https://www.traditionrolex.com/8
Размах организационной работы в польском велотуризме меня ошеломил. Во-первых, разметка. По сравнению с нашими скромными любительским усилиями, в Польше это вопрос решается исключительно профессионально. Как, видимо, и в большинстве наших стран-соседей. Разметку велосипедных (а также конных, пеших, лыжных и водных) трасс в Польше координирует PTTK (Polskie Towarzystwo Turystyczne i Krajoznawcze) – туристическо-краеведческая общественная организация, пользующаяся традиционной поддержкой государства и местных властей всех уровней.


Наша агроусадьба (lucynka.org) последний год - полтора активно пытается развить познавательный велотуризм в северной части Налибокской Пущи.  В наших ближайших окрестностях немало важных памятников отечественной истории (как правило, в состоянии «живописных руин») и примечательных природных объектов. Нельзя сказать, что они интересны большинству среднестатистических соотечественников, но мы не рассчитывали на вертикальный рост. За год с небольшим, прошедший с разметки 20-километровой кольцевой трассы, начинающейся и заканчивающейся в нашей усадьбе, ею воспользовались 2 небольших группы туристов из России, 3-4 белорусских (за исключением одной - предпочевших не заезжать в саму усадьбу, чтобы съэкономить), одна корпоративная группа проехала по ней на гужевых повозках, и один раз, лишь «чиркнув» по фрагменту размеченной трассы, у нас остановились серьёзные велотуристы из Познани – проехавшие всю Беларусь от Гродно до Витебска. Немного, но учитывая нашу неопытность и общую апатию  среднестатистического соотечественника, вошедшую в анекдоты и легенды, мы в целом довольны этим скромным началом. И убеждены, что потенциал у велотуризма по Налибокской Пуще огромный. Собираемся продолжить разведку малоизвестных пока что достопримечательностей и прокладку новых трасс – и очень рады, что в лице администрации ландшафтного заказника «Налибокский» (эти функции возложены на «Белгосохоту») нашли заинтересованных партнёров.

На эту осень – следующую весну мы запланировали несколько разведочных экспедиций. А на прошлой неделе туристическое сообщество нашего Воложинского района провело встречу энтузиастов «зелёного» туризма в лагере «Фестивальный» (festcamp.by), который также старается развить сеть коротких велотрасс в своих ближайших окрестностях. Пока прокладка «транс-Пущанской» веломагистрали от Ракова через Ивенец – Налибоки – Кромань – на плевый берег Нёмана, в Любчу и Щорсы, остаётся романтической мечтой, договорились развивать более короткие маршруты, чтобы наши гости могли на велосипедах проехать от одной усадьбы или лагеря к соседним, выбрав маршрут по душе, в зависимости от расстояния (от 5 до 40 км) и предпочитаемых достопримечательностей.

И вот здесь встаёт вопрос о стандарте разметки велосипедных трасс. Две недели назад я гостил у руководителя нашей гостевой группы из Познани – посетил ключевую польскую туристическую выставку Tour Salon 2011 и немного знакомился с опытом работы польских велоклубов, включая разметку трасс. Должен сказать, что размах организационной работы в польском велотуризме меня ошеломил. Во-первых, разметка. По сравнению с нашими скромными любительским усилиями, в Польше это вопрос решается исключительно профессионально. Как, видимо, и в большинстве наших стран-соседей. Разметку велосипедных (а также конных, пеших, лыжных и водных) трасс в Польше координирует PTTK (Polskie Towarzystwo Turystyczne i Krajoznawcze) – туристическо-краеведческая общественная организация, пользующаяся традиционной поддержкой государства и местных властей всех уровней. Эту поддержку PTTK имело всегда – и в межвоенной «буржуазно-помещичьей», и в послевоенной «народной», и в посткоммунистической Польше. Основная нагрузка по разметке ложится на местные власти и на волонтёров – уж не знаю всех деталей финансирования. И что очень важно – вся работа ведётся по стандарту, единому для всей страны. Я даже привёз с собой официальный «талмуд» с подробнейшей информацией о знаках, складывающихся в систему не менее изощрённую, чем знаки на автомобильных дорогах: повороты, изменения направления, достопримечательности … Впрочем, эту инструкцию можно скачать и здесь: http://www.pttk.pl/aktywna/znaki.php

Абсолютное большинство маршрутов (szlaków) имеет четко выраженную тематическую направленность, «нанизывая» на себя «бусинки» объектов, объединённых какой-то общей идеей:  это могут быть маршруты, посвящённые какому-то традиционному ремеслу, памятникам определённого архитектурного стиля, сосредоточенным в компактном районе, культурному наследию национального или конфессионального меньшинства, местам наблюдения за птицами, биографии замечательной личности и т.д. Соответствующая цветовая символика в этом случае сочетается с общими стандартами oznakowania (разметки).Подчёркиваю: в масштабе страны речь идёт о многих тысячах километров размеченных по единому стандарту трасс (многие из которых – специально построенные велодорожки) и, быть может, о десятках тысяч знаков.

Поэтому интригующую информацию с сайта Национального Агентства по Туризму (http://belarustourism.by/leisure/kinds/active/biking/) я стараюсь воспринимать с доброй улыбкой:

«Можно в Беларуси серьезно заняться и настоящим велоспортом: в регионах прокладываются маршруты различной категории сложности: по проселочным дорогам, по равнинам. Для велосипедного туризма разработаны специальные конструкции велосипедов».

Конечно, здорово, если специальные конструкции велосипедов разработаны именно у нас в Беларуси. Но в таком случае, почему у нас в стране не сыскалось людей, чтобы сообща разработать общенациональный стандарт разметки велотрасс – по-моему, это гораздо проще, чем изобретать велосипеды. Конечно, наша усадьба, Белгосохота, лагерь «Фестивальный» и ещё неизвестное число энтузиастов по всей стране могут и дальше размечать трассы как Бог на душу положит. При известном остроумии, отсутствие единого стандарта можно даже выдавать за «фишку». Отшучиваясь, можно ссылаться на фильмы Кустурицы с их неповторимым балканским колоритом. А вот и ещё одна шутка в том же стиле, с того же сайта:

«В Беларуси выпускаются специальные карты-схемы и путеводители для путешественников, сверяясь с которым, велотуристы могут отправиться в автономный поход. Если же кого-то не привлекает «дикая» романтика самостоятельных путешествий, можно воспользоваться предложениями многочисленных турфирм и собраться в специализированный тур, во время которого не нужно будет заботиться о багаже, стоянках, ночевках и питании — все хлопоты на себя возьмут организаторы».

- Что же это за «специальные карты-схемы и путеводители для путешественников»? В наших странах-соседях для велосипедистов выпускаются специализированные не только карты, но и атласы – начиная с гминного уровня, до воеводского и общенационального. Которые передают не только топооснову и общую туристическую информацию, но и содержат подробные схемы именно РАЗМЕЧЕННЫХ велотрасс… А те белорусские карты, которые доводилось видеть лично мне, не очень-то были приспособлены для нужд велотуризма (из Польши я привёз несколько даже водонепроницаемых карт для фанатов двухколёсных экипажей). И что уважаемые пропагандисты белорусского велогостеприимства увидели в продукции наших картографов СПЕЦИАЛЬНОГО? Ну ладно, как говорилось в самом начале этого материала – мы ведь совсем недавно пытаемся привлечь в наш край велотуристов. Пожалуй, мои недоуменные вопросы лучше списать именно на недостаток опыта. Да и не Национальное Агентство по Туризму должно заниматься разметкой и изданием карт. Каждому – своё. PTTK ведь тоже – общественная организация. Правда, в стране где не так сильно развит культ «агульнай млявасці і абыякавасці да жыцця».

Подскажите, уважаемые читатели, особенно те, кто не разучился держаться в седле двухколёсного друга – как сдвинуть с места обозначенный в этом очерке вопрос? Как инициировать вопрос о разработке и применении общенационального стандарта разметки велотрасс, да так, чтобы он не утонул в «агульнай млявасці і абыякавасці”?

 

https://www.traditionrolex.com/8