<p>Почти тридцать лет после ухода художника его произведения притягивают внимание ценителей искусства, коллекционеров и критиков. Прошло более ста выставок в Беларуси, России и Украине, в Германии и Франции, в том числе под эгидой ЮНЕСКО. О мастере написаны десятки статей, сняты фильмы, выпