<p>Мы продолжаем наше путешествие по маршруту тура компании «Топ-Тур» «Прибалтика – Скандинавия». Наша цель – Хельсинки и Стокгольм.</p>

Хельсинки: туристический спрос на культурные различия

Вначале мы увидели Хельсинки в иллюминаторе парома Serenada и сразу же поспешили на открытую палубу – вокруг расстилалась красивейшая панорама моря и островов, маленьких и побольше, каменистых и заросших лесом, с бесчисленными катерами и лодками. И все это октябрь – увядающая зелень, золото и серебро уже открывшихся березовых рощиц, со спокойным холодным простором вокруг. Примерно такая же картина встречает пассажиров и у берегов Стокгольма. На языке географии это называется «шхеры», но, вдыхая этот воздух, просто веришь, что здесь родились все скандинавские сказки, вместе взятые: и Сельма Лагерлеф с «Чудесным путешествием Нильса с дикими гусями», и уникальный карело-финский эпос «Калевала», не имеющий аналогов в мире, и, конечно, Астрид Линдгрен.

Как всегда, на пароме нас ждал роскошный завтрак, и без всяких проверок, границ и т.д. мы сходим на землю другой страны – Финляндии.

Надо понимать, что каждый город в этом путешествии был открытой книгой. Не потому, что новая информация хлынула с ее страниц, а в том смысле, что за один день мы только увидели обложку, оглавление, пролистали и отложили книгу в сторону до следующего раза. Самым же «закрытым» городом оказался Хельсинки: от экскурсовода тут требуется не просто знание русского языка, но и нечто большее. Ведь Хельсинки очень отличается от королевского Стокгольма и нарядной Риги, к нему надо присмотреться, прислушаться. Это тоже столица, и явно с характером, но его надо почувствовать.

Тем не менее Хельсинки был единственным городом во всем маршруте, где нам удалось посетить несколько интересных мест.

Это лютеранская церковь в скале (так она и называется), где звучала музыка Моцарта. Церковь представляет собой современный зал не только для молитв, но и для классической музыки. Здесь нас ждала полная неожиданность: натуральный камень служит стенами примерно на половину объема помещения, естественный свет поступает сверху, а современные технологии обеспечивают органу прекрасное звучание. Мало того что мы оказались не готовы к современной религиозной архитектуре, так еще и финский дизайн – это торжество эргономики, свободной перспективы, качественных природных материалов. И Моцарт, Моцарт… В общем, в этой церкви группа задержалась надолго, оставаясь в полном изумлении.

Мемориал Яна Сибелиуса в парке у самого залива – тоже прекрасный образец современного (1967) искусства, органичного, вписанного в ландшафт и раскрывающего культурную идентичность финнов. Именно она и интересна, ведь ничто другое не объясняет своеобразие страны так, как ее культура – музыканты, художники, писатели, ученые. С этой стороны раскрывается национальный характер, вклад в мировое историческое наследие. Культура отличает страны друг от друга: даже тот, кто не знал имени Сибелиуса, запомнит повисшие в пространстве металлические трубы (ручная сварка и перфорация!), серебристую гирлянду на фоне великолепной осенней листвы и морской глади.

Зимний сад на пригорке у залива тоже открыт для посещений – он расположен во владениях русской фрейлины Карамзиной-Демидовой (с 1873 года), очень ухожен, заполнен тропическими растениями и, наверное, воспринимается фантастически в холодную финскую зиму. Скорее всего, так и было задумано, а вообще, Хельсинки исторически связан с Россией: много событий и деятелей культуры оставили свой след в Финляндии, и часто эти следы берегут с благодарностью. Александр II, давший стране мир, законы и образование, удостоен памятника на Сенатской площади, у Кафедрального собора. Бывшие «Русские казармы», Ильинское и Никольское кладбища, в городе и окрестностях сохранилось немало усадеб – эту тему можно развить, рассказывая об их хозяевах, регионах и местных обычаях.

Кстати, Хельсинки уже активно готовится к 100-летней годовщине независимости, которую будет отмечать в 2017 году. Как известно, этим страна обязана В.И. Ленину, подписавшему Декрет о независимости страны. Музей вождя мирового пролетариата находится в Тампере, но говорят, что молодежь уже не знает имени этого исторического деятеля.

