https://www.traditionrolex.com/8
<p>Позвольте вопреки крылатой фразе, принадлежащей известной актрисе в бессмертном фильме «Москва слезам не верит», сказать: в 55 жизнь только начинается. 55 – замечательный, золотой возраст, возраст мудрости, умения жить и радоваться жизни, возраст осмысления и передачи опыта. Даже в зрелые годы можно достичь многого. Расскажу о том, что мне довелось увидеть в Китае и как там это работает.</p>

– Вы делаете все правильно, все хорошо, все очень классически, – говорит нам на очередной тренировке по ушу и тайцзы наш китайский тренер Сунг Пэн. Периодически он приезжал к нам в школу ушу давать мастер-класс. – Но как-то очень скучновато, не чувствуется полета души, фантазии… Вот мои бабушка и мама выполняют этот танец, эти движения с каким-то особым вдохновением, с изю­минкой, в какой-то необъяснимой гармонии души и тела, – продолжал Сунг Пэн в ответ на наши недоуменные взгляды.

– Извини, а сколько лет твоей бабушке и маме? – спросили мы.

– Да совсем немного, маме – 60, а бабушке – 91,– ответил Сунг Пэн, – и они выполняют эти комплексы каждый день всю жизнь, постоянно оттачивая мастерство исполнения. И весь Китай это делает, это традиция…

Можете представить наше изумление. А когда он, тридцатилетний молодой человек, преподаватель китайского университета, показывал нам комплексы ушу, кунг-фу, тайцзы с парным веером, тайзцзыцюань, не было предела нашему восхищению. Мы изум­ленно смотрели на эти плавные завораживающие движения, эту легкость и динамичность и понимали – нет предела совершенству. Да и чуда в общем-то тоже нет – Сунг Пэн занимается ушу и тайцзы ежедневно по 5–6 часов в день с шестилетнего возраста.

Но его слова о бабушке и маме глубоко запали в мою душу. Представила своих соотечественников в 50-летнем возрасте, проводящих часть времени в очередях на прием к врачам, поглощающих горсти таблеток… Как-то не вырисовывался образ наших бабушек на стадионах, в спортзалах.

И, повинуясь какому-то душевному порыву, я решила, что непременно должна побывать в Китае и увидеть все своими глазами. Этих бабушек…

И вот, спустя 7 лет, наша группа, состоящая из пятнадцати человек в возрасте от 20 до 65 лет, вместе с Сунг Пэном едет в Китай. Мечта сбылась. Мы едем не только тренироваться, но и смотреть эту удивительную страну с древней историей, традициями, культурой, подарившую миру чудесные изобретения и открытия. Должна сказать, что программа этих трех недель была предельно насыщенной, интересной и увлекательной. По 2–3 дня в каждом городе, переезды-перелеты, тренировки по 3–4 часа (имели честь тренироваться в Шаолине), экскурсии, подъемы в горы, в монастыри – на сон оставалось жалких 3–4 часа. Но это было удивительное время, о котором мы все вспоминаем с благодарностью и восхищением. 

И вот наше первое утро в Пекине, подъем в шесть, и мы дружно и бодренько идем в ближайший парк заниматься. Парк большой и живописный, много цветов, кустарников и высоких деревьев. Много открытых спортивных площадок. И везде люди, много людей. И все занимаются. И самое удивительное – я увидела то, о чем нам говорил Сунг Пэн, и то, о чем я с неподдельным интересом уже успела за столько лет прочитать в интернете.

Но то, что родилось в моем воображении, было лишь слабой копией увиденного. Сотни людей, группы и группки всех возрастов самозабвенно, с каким-то умиротворением на лицах и сознанием чего-то очень важного в жизни неспешно выполняли комплексы. Было ощущение, что все жители этого района вот здесь, в парке. Звучала приятная музыка. Мой взгляд упорно «цеплял» людей «золотого» возраста. И должна сказать, их было большинство.

Вот подходит группа человек тридцать таких энергичных старичков и старушек. И только седина и лучики морщин выдают их возраст, думаю, далеко за 60, 70… В ярких маечках, кроссовках, улыбаются, оживленно болтают, жестикулируют и даже спорят о чем-то о своем, о китайском. То и дело раздаются взрывы хохота. Вот подо­шли к свободной площадке, бросили рюкзачки, разулись, достали бутылочки с водой и термосы с холодным зеленым чаем. К слову сказать, практически все китайцы ходят с этими термосами и пьют зеленый чай по 2–3 литра в день. Черный почти не пьют. 

