Решил представить сей кинопродукт, словно бы с другого края света, без отражения погруженности в белорусскую политическую жизнь, и даже без умиления от симпатичных нюансов, классных песен и узнаваемых персон.
«ВЫШЕ НЕБА»
Беларусь, 2012, 113 мин., R. Реж. Дмитрий Маринин (дебют); в рол.: Леонид Пашковский (Никита Мицкевич), Виктор Рыбчинский (отец Никиты), Татьяна Бовкалова (мать Никиты), Олеся Грибок (Яна), Павел Иванов (отец Яны), Оксана Чивелёва (Оля), Сергей Ковальчик (отец Оли), Иван Трус (Гриша), Евгений Булка, Ольга Сизова, Люся Лущик, Александр Куллинкович
Жанр. Молодежная социальная драма.
Выбор. Честно говоря, довольно долго не то, что представлять «Выше неба», но и смотреть не собирался. Хотя привлекал и скандал, развернувшийся вокруг этой ленты, и имя автора сценария. Зато отпугивало, что, во-первых, исходный материал снимался под 8-серийный формат, а это обычно оборачивается низким художественным качеством, а во-вторых, «Выше неба», как выражаются профессионалы, -- типичная «заказуха», обязанная «закрыть тему». А речь идет о столь неприятных вещах, как наркомания и СПИД. Негативом виделся и «тусовочный» характер постановки, что более всего выражается в мелькании на экране «медийных» лиц разных сфер деятельности. Однако, ввязавшись в просмотр «Выше неба» любопытства ради, я понял, что хочу о нем рассказать. Ведь этот фильм поможет желающему того зрителю, не столько заострить внимание на общечеловеческих социальных язвах, сколько узнать о нынешнем положении дел в Беларуси. В этом контексте очень важно, что сей проект и не оппозиционный, и не провластный. Налицо редкая попытка, сдержанно, не раздражая сторон, отразить реалии. Ну, хотя бы некоторые из них.
Заказ и конфликт. Лента снята при поддержке Программы развития ООН в Беларуси в рамках реализации гранта глобального фонда по борьбе с ВИЧ, туберкулезом и малярией. Бюджет был крайне скромным, речь о приглашении звезд не велась, а узнаваемые (в основном) белорусам лица засветились по дружбе или идейным мотивам.
Но если всего этого не знать, то при просмотре можно приятно удивиться. И приличному уровню картинки, и уместности почти документальной манеры. Иное дело полутона, которые постепенно напрягли сначала государственных чиновников, а затем и ООН-овских. Как следствие, произошла попытка «исправить» ситуацию, в ответ на которую съемочная группа создала собственную полнометражную версию и выложила ее в интернет. В начальных титрах подробно разъясняется произошедшее.
Первоисточник/персона фильма. Сценарий «Выше неба» написал минчанин Андрей Курейчик (род. 14.1.1980 г.), который, несмотря на молодой возраст, уже добился серьезных творческих успехов. Пожалуй, вся русскоязычная аудитория знает такие его фильмы, как «Любовь-морковь», «Елки», «Юленька». Но лишь коммерческим кино Андрей не ограничивается, начиная с того, что по образованию (а в ситуации с «Выше неба» это важно) он юрист. Достаточно многого Курейчик добился в театре (в т.ч. в Москве), на ТВ, в журналистике. Он часто проявляет гражданскую позицию, умудряясь оставаться и независимым в суждениях, и не боящимся лесть на рожон, но точно осознающим, где та линия, которую переступать опасно. Представляемый фильм все это наглядно иллюстрирует. Особенно тем, кто еще помнит нравы СССР.
Не русские. «Беларусьфильм» давно научился снимать фильмы (чаще всего, плохие), из которых не поймешь, что действие происходит в той стране, где расположена данная киностудия. А вот в «Выше неба» с самого начала подчеркивается, что герои – белорусы. Изложено это примерно так. «У нас тоже есть наркоманы, бандиты, проститутки, СПИД, диктатура, но мы не русские. И не потому, что литвины, что есть свой язык в двух вариантах, а потому, что не такие, как русские. Бывает, мы хотим ради славы переехать в Москву (с этим связана одна из линий фильма), но не потому, что в Москву, а чтобы завоевать большую аудиторию. Мы не ведем великодержавных разговоров и нас совсем не коробит ООН, читай США».
В фльме используется белорусский язык, но немного, примерно, как в реальной жизни. Кстати, и ненормативная лексика проскакивает, но все же реже. И, пожалуй, уместно, как и эротика-обнаженка.
Стоит также отметить, что, несмотря на тематические особенности, в ленте совсем не присутствует религия. Не думаю, что такое возможно, например, в российском кино.
Атмосфера. Главный герой -- Никита Мицкевич – лидер перспективной неформальной рок-команды. Поэтому «Выше неба» запросто можно назвать и музыкальным фильмом, и производственной драмой. Хотя, на мой взгляд, линия противостояния рок и поп-концепций, как и канва с хватким московским продюсером, да и с судьбоносным музыкальным конкурсом от ООН – все же лишь броские обертки, призванные порадовать определенную аудиторию.