По ленинским местам мы тоже не поедем, а вот на будущее отметим океанариум Sea Life с пятьюдесятью всевозможными аквариумами и бассейнами. Здесь можно наблюдать сотни видов морских обитателей, включая акул и пираний, но говорят, что особенно интересен панорамный аквариум и тоннель под бассейном для акул. Посещение океанариума включено во многие детские программы, в том числе новогодние, но из опыта знаю, что такого рода места очень привлекательны и для взрослых.

В 15 минутах от Хельсинки (на катере) находится морская крепость Свеаборг (1748, Suomi Linna) – памятник мирового культурного наследия ЮНЕСКО – одна из крупнейших в мире. Городская экскурсия предлагает путешествие по каналам и береговой линии Хельсинки – вот она, красота! Так вот, в ее программу входят не только собственно морская часть, но и крепость и зоопарк на острове Коркеасари, где собраны тысячи видов животных и растений.

Продолжая тему балтийской природы, отметим на карте города обсерваторию. Она тоже имеет свою историю и построена по проекту Карла Энгеля в 1834 году, а сейчас открыта после капитального ремонта. Теперь здесь есть несколько залов для образовательных программ, для наблюдений с использованием исторических инструментов и современных технологий, проведения совещаний и праздников.

Еще одна доступная аттракция – горячая уха и кофе на Торговой площади, с видом на море. Времени на нее нам не хватило, и вообще это своего рода трэш – прямо около торговых палаток, из бумажных стаканчиков. Но зато буквально в порту и с местным колоритом, а стильных ресторанов мы уже насмотрелись! Площадь считается интересной и важной для города, здесь находятся терминалы для паромов, сюда приходит множество других судов. Незадолго до нашего посещения закончился старейший в стране ежегодный фестиваль салаки, но и без особых праздников баркасы с Аландских островов привозят по утрам свежую рыбу.

В центральной части Хельсинки преобладает архитектура в стиле «северный модерн». В числе ведущих архитекторов XIX века, которому город обязан своим обликом, называют Карла Людвига Энгеля.

Вообще, Хельсинки функционален по планировке, свободен и демократичен по настроению. И здесь следует сказать о шопинге: кроме общеизвестных дорогих брендов обратите внимание на финские торговые марки – они тоже не дешевы, но очень интересны. С начала XX века дизайн развивается как неотъемлемая часть финской культуры: в Хельсинки много магазинов дизайнерских сетей, много дизайнерских бутиков, студий, мастерских; идея в том, что красивые вещи не должны принадлежать только состоятельным людям, иметь их может каждый. Архитектура и дизайн интерьеров, керамики и посуды, мебели и текстиля, одежды и ювелирных изделий взаимно проникают друг в друга, а финские изделия становятся известными во всем мире. Эти тенденции в свое время привели к тому, что в 2012 году Международная организация дизайна (Icsid) выбрала Хельсинки мировой столицей дизайна, и результаты этой работы видны в жизни города и сейчас. Кажется, я увлеклась… А ведь есть еще в Хельсинки несколько художественных и исторических музеев, архитектурный, естественнонаучный, и в военном, наверное, тоже интересно.

Честно скажу, у меня появилось желание побывать в Финляндии еще раз и подольше. Экскурсовод упомянула один афоризм, который, как и большинство финских слов, воспроизводится с трудом, но означает примерно следующее: финский характер складывается из трех S – по-русски это «финскость, сауна и упорство». Думаю, чтобы понять этот культурный феномен, грамотно будет начать с единой Helsinki card: она включает бесплатное посещение всех музеев и достопримечательностей, автобусную аудиоэкскурсию и общественный транспорт, скидки в ресторанах, магазинах и развлекательных центрах. Карточка на 2 дня стоит 48 евро, 19 евро – для детей 7–16 лет. Трехдневная карточка – соответственно 58 и 22 евро. С учетом того, что за одну только экскурсию по каналам нужно будет заплатить 22 евро для взрослого и 10 за ребенка (49 евро стоит семейный билет на 2 взрослых и ребенка до 16 лет), это определенно выгодно.

