https://www.traditionrolex.com/8
<p><span style="line-height: 20.7999992370605px;">Мы живем в непростое для туризма время: ежедневно на информационные ленты поступают сообщения о банкротстве или приостановлении деятельности той или другой туристической российской фирмы. О рисках, которые подстерегают сегодня игроков на туристическом поле, о поведении потребителей туруслуг в такой непростой ситуации и о многом другом мы беседуем с заместителем министра спорта и туризма Чеславом Шульгой.</span></p>

– Чеслав Казимирович, чего следует опасаться отечественным турфирмам в связи с такой нестабильностью на туристическом рынке?

– Опасения, что ряд российских тур­операторов, как они декларируют во всех СМИ, «временно приостановят свою работу», безусловно, подрывают доверие  к отрасли в целом. Потому что те, кто пользуются туруслугами, чувствуют себя обеспокоенными и думают: «Как бы чего не вышло!» Мои хорошие знакомые недавно купили путевку через российского тур­оператора, а билеты на всякий случай приобрели в «Белавиа», чтобы гарантированно прилететь в Минск. Туристическая администрация Беларуси, безусловно, на стороне отечественных туристических компаний и белорусского потребителя. В связи с увеличившимися рисками мы подготовили проект новых правил оказания туруслуг. Сейчас он находится в правительстве, и надеемся, что скоро будет подписан. Если вернуться к ситуации, возникшей на российском туррынке, и проанализировать запросы туристов, то получается, что в летнее время подавляющее большинство клиентов пользуется услугами отечественных транспортных компаний, в частности «Белавиа». Это их в значительной степени защищает, потому что перед началом сезона крупные туроператоры, которые бронируют блоки, получают право на осуществление рейсов практически при 100% предоплате. И это гарантирует, что в любой ситуации туристы будут вывезены из-за границы, даже если они приобрели туры у россиян. Что же касается обслуживания в стране, куда туристы приобрели путевки, то здесь все не так просто. Поэтому договор, заключенный с фирмой, которой перечисляются деньги, должен быть максимально четким и ясным, чтобы в нем было прописано, как эта компания будет вас подстраховывать. Я слежу за тем, как эти вопросы обсуждаются в России. Недавно случаи банкротства и нестабильности на туррынке России обсуждали в Государственной Думе. И были такие предложения: до начала тура туроператор должен рассчитаться с авиаперевозчиком и с отелями в той стране, куда туристы выезжают на отдых.

– Но проверить, сделали турфирмы это или нет, практически невозможно?

– Это, конечно, возможно, но сложно. И содержать структуры, которые будут этим заниматься, просто нереально. Хотя гипотетически тот, кто заказал путевку, может прийти в фирму и попросить показать платежное поручение. Но и это весьма сомнительно, потому что на конкретную фамилию при групповом туре такой платежки может и не быть. Да, заплатили за сто человек, а сто первому не повезло, и он оказался «за бортом».

На прошлой неделе состоялось совещание у Дмитрия Медведева, где был поднят вопрос о возвращении к лицензированию. А также о совершенствовании системы страхования.

– А белорусский турбизнес не вернется к лицензированию?

– Мы считаем, что возвращение к лицензированию в Беларуси нецелесообразно. Оно дает право выхода на рынок, а уж там, как говориться, – «бабушка надвое сказала». Сегодня для тех, кто заботится о своем авторитете, о качестве своих услуг, есть добровольная сертификация. Правда, иногда и наличие сертификата не ограждает от ошибок. Поэтому для безопасности туристов необходимо максимально развивать институты страхования.

– Но кроме личного страхования есть и страховые фонды, как в России…

– Да, в России есть фонды, к примеру «Турпомощь». И что? Волна банкротств, в общем-то, незначительная, а фонд работал на пределе своих возможностей. Конечно, это хоть какая-то соломинка для утопающего, но она не гарантирует безопасность туриста, которого выбросят из гостиницы, потому что туроператор не рассчитался! Сейчас в воздухе носятся опасения на предмет сотрудничества с российскими компаниями. Я бы так категорически не заявлял. Все-таки большинство компаний, работающих на российском рынке, – это честные и порядочные фирмы, но вместе с тем отношения нужно основательно перестраивать и ставить их на рельсы юридических норм, чтобы себя обезопасить. Возможно, это не панацея, но все-таки определенные меры безопасности. Что касается клиентов, нужно взвесить все «за» и «против», изучить ту компанию, у которой приобретаешь тур. К примеру, фирма продает 15 направлений, но на одном или на двух она работает профессионально, а остальные только в стадии раскрутки. Работает ли фирма напрямую или у нее много посредников? Белорусские фирмы часто берут на реализацию туры своих партнеров.

– Пока мы говорим только о выездном туризме. Мы почувствовали некий всплеск посещений нашей страны во время ЧМ по хоккею. Но потом туристы уехали – и опять тишина. Сейчас многих волнует вопрос: зачем было построено столько новых гостиниц? Не станут ли они пустовать?