Затем начали неспешно, легкими ритмичными движениями постукивать себя по телу, снизу вверх, усиливая хлопки в области суставов. И так минут 5–7. Потом каждый подошел к одному из деревьев и прижался к нему всем телом, кто спиной, кто животом. И так постояли минуты 3–4. Затем каждый сделал несколько глубоких дыхательных упражнений (вдох – носом, выдох – ртом), прижал обе ладони к точке дань-тянь и замер. Это точка на животе, ниже пупка на 3–4 сантиметра, важная точка, где концентрируется энергия жизни – ЦИ. И все эти процедуры каждый совершал молча и сосредоточенно.

Наконец эти милые люди (язык не поворачивается назвать их старичками) отошли от деревьев, обулись, заулыбались, оживленно загалдели (то-то энергии хватанули!) и стали рядочками. Впереди – самый почтенный (я о возрасте) человек, такой вот сэнсэй, включил негромкую, чтобы не мешать соседним группам, музыку, и началось действо… О, это надо видеть, это была песня гармонии, умиротворения и великой жажды жизни. Я пишу несколько высокопарно, но поверьте, моя душа действительно парила и светилась, глядя на этих счастливых людей. Мы все замерли и, не отрываясь, смотрели за их движениями. Это был знакомый нам комплекс тайцзы. Но в каком исполнении!

И только сейчас до меня дошла истина слов Сунг Пэна о его бабушке и маме. Все выполняли как будто бы один комплекс, одинаково и синхронно. Но мы, имея некоторый опыт, увидели, что каждый человек делает движения только в присущих ему стиле, вдохновении, темпераменте, физических возможностях, настроении, если хотите. Неспешные, плавные движения тайцзи-цюань повторяют движения животных и птиц (тигра, журавля, дракона и др.). Но ведь и тигры бывают разные… Мы зааплодировали, когда группа выполнила комплекс. Китайцы ответили радушными улыбками.

А Сунг Пэн, наш милый замечательный тренер, поспешил представить нас и  похвалиться нашими успехами в тайцзы. Нам зааплодировали, приглашая выполнить этот комплекс. Назад хода не было. Сказать по правде, я не помню, какими ватными ногами и руками я это делала, и не только я. И вот  аплодисменты, нас обнимают милые китайские старички, похлопывают по плечам и что-то радостно и оживленно лопочут на своем, на китайском. Жмут и трясут руки. И потом они предложили сделать комплекс вместе. Ну, это было уже не страшно. Краем глаза я видела, что к нам подтягиваются китайцы со всего парка. И после – уже шквал аплодисментов, братания-целования-обнимания. Какая благодарность и гордость светилась в глазах китайцев!

А с каким желанием и воодушевлением показывали нам наши новые друзья интересные движения и упражнения для гибкости тела и подвижности суставов. Причем многие удивили своими физическими возможностями. Сэнсэй, а ему оказалось 82 года, без труда отжимался, подтягивался на перекладине и по нашей просьбе сел в шпагат.

Во время чаепития на зеленой лужайке, куда нас пригласили  гостеприимные  китайские друзья, завязалась беседа и возник неподдельный взаимный интерес. Такая дружеская обстановка располагала к душевному и откровенному разговору. Тут же появились горячие пирожки со шпинатом, рисом, маринованным имбирем и еще с чем-то нам неведомым. Но скажу, очень даже вкусно.

– Тесто мы всегда делаем из рисовой муки. И не печем пирожки, а готовим на пару. Меньше калорий, поэтому не бойтесь, кушайте, – откровенно поделилась с нами улыбчивая китаянка Ли и весело похлопала себя по плоскому животу.

– Три года назад я был больным и слабым человеком. Решил заняться ушу и тайцзи цюань. После двух лет занятий здоровье мое резко улучшилось, тело стало таким крепким, что я мог одной рукой поднять гирю весом 25 кг, – поведал нам один шестидесятичетырехлетний человек.

И ничего удивительного, ведь ушу существует 3000 лет, и эта мудрая восточная физическая практика впитала в себя опыт оздоровления тела и духа стольких поколений людей!