Более существенна любовная линия, тем более, изложенная не банально, без оглядки на каноны «мыльных опер». То, как Никита «разберется» со своими, коли и не любимыми, то сексуально близкими женщинами, будучи в состоянии сильнейшего стресса, предвидеть непросто. Еще значимее отражение традиционного конфликта поколений.
Старшие, как обычно, не понимают младших, желая им объективно лучшего будущего и пытаясь предостеречь от ошибок. Но многие молодые люди готовы сражаться, резать по живому, за право их совершить.
Судьба Никиты. Явно под давлением отца, подполковника милиции, наш герой учится на юриста. Папа относится к категории честных служак и плохо воспринимает музыкальные устремления сына. Тем более, что хорошо знает связанные с шоу-бизнесом риски в диапазоне от употребления наркотиков до проявлений оппозиционности.
Такова уж эта среда – острее воспринимает нелады в белорусском королевстве. Причем сам «монарх», словно Большой брат, посматривает на персонажей и зрителей фильма с портретов, размещенных в официальных кабинетах. В то же время, вспоминается попавший за решетку правозащитник, а в саундтреке звучат песни (групп «Ляпис Трубецкой», «N.R.M.» и т.д.) из «черного списка». Впрочем, подобная участь пока не грозит творениям Никиты, который сугубо стилистическими поисками обращает на себя внимание даже в Москве. Правда, с деньгами пока плохо, а подрабатывать, в общем-то, не принято. Как следствие, дабы пригласить любимую девушку в ресторан, Никита отправляется сдавать кровь (с дополнительной мотивировкой: если она кому-то поможет, тоже неплохо).
Между тем, его Яна уже успевает затащить красавчика в постель, несмотря на его скептицизм, выразившийся в вопросе: «Что такая девушка как ты, делает с таким отбросом, как я?». Ведь у нее папа декан творческого вуза, мама – дипломат, а у него – «папа-мент, мама – училка». Так выглядит социальная пропасть в представлении белорусского парня. Между тем, в отличие от российского кино, тут нет места т.н. олигархам и разительного разрыва в имущественном положении. Тем не менее, папа Яны пытается избавить дочь от присутствия Никиты. Словно чувствует, что будет плохо. И действительно, результат анализа крови бьёт наотмашь – ВИЧ. «Это что прикол?», -- вопрошает Никита медиков, но те серьезны.
Социальность. Ныне СПИД уже не диковинка и в принципе люди знают и как предохраняться, и чего можно не опасаться. Тем не менее, реальное соприкосновение с недугом, страшно и для обладателя диагноза, и для его окружающих. Особенно переживаешь за родителей Никиты и Яны, которым и больно, и стыдно. И что же делает наш герой, узнав про свою беду? Не буду вдаваться в детали, но с головой погружается, образно говоря, в сумрак. И действо на некоторое время начинает походить на вампирскую сагу с параллельным миром, где жизненные ценности совсем иные, а смерть предельно близка. В части напугать молодого человека последствиями ВИЧ, авторы ленты отработали честно, но дав своему герою шанс… Конечно же, благодаря хорошим людям, которые просто обязаны встретиться на пути. Моральных мук Никите добавляет посещение палаты с умирающей девушкой, от которой он и заразился, отдыхая в Крыму.
Подтексты. Несмотря на наличие наркопритонов,
в фильме наглядно продемонстрировано, что белорусы живут примерно так, как в расцвет советского застоя.
То есть скромно, но без забот о хлебе насущном и вполне безопасно. Ныне это называется стабильностью, которую массы воспринимают как непреложную ценность. Особенно, когда видят по телевизору, что родная власть повышает пенсии, а в остальном мире -- кризис, войны и катастрофы. Поклонники стабильности равнодушны к прошлому и будущему, живя лишь сегодняшним днем. Это выражается, например, в сценах, демонстрирующих сколь равнодушны студенты университета к получаемым знаниям. И действительно, зачем выкладываться, если государство тебя гарантировано «распределит» (даст работу без возможности уволить)? Хотя есть и меньшинство, которое, например, отмечает в картинной галерее «Совершеннолетие нации». Никита же, не будучи борцом за идею, тоже не таков как все, ибо ищет собственное звучание, а не довольствуется минимумом.
И еще сканы из фильма:
Очень важное для фильма средство самозащиты.
Дастиш фантастиш...
Дождавшись финала "Выше неба", можно узнать, что думает рок-идол про ... Париж.
А вот и не Пушкин...
Потрясающий эпизод с бюстами пионеров-героев.
Очень глубокая сцена, соотносящая ценности эпох.
Действие упрямо не скатывается к гламуру, даже после развязки.
Хотя и гламура в достатке. Правда, хиленького. Видно, что авторов фильма он не заводил.
И светские львицы при делах. Или в белорусских условиях не львицы, а, например, медведицы...
Удивил вот этот лицедей, которого я знал, как организатора, продюсера.
Смерть передана в классических традициях.
ну, и за равенство полов (в спорте)...
В фильме выпивают много чего, но плейсмент глаз не режет.
Эстетика с колоритом. Для тех, кто хочет понимать.
Держат образ.
Ну, чем не символ Беларуси?
... и графическое решение символа, или национальной валюты.
Неужели все удалось и хэппи-энд стучится в двери?
А закончу таким сакральным местом, как студенческая столовка...