<p><strong>О роли анимационных программ в экскурсионном туризме рассуждает экс-глава компании «Колесо путешествий», учредитель музея «Фальварак Сонца»</strong> <strong>Евгений АПАНАСЕВИЧ</strong>.</p>

 Евгений, как долго ты занимаешься анимационными программами?

 Почти 11 лет, с 2005  года.

 А что заставило обратить внимание именно на анимацию, что послужило толчком для начала этой деятельности?

 Прежде всего это опыт, полученный за границей, когда мы увидели, что анимация может прекрасно дополнять и даже украшать обычные экскурсии, особенно если и сам объект представляет интерес, он яркий и запоминающийся, плюс образная анимация – получается просто отлично. В Беларуси ситуация несколько иная: ярких объектов мало, зато история – богатейшая. Кроме того, мне посчастливилось встретить единомышленника в лице Алеся Варикиша, который также хотел внедрить анимационные программы в экскурсионное обслуживание.

 Ощутили ли вы на первых порах противодействие со стороны классической «экскурсионки»?

 Да, разумеется, нам пришлось столкнуться с серьезным отрицательным мнением, которое высказали многие уважаемые мэтры классического проведения экскурсий, такие, к примеру, как Анатолий Варавва. Мне кажется, что они подумали, будто мы хотим полностью заменить классические экскурсии на анимационные программы. Но никто из нас на «ортодоксальную» экскурсионку не посягал и не пытался заменить один вид на другой. Классика есть классика, она была, есть и будет. А анимация – это другое направление, и сегодня уже большинство представителей туристической отрасли это понимает. Это не замена одного другим и не конкуренция. Если мы возьмем пример Европы, то там прекрасно уживаются и классические экскурсии, и анимация, и мобильные приложения, и аудиогиды, и никто никому не мешает. Клиент сам выбирает, что ему нравится. Кроме того, даже в анимационных программах экскурсовод играет значительную роль. К примеру, мы разработали такую экскурсию по Минску, как «История в лицах». Она состоит из отдельных театрализованных представлений. Но экскурсовод должен предварить появление артистов рассказом, чтобы экскурсантам стало понятно, о каких исторических событиях идет речь, чтобы они не спрашивали друг у друга: «Кто эти люди? Откуда они здесь взялись?»

 В свое время было много споров, нужно ли одевать экскурсовода в костюм, соответствующий эпохе, о которой идет рассказ…

 По моему мнению, да, костюм должен быть. Опять же сошлюсь на зарубежный опыт, когда в большинстве музеев и на исторических комплексах экскурсоводы одеты в одежду того времени, о котором идет повествование. Если мы везем туристов на анимационную программу, и в автобус заходит человек в цивильном костюме и говорит: «Здравствуйте, меня зовут Петя (Вася)»,  это одно. А когда заходит шляхтич в меховой шапке и представляется, скажем, паном Неверовским, это совсем другое. У группы создается соответствующее настроение, внимание сразу концентрируется на экскурсоводе.

 Как правило, для того чтобы появилось новое направление в туризме, возникают внутренние и  внешние причины…

 На мой взгляд, одной из главных причин появления анимации в отечественном туризме стали потребности самих заказчиков. Могу судить об этом по собственному опыту. Классика стала экскурсантам не так интересна, как было когда-то, они хотят больше баек, мифов, сказок и легенд. Предположим, экскурсанты побывали в Лидском замке, походили по нему, посмотрели на эти стены, камни и пр. Да, какие-то впечатления получили. Но ощутили ли они ту эпоху, ее оттенки, если угодно, вкус? Согласитесь – не очень. А когда эти экскурсанты поучаствовали в анимации «Свадьба Ягайло» в этих же стенах – тут уже совсем другие эмоции и ощущения. Особенно яркие впечатления получают дети, которым после анимационных программ гораздо проще воспринимать исторические события. Развитию анимационных программ сегодня способствует растущий интерес к истории своего края, в частности, к периоду ВКЛ. Конечно, это совсем не значит, что экскурсию нужно превращать в бедлам. Здесь главное – соблюсти рациональный паритет.

 Получается, что создатели анимационных программ работают на потребу публике?

 Это на самом деле так, и я не вижу в этом ничего плохого. Дело в том, что все те, кто сегодня занимается анимациями – это и фонд «Страна замков», и турфирма «Колесо путешествий», и театр «Берсерк», и «Мастерская впечатлений», и «Вяселы шляхтюк»,  все они так или иначе работали с экскурсионными группами: или в качестве экскурсоводов, или актеров, или сопровождающих группы, поэтому хорошо знают, что именно нужно сегодня публике. Все мы поначалу просто включали в экскурсии какие-то сценки, диалоги, пусть даже без костюмов, и смотрели на реакцию людей. Ага, вот это вызывает интерес, это нравится, это не нравится…То есть двигались путем проб и ошибок.