– Чтобы здоровье было крепким, а жизнь – долгой, людям среднего и пожилого возраста следует сделать свою жизнь как можно более насыщенной и яркой. Обстановка должна создавать атмосферу уюта и умиротворения, во взгляде на происходящее всегда должны присутствовать юмор и оптимизм, а многообразие интересов сделает жизнь счастливее и легче. Все это чрезвычайно важно для умственного и телесного здоровья, – это мы услышали от самого почтенного китайского товарища, сэнсэя, господина Люка. Так уважительно к нему обращалась вся группа.

Потом мы узнали, что раньше он занимал важный государственный пост, но это не мешало ему всю жизнь заниматься спортом. У него седьмой дан (техническая степень) по ушу. И все беспрекословно выбрали его своим неформальным лидером. Ему и положено говорить такие мудрые вещи.

Не поспоришь…

Одна маленькая энергичная женщина оказалась ярой сторонницей ходьбы:

– В Китае знают: хотите прожить до 99 лет – потрудитесь проходить по 500 шагов после каждого приема пищи.

Прогулка – отличный способ поддержания здоровья еще с древнейших времен. Прогулка после еды – да это же праздник для пищеварения!

В современном городе нет высоких гор. Поэтому я рекомендую вам подниматься по лестнице каждый день, а не пользоваться лифтом.

Согласно исследованиям специалистов-медиков, человек, поднявшийся на 1 м, расходует силу и энергию, равную прогулке пешком на 28 м или равную 10 приседаниям. Поэтому, если вы поднялись на шестой этаж два-три раза и спустились, это все равно, как если бы медленно пробежали 800–1500 м.

Если человек поднялся на 1 ступеньку, это продлило его жизнь на 4 секунды. Китайская поговорка гласит: «Сперва ноги теряют былую подвижность, а потом приходит старость», – с улыбкой закончила свой спич обаятельная китаянка.

«В лифт – ни ногой! – прониклась я. – Только пешком! Ножками!»

Видимо, в этот момент так подумали все.

Солнце уже начало припекать, мы так расслабились, на душе было легко и приятно и от разговоров, и от созерцания всего вокруг, и от свежего воздуха. И вдруг наше внимание привлекла вереница бегущих трусцой людей. И опять не очень юных. Многие слушали музыку через наушники. Многие что-то пели. Кстати, видеть на улицах поющего самому себе китайца – дело очень распространенное. Как бы бегом никого не удивить сегодня, но чтобы вот так дружненько и раненько. И в бархатном возрасте. И с улыбками. И с музычкой. Ай да китайцы, ай да молодцы!

– Очень распространен в Китае и бег трусцой, – ответил на наши вопросительные взгляды Сунг Пэн. – При этом людям среднего возраста рекомендуются протяженные и неторопливые пробежки, а пожилым – просто неспешные и расслабленные. Темп стоит выбирать каждому индивидуально в зависимости от своего физического состояния. При максимальной нагрузке частота пульса не должна превышать 120 ударов в минуту, а дыхание не должно быть учащенным и сбивчивым. При беге дышать следует глубоко, протяжно, мягко, неспешно и ритмично. Старайтесь по возможности максимально использовать брюшное дыхание, когда живот выдается на вдохе и подтягивается при выдохе. Бежать следует легко и непринужденно, с естественной отмашкой рук и без мышечного напряжения. Степень физической нагрузки всегда должна быть под контролем.

И опять мимо нас пробегает группа, у многих на руках приборы для измерения пульса, давления.

Парк потихоньку пустел. Позанимавшись, люди возвращались домой, к своим привычным ежедневным делам, но уже заряженные позитивом и жизненной энергией.

И тут господин Люк что-то заговорщицки зашептал на ухо Сунг Пэну, хитренько поглядывая на нас. Сунг Пэн весело засмеялся и закивал головой.

– А вечером наши друзья ждут нас здесь, они подготовят для вас сюрприз, – сказал он.

День прошел по намеченной программе, и вечером мы с нетерпением отправились в парк за обещанным сюрпризом. И каково же было наше удивление, когда мы снова увидели в парке толпы людей. Кто-то занимался гимнастикой цигун, кто-то делал комплекс тайцзы, кунг-фу, кто-то танцевал с веером, кто-то читал, неспешно попивая чай, кто-то опять-таки бегал, обнимал деревья. Словом – крупномасштабное броуновское движение.

Наши новые друзья с радостными криками приветствия бросились к нам. Их лица ну просто лучились улыбками и радостью. И когда мы приветствовали их на китайском «НИХАО!», радости не было предела. Надо сказать, что китайский язык сложный, имеет множество диалектов. Зачастую жители юга и севера этой страны могут не понять друг друга. Мы добросовестно по вечерам повторяли за Сунг Пэном по несколько слов и выражений.