– По сведениям за июль, в среднем загрузка гостиниц составляет около 50%. Так что пока наши опасения, что новые отели не будут загружаться, оказались напрасными. В сезон поток туристов не уменьшился. Туристы, приехавшие на ЧМ, загружали гостиницы всего лишь полторы-две недели. А потом приезжали другие клиенты. Увеличение количества гостиниц в Минске приносит больше плюсов, чем минусов. Это заставило собственников по-иному строить свою политику по продвижению услуг. Перестали расти цены. Стали поговаривать о том, чтобы варьировать налог на добавленную стоимость в зависимости от сезона (скажем, от 20% до 5%), чтобы объединяться и работать сообща, формировать общую политику, чтобы на льготных условиях предоставлять места для участников выставок, конференций и других мероприятий. После отмены виз с Турцией турецкие туроператоры выразили желание более подробно познакомиться с нашей инфраструктурой, приехать в рекламные туры. Встал вопрос о льготном или даже бесплатном размещении участников подобных туров. Когда гостиницы увидят реальную картину, то поймут, что нужно бороться за клиента, и пойдут по пути, который уже есть в странах Европы, – это и плавающие цены, и возможность регулирования стоимости в зависимости от спроса и пр. Для нас хорошо, что появятся новые участники выставок, да и для столицы это рабочие места и продвижение города, повышение имиджа. Сейчас рынок уже определился, и теперь точно известно, сколько нам нужно гостиниц 5*, 4* или 3*. Необходимы и дешевые отели.

– В будущее въездного туризма смотрите с оптимизмом?

– Туристы поедут массово, когда будут решены проблемы визового режима. Сегодня наиболее реальные перспективы – это увеличение трансграничного сотрудничества. Многое завязано на соседских маршрутах, нужно планировать комбинированные туры, и это будет всем выгодно.

– И все-таки во многом развитие въездного туризма тормозят визы. Есть ли какие-то подвижки в сторону оптимизации визового режима?

– Тот опыт безвизового въезда, который мы приобрели на ЧМ по хоккею, хотелось бы использовать и далее. Министерство выступает за отмену виз хотя бы на знаковые мероприятия, такие как «Славянский базар» или крупные спортивные соревнования. Сформировать календарь событий – и под него обеспечить безвизовый въезд. Пользу отмены виз мы чувствуем по количеству туристов. Отменили визовый режим с Турцией – сегодня гостей из этой страны в Беларуси даже больше, чем россиян. На подходе отмена виз с Израилем. Процесс идет не так быстро, как хотелось бы. Надеюсь, что улучшения будут.

– Спасибо за беседу.

Чеслав Шульга: «Несмотря на непростую ситуацию на туристическом рынке, мы смотрим в будущее с оптимизмом»

Мы живем в непростое для туризма время: ежедневно на информационные ленты поступают сообщения о банкротстве или приостановлении деятельности той или другой туристической российской фирмы. О рисках, которые подстерегают сегодня игроков на туристическом поле, о поведении потребителей туруслуг в такой непростой ситуации и о многом другом мы беседуем с заместителем министра спорта и туризма Чеславом Шульгой.

– Чеслав Казимирович, чего следует опасаться отечественным турфирмам в связи с такой нестабильностью на туристическом рынке?

– Опасения, что ряд российских тур­операторов, как они декларируют во всех СМИ, «временно приостановят свою работу», безусловно, подрывают доверие  к отрасли в целом. Потому что те, кто пользуются туруслугами, чувствуют себя обеспокоенными и думают: «Как бы чего не вышло!» Мои хорошие знакомые недавно купили путевку через российского тур­оператора, а билеты на всякий случай приобрели в «Белавиа», чтобы гарантированно прилететь в Минск. Туристическая администрация Беларуси, безусловно, на стороне отечественных туристических компаний и белорусского потребителя. В связи с увеличившимися рисками мы подготовили проект новых правил оказания туруслуг. Сейчас он находится в правительстве, и надеемся, что скоро будет подписан. Если вернуться к ситуации, возникшей на российском туррынке, и проанализировать запросы туристов, то получается, что в летнее время подавляющее большинство клиентов пользуется услугами отечественных транспортных компаний, в частности «Белавиа». Это их в значительной степени защищает, потому что перед началом сезона крупные туроператоры, которые бронируют блоки, получают право на осуществление рейсов практически при 100% предоплате. И это гарантирует, что в любой ситуации туристы будут вывезены из-за границы, даже если они приобрели туры у россиян. Что же касается обслуживания в стране, куда туристы приобрели путевки, то здесь все не так просто. Поэтому договор, заключенный с фирмой, которой перечисляются деньги, должен быть максимально четким и ясным, чтобы в нем было прописано, как эта компания будет вас подстраховывать. Я слежу за тем, как эти вопросы обсуждаются в России. Недавно случаи банкротства и нестабильности на туррынке России обсуждали в Государственной Думе. И были такие предложения: до начала тура туроператор должен рассчитаться с авиаперевозчиком и с отелями в той стране, куда туристы выезжают на отдых.

– Но проверить, сделали турфирмы это или нет, практически невозможно?

