«Выставим, правда, самые интересные образцы. Первое упоминание об утюге датируется XVI веком, но в нашей экспозиции самый старый утюг был изготовлен в XVII веке. На протяжении нескольких столетий их конструкция была неизменной», — сообщил Александр Шпаковский.
Первые утюги были изготовлены из цельного куска металла. Вес их доходил до 10 кг. Позже для глажки использовали хорошо известные угольные модели. Есть в экспозиции и утюги, в которых в качестве утяжелителя использовались вставные пластины из металла. Продемонстрируют посетителям и деревянную модель: такие использовали еще в XIX веке.
Музей утюга в Гродно — первый в стране, сказал Александр Шпаковский. По его словам, в мире известно не более десяти подобных музеев.
«Главное отличие нашего музея в том, что экспонаты можно потрогать. Мало того, разные типы можно будет испытать, погладить одежду», — отметил собеседник.
Кроме собственно выставки утюгов, здесь планируют организовать и сменную экспозицию бытовой техники, механизмов, кухонной утвари: стиральные машины, приспособления для раскалывания орехов, терки, машинки для обработки овощей и фруктов. Разместить предметы планируют таким образом, чтобы посетитель без труда проследил технический прогресс и тенденции изменения бытовой техники. Например, есть в коллекции музея деревянная ручная стиральная машина, произведенная еще в XIX веке.
К слову, в Гродно находится около двух десятков различных музеев. Большинство из них — государственные, существует и единственный в городе частный музей Януша Парулиса — Городской музей быта. В 2006 году председатель комиссии по культуре, образованию и делам молодежи Гродненского облисполкома Александр Лосминский пообещал «тотальную музеефикацию» Гродно. Однако предложения, заложенные в программу «Наследие» на 2006–2010 годы, до сих пор нереализованны. Должно было быть создано около двух десятков новых музеев.
Корреспондент «Радио Рация» расспросил у гродненцев, которых музеев сейчас не хватает в Гродно:
— В Гродно не хватает музея науки, куда могли бы водить школьников и демонстрировать различные эксперименты по физике, химии. Это было бы очень интересно.
— Музей истории города можно было бы создать.
Гродненский краевед Виктор Саяпин: — Нужен музей истории фотографии. Наш город имеет интересную и давнюю историю фотодела. Также считаю нужным сделать государственным музей Януша Парулиса — Музей городского быта.
Какие музеи обещали городу, но они так и не появились?
10 лет назад для Гродно начали добиваться статуса «города-музея», которого юридически никогда не существовало. После свой музей предложил председатель Гродненского облисполкома Семен Шапиро. Потом добавилось еще три музея, пишет «Твой стиль».
Музей нумизматики. Этот музей, как и четыре следующих по списку, был анонсирован в 2006 году. По идее, экспонаты должны были появиться из фондов Историко-археологического музея, однако в «замки» никто с таким предложением даже не обращался.
Музей открыток города и филателии. История аналогична предыдущей. До сих пор самые большие коллекции гродненских открыток находятся в частных коллекциях в Гродно и за рубежом (наиболее известный коллекционер — Феликс Ворошильский из Германии).
Музей старого быта. Аналогично. Единственной его символической «компенсацией» может стать частный музей старых утюгов, который вскоре может открыться на Советской. Но здесь идет речь о частной инициативе и коллекции, государство опять ни при чем.
Музей старых фотографий. Ничего конкретного для его создания не сделано.
Музей жизни и творчества заслуженных деятелей музыкальной культуры города, народного ансамбля «Неман». Ничего подобного в городе так и не возникло, в следующую программу «Наследие» даже в качестве идеи он не попал. Интересно также, что для всех пяти вышеперечисленных музеев не были выбраны даже места — затея осталась исключительно на бумаге.
Музей сельскохозяйственной техники. Такая экспозиция под открытым небом должна была возникнуть в Коробчицах рядом с горнолыжной трассой. Инициатором выступил сам Семен Шапиро. Тем не менее в Старом замке до сих пор «скучают» под дождем старые плуги, предназначенные для музея. В Коробчицах, кроме героического «партизанского лагеря» с военной техникой, никаких намеков на музей сельского хозяйства и близко нет.
Музей железной дороги. Этот музей, задуманный в 2010-м, должен был стать символическим воспоминанием о грандиозном проекте 150-летней давности — железной дороге Санкт-Петербург–Варшава. Экспозиция размещалась бы в старом трехэтажном здании рядом с вокзалом, а из Гродно в Поречье должен был ходить ретропаровоз. Паровоз не ходит, а брошенное здание с тех пор успело сгореть.
Музей Быкова. Далеко не все гродненцы знают о существовании комнаты-музея на Советской, который некогда возник благодаря Николаю Мельникову. Но даже те, кто знает, вряд ли туда попадут — комната находится в офисе ветеранской организации, поэтому нужно искать человека, договариваться о ключе… Адекватное помещение для музея давно обещал университет (еще при жизни Мельникова), теперь создание музея прописано в новой программе «Наследие» на 2016–2020 гг.
Музей подземного города. Отличная задумка, похороненная самими же властями: подвалы дворца Радзивиллов, раскопанные и… закопанные реконструкцией 2005–2007 годов были бы прекрасной иллюстрацией «подземного города». Музеефикация фундаментов, о которой говорили тогда, так и не состоялась. Если что-то подобное делать в костельных подвалах (например, Фарного костела) — это уже будет инициатива и деньги храму, а не городских властей.
Музей Великого княжества Литовского. Эту инициативу можно считать наиболее свежей. Предложил ее в сентябре председатель горисполкома Мечислав Гой. Хорошо, что известно хотя бы место — бывшее здание архива на площади Тызенгауза, возведенный городским старостой в XVIII в. Но есть пара моментов. Гродненский Старый замок — как экспозиция, так и здание — по логике сами по себе и есть идеальный Музей ВКЛ.
Единственное, что удалось создать за 10 лет, — это полузакрытый Музей пожарного дела, который находится в пожарной каланче. При этом делался он усилиями именно МЧС, а не города, поэтому и остался условно закрытым: попасть туда можно только группой и по предварительной договоренности. Также появился Музей гродненской тюрьмы, открывшийся буквально несколько месяцев назад.