Стокгольмская эйфория

Этот город был кульминацией инфотура «Прибалтика – Скандинавия» компании «Топ-Тур». Этот город, в отличие от Хельсинки, сам о себе говорит, и говорит по-королевски. Он бесконечно интересен, и о нем многое известно, поэтому могу сказать только следующее: если вы размышляете о праздновании Нового года в Стокгольме или на пароме, это будет правильный выбор. Несколько заметок вместо напутствия:

– в Стокгольме более 80 музеев, в том числе лучшие музеи мира – Скансен, Юнибакен, Аквариа. Это места, обязательные для посещения всей семьей.

– Стокгольмский порт – не главный в Швеции, сюда приходят только круизные и пассажирские лайнеры, а небольшие суда привозят в город свежие продукты. Город расположен на 14 островах.

– Все, что связано с именем Альфреда Нобеля, для шведов – близкая и семейная история. Изобретение динамита (1868) имело огромное значение для города: не взрывая скалы, здесь очень сложно было строить что бы то ни было. При испытаниях динамита погибли рабочие и брат Альфреда – Эмиль. После трагедии глава семейства навсегда оставил рискованные эксперименты, но его сын Альфред решил перенести работы из мастерской на озеро Меларен. К счастью, в дальнейшем они проходили успешно.

Вручение Нобелевских премий происходит в Концертном зале Стокгольма, а Нобелевские банкеты – в городской ратуше, где работает мэрия.

– Одно из самых первых впечатлений – гуляющая группа малышей: все в жилетках со светоотражением; в детском саду на четверых приходится один взрослый, а на прогулке к ним присоединяются родители. Получается, один взрослый – двое детей.

– Вот что нам сразу объяснили относительно состояния городской среды: питьевую воду можно брать из-под крана, а мэр Стокгольма неоднократно и публично пил воду из озера, чтобы доказать ее высокое качество. «То, что вам подают в ресторане в бутылках, на самом деле течет по водопроводу».

– В Рыцарском собрании Стокгольма числятся 600 семей, живущих в Швеции, и еще 100 семей за ее границами. Никаких привилегий эти люди не имеют.

– В 2010 году Стокгольм первым в Европе получил статус «зеленой столицы». Здесь тщательно следят за рациональным использованием энергоресурсов, раздельным сбором и переработкой мусора. Рыба, выловленная в пределах города, пригодна к употреблению.

– Самый маленький из 76 стокгольмских театров вмещает 14 зрителей и 3 актеров на сцене.

– С 2011 года в Стокгольме разрешено жить на кораблях, пришвартованных в многочисленных бухтах. Но нам порекомендовали сеть туристического уровня – Scandic.

За 160 евро можно переночевать в бывшей тюрьме: это тоже отель, где вы проведете время в наручниках, полосатой пижаме и попробуете «баланду». Почему-то очень популярное место, номер бронируется заблаговременно.

– Девять ресторанов Стокгольма получили одну звезду Мишлена, два ресторана удостоены двух мишленовских звезд.

– Считается, что город на треть состоит из воды, на треть – из скверов и парков и еще треть – гражданская застройка. Все восхищаются средневековьем и королевскими дворцами, но с 30-х годов XX века самым популярным архитектурным стилем Стокгольма стал функционализм: много света и открытого пространства, что сразу стало заметным по большим окнам и высоким потолкам.

– В Стокгольме – уникальное метро. Это 108 станций на 3-х линиях, половина длины которых проходит над землей. Ведется строительство подводного метро. Каждая станция – дизайнерский объект, туристы посещают их как самостоятельную достопримечательность.

Ни один другой город нашего маршрута не вызывает столько эмоций, ни один так не будоражит, как Стокгольм. Нельзя не почувствовать, что он королевский. В общем, эйфория… И желание читать эту открытую книгу, и чтобы она, как в сказках, не заканчивалась.

Автор благодарит «Топ-Тур» за прекрасный замысел и его реализацию: тур «Прибалтика – Скандинавия» удался как нельзя лучше.