Элизы Ожешко, Музей МЧС, музей Мясокомбината и др. Кроме того, Януш принимал участие в создании имитации коложской стены в Музее пожарного дела.

005

006

007

008

Сегодня на первый план в Музее быта вынесена экспозиция стекла фабрики «Неман», в которой представлены довоенные экземпляры промышленных и художественных изделий. Кстати, в гродненском музее собрано больше оригинального «немановского» стекла, чем в музее самой фабрики.

«Два месяца я был в командировке на фабрике «Неман», чтобы обучиться ремеслу стекольного дела, когда работал в художественных мастерских синагоги. Мы тогда отливали стекло для госзаказа, и нужно было обучиться делать это правильно», — рассказал об истоках экспозиции Я. Парулис.

Экспозиция стекла фабрики «Неман» будет выставляться до конца апреля. Стоимость: 20 000 рублей. Ее сменит выставка, посвященная истории самого Гродно, приуроченная к Фестивалю национальных культур. В коллекции Януша Парулиса собрано множество старинных документов, около 100 довоенных ценников гродненских фирм, книги и старые карты города, около 300 фотографий и 400 открыток с изображением Гродно.

009

Несмотря на уникальность собранной коллекции, посетителей в музее крайне мало, и среди них, к сожалению, почти нет жителей нашего города.

«В основном приходят те, кто действительно разбирается в истории Гродненщины и ее быте, — объясняет Януш. — А вот гости из других городов и из-за рубежа куда охотнее посещают музей. У меня уже была почти вся географическая Россия, гости из Бельгии и Норвегии, но и с ними в последнее время туго… Кстати, в этом доме был Чеслав Немен. Приходил продать мне гитару, но у меня тогда еще и музея-то не было».

В Музее быта неоднократно проводились музыкальные вечера, на которых пели романсы, ведь среди экспонатов есть музыкальные инструменты, в том числе и настроенное фортепиано.

010

И тем не менее перед создателем музея сегодня стоит очевидная дилемма. Из-за того, что половина дома принадлежит государству, а посетителей приходит мало, приходится отдавать за аренду всю пенсию. Иногда и того больше, приходится продавать экземпляры коллекции.

«Я стараюсь продавать только те вещи, которых у меня по две, но и это делаю скрепя сердце, ведь продаются они совсем не за ту цену, которую стоят. За бесценок, — признается Януш. — Если так продолжится дальше, мне придется вовсе отказаться от этой затеи и полностью распродать коллекцию».

011

Очевидно, подобный музей положительно повлиял бы на имидж города. Но детище Януша Парулиса не находит поддержки ни от частных, ни от государственных организаций. А ведь им заложен фундамент для создания не просто музея, а целого музейного комплекса. На прилегающей к дому территории есть еще несколько построек, которые, по расчетам владельца, могли бы превратиться в галерею и кафе.

012

014

015

016

s13.ru