В руках у каждого китайца было по два ярких свертка. По одному они вручили всем нам. Любопытство наше зашкаливало. Градус нашего интереса рос по мере разворачивания свертков.

А теперь, дорогие читатели, я даю вам сколько угодно попыток отгадать, что же было в пакетах? Ну, смелей!

Вот правильный ответ: в пакетах были… воздушные змеи! Да, воздушные змеи из нашего детства, только более яркие и изящные.

И мы тоже смеялись, разматывая тонкие шелковые шнурки вслед за нашими друзьями. Затем мы вы­шли на открытую площадку, по команде все разом разжали руки и с каким-то гиканьем отпустили змеев. Как же это было красиво – на фоне голубого неба и садящегося за горизонт солнца этакое пестрое разноцветье, стремящееся все выше и выше. А мы стояли и любовались, сплоченные в едином порыве, с ощущением чего-то важного и неповторимого. Взрослые тетки и дядьки…

И только когда в небе остались чуть различимые цветные точки, мы, все еще находясь в плену ощущений, зачарованно смотрели на наших друзей, не находя слов благодарности. Да и лишними были бы эти слова. Все и так все понимали по нашим глазам, улыбкам и эмоциям. Когда мы расселись под деревом, господин Люк торжественно поведал:

– Китай является родиной воздушных змеев. Их запускают здесь уже более 2000 лет. Они были придуманы как имитация птичьего полета. Родоначальником этого занятия считается легендарный плотник Лю Бань, живший в периоды Вёсен и Осеней и Воюющих царств. Легенда гласит, что он «срезал бамбук, смастерил змея, и тот пролетал три дня».

Запускание воздушного змея может быть не только интересным занятием, но еще и способом улучшения физического состояния. Врачи Древнего Китая считали, что «смотреть с открытым ртом вверх за парящим воздушным змеем помогает устранить внутренний жар» и «запускание воздушного змея – это один из наилучших способов улучшить зрение».

Сегодня запускание воздушного змея стало популярно во всем мире. В Китае проводятся ежегодные фестивали воздушных змеев, на которые съезжаются любители и мастера со всех концов Китая и мира. Все большее число людей начинает относиться к этому как к одной из разновидностей физических упражнений.

Кому же более всего подходит в качестве терапии запускание воздушного змея?

В первую очередь – гипертоникам и неврастеникам. При запуске воздушного змея на душе становится легко и хорошо, благодаря этому снимается напряжение с коры и кровеносных сосудов головного мозга, и тем самым улучшается состояние у страдающих от повышенного кровяного давления и неврастении.

Во-вторых, это те, у кого кружится голова, близорукость или слабость зрительного нерва. При запуске воздушного змея приходится всматриваться в небесную даль, и это снимает переутомление с мышц вокруг глаз, излечивает головокружение и слабость зрительного нерва. Надеюсь, я не очень утомил вас? – спросил господин Люк.

Вот так прошел наш первый день и вечер, полный ярких впечатлений и эмоций. Должна сказать, все дни, во всех местах, где мы побывали, мы видели массы людей всех возрастов, которые занимались китайской гимнастикой. И совсем не обязательно для этого обладать недюжинной физической силой и мастерством, изнурять себя в спортзалах до изнеможения. И уж совершенно не обязательно иметь навороченные тренажеры и супердорогую спортивную форму. Главное – иметь желание качественно улучшить свое здоровье.

Я написала только о том, как же люди в Китае поддерживают свое здоровье, оставаясь молодыми и энергичными до глубокой старости. И еще: я практически не видела там тучных людей. И никого, разве что туристов, не удивляют массовые занятия спортом.

Вы встретили в этом тексте много, я думаю, новых для вас слов – ушу, кунг-фу, тайцзы, цигун и др. Это характерные физические практики Китая. Но я никого не призываю вдруг безоглядно броситься в эти занятия. Совсем нет. Ко всему, что касается здоровья, нужно подходить очень вдумчиво, ответственно, прислушиваясь к своему организму. Ведь физические нагрузки нужны не только для поддержания тела в нужном тонусе. Это лекарство, причем довольно эффективное, которое приносит ясность уму. А значит,  продлевает жизнь. Народная китайская пословица гласит: «Точеный нож – не ржавый, а ленивый человек будет больным».

Будьте здоровы!

https://www.traditionrolex.com/8