– Это, конечно, возможно, но сложно. И содержать структуры, которые будут этим заниматься, просто нереально. Хотя гипотетически тот, кто заказал путевку, может прийти в фирму и попросить показать платежное поручение. Но и это весьма сомнительно, потому что на конкретную фамилию при групповом туре такой платежки может и не быть. Да, заплатили за сто человек, а сто первому не повезло, и он оказался «за бортом».

На прошлой неделе состоялось совещание у Дмитрия Медведева, где был поднят вопрос о возвращении к лицензированию. А также о совершенствовании системы страхования.

– А белорусский турбизнес не вернется к лицензированию?

– Мы считаем, что возвращение к лицензированию в Беларуси нецелесообразно. Оно дает право выхода на рынок, а уж там, как говориться, – «бабушка надвое сказала». Сегодня для тех, кто заботится о своем авторитете, о качестве своих услуг, есть добровольная сертификация. Правда, иногда и наличие сертификата не ограждает от ошибок. Поэтому для безопасности туристов необходимо максимально развивать институты страхования.

– Но кроме личного страхования есть и страховые фонды, как в России…

– Да, в России есть фонды, к примеру «Турпомощь». И что? Волна банкротств, в общем-то, незначительная, а фонд работал на пределе своих возможностей. Конечно, это хоть какая-то соломинка для утопающего, но она не гарантирует безопасность туриста, которого выбросят из гостиницы, потому что туроператор не рассчитался! Сейчас в воздухе носятся опасения на предмет сотрудничества с российскими компаниями. Я бы так категорически не заявлял. Все-таки большинство компаний, работающих на российском рынке, – это честные и порядочные фирмы, но вместе с тем отношения нужно основательно перестраивать и ставить их на рельсы юридических норм, чтобы себя обезопасить. Возможно, это не панацея, но все-таки определенные меры безопасности. Что касается клиентов, нужно взвесить все «за» и «против», изучить ту компанию, у которой приобретаешь тур. К примеру, фирма продает 15 направлений, но на одном или на двух она работает профессионально, а остальные только в стадии раскрутки. Работает ли фирма напрямую или у нее много посредников? Белорусские фирмы часто берут на реализацию туры своих партнеров.

– Пока мы говорим только о выездном туризме. Мы почувствовали некий всплеск посещений нашей страны во время ЧМ по хоккею. Но потом туристы уехали – и опять тишина. Сейчас многих волнует вопрос: зачем было построено столько новых гостиниц? Не станут ли они пустовать?

– По сведениям за июль, в среднем загрузка гостиниц составляет около 50%. Так что пока наши опасения, что новые отели не будут загружаться, оказались напрасными. В сезон поток туристов не уменьшился. Туристы, приехавшие на ЧМ, загружали гостиницы всего лишь полторы-две недели. А потом приезжали другие клиенты. Увеличение количества гостиниц в Минске приносит больше плюсов, чем минусов. Это заставило собственников по-иному строить свою политику по продвижению услуг. Перестали расти цены. Стали поговаривать о том, чтобы варьировать налог на добавленную стоимость в зависимости от сезона (скажем, от 20% до 5%), чтобы объединяться и работать сообща, формировать общую политику, чтобы на льготных условиях предоставлять места для участников выставок, конференций и других мероприятий. После отмены виз с Турцией турецкие туроператоры выразили желание более подробно познакомиться с нашей инфраструктурой, приехать в рекламные туры. Встал вопрос о льготном или даже бесплатном размещении участников подобных туров. Когда гостиницы увидят реальную картину, то поймут, что нужно бороться за клиента, и пойдут по пути, который уже есть в странах Европы, – это и плавающие цены, и возможность регулирования стоимости в зависимости от спроса и пр. Для нас хорошо, что появятся новые участники выставок, да и для столицы это рабочие места и продвижение города, повышение имиджа. Сейчас рынок уже определился, и теперь точно известно, сколько нам нужно гостиниц 5*, 4* или 3*. Необходимы и дешевые отели.

– В будущее въездного туризма смотрите с оптимизмом?

– Туристы поедут массово, когда будут решены проблемы визового режима. Сегодня наиболее реальные перспективы – это увеличение трансграничного сотрудничества. Многое завязано на соседских маршрутах, нужно планировать комбинированные туры, и это будет всем выгодно.

– И все-таки во многом развитие въездного туризма тормозят визы. Есть ли какие-то подвижки в сторону оптимизации визового режима?

– Тот опыт безвизового въезда, который мы приобрели на ЧМ по хоккею, хотелось бы использовать и далее. Министерство выступает за отмену виз хотя бы на знаковые мероприятия, такие как «Славянский базар» или крупные спортивные соревнования. Сформировать календарь событий – и под него обеспечить безвизовый въезд. Пользу отмены виз мы чувствуем по количеству туристов. Отменили визовый режим с Турцией – сегодня гостей из этой страны в Беларуси даже больше, чем россиян. На подходе отмена виз с Израилем. Процесс идет не так быстро, как хотелось бы. Надеюсь, что улучшения будут.

– Спасибо за беседу.

https://www.traditionrolex.com/8