 Когда появились первые фестивали, связанные с историческими реконструкциями, рыцарскими турнирами, они вызвали огромный интерес у жителей Беларуси. Эти мероприятия буквально не могли вместить всех желающих. Но со временем интерес к таким фестивалям и турнирам угас. Это значит, что они имеют кратковременный характер?

 Такие мероприятия не должны быть одинаковыми, повторяющимися из года в год. Хотя есть и классические примеры. Скажем, битва под Грюнвальдом. Сценарий практически не меняется – битва и битва. Но ежегодно на этот фестиваль едут тысячи посетителей. Он так раскручен, что в особой рекламе не нуждается.

В Беларуси таким мероприятием могла бы стать реконструкция битвы под Оршей. Не сомневаюсь, что на нее тоже съезжались бы сотни поклонников отечественной истории. Анимация может быть долгосрочной. Например, известной экскурсионной анимации «Путь короля», которую проводит фонд «Страна замков», «стукнуло» уже 10 лет, но она не потеряла своей актуальности, по-прежнему популярна. Что касается фестивалей-реконструкций, то здесь, на мой взгляд, нужно каждый раз разрабатывать новый сценарий, а не просто показывать турниры, бугурты и пр. Именно по такому пути мы пошли, когда готовили фестиваль «Путь викингов», который прошел в Парке истории Сула 13 августа. На первый раз мы сосредоточили внимание зрителей на прибытии викингов и их высадке. Мы хорошо понимали, что  посетители фестивалей уже «наелись» привычных атрибутов подобных мероприятий, поэтому решили внести больше экшена, аттракции… и сожгли небольшую деревню. Народу зрелище понравилось. В следующем году разработаем новый сценарий, продолжая тему викингов. А сейчас готовим кулинарно-исторический  фестиваль «Чарка и шкварка», который пройдет в Суле 6 ноября.

 Вызывают ли экскурсионные анимационные программы интерес у иностранных туристов?

 Если говорить о различных фестивалях, где есть реконструкции и прочие моменты, то, честно говоря, ни разу за границей не сталкивался с намерением организаторов специально сориентироваться на иностранцев. Если иностранным туристам это интересно – они сами найдут мероприятие и приедут. Но в основном такие праздники проводят для себя, местных жителей. Что касается анимационных экскурсионных программ, то здесь нужен дифференцированный подход  к гостям из разных стран. Например, для россиян все, что связано с ВКЛ и другими страницами нашей истории, зачастую – большой сюрприз. Если мне нужно задействовать туристов в своей сценке, то я знаю, что могу вполне рассчитывать на поляков – они охотно вступают в игру. Наши соотечественники обычно очень сложно раскачиваются. Гости из дальнего зарубежья, в общем, довольно охотно подыгрывают.

 Что самое простое и самое сложное в создании анимационной программы?

  Пожалуй, самое простое – придумать идею и написать сценарий.  Идей на самом деле – великое множество. Но потом начинается процесс более сложный – подобрать артистов, состыковать сценки, все увязать между собой, продумать диалоги, маршрут… Это довольно кропотливая работа. Кроме того, никогда не получается, чтобы все проходило гладко: бывает, что какой-то диалог или реплика в каком-то месте просто необходимы, а в сценарии их нет. Приходится выдумывать, импровизировать на ходу.

 Кроме фестиваля старинной еды «Чарка и шкварка в Суле», есть ли еще планы и задумки?

 Есть идея анимационной программы в Гольшанском замке, в которой основой станет произведение Владимира Короткевича. А в более отдаленной перспективе – создание музея под открытым небом на моей родной  Будславщине под названием «Фальварак Сонца».

 Удачи!

Беседовала Надежда СУСЛОВА

Справка. Туристическая анимация  это туристическая услуга, при оказа­нии которой турист вовлекается в активное действие. Основана на личных контактах аниматора с туристами, на совместном участии их в развлечениях, предлагаемых анимационной про­граммой туркомплекса. Это разновидность туристической деятель­ности, осуществляемой в туркомплексе, отеле, поезде, на круизном тепло­ходе, которая вовлекает туристов в разнообразные меро­приятия через участие в специально разработанных программах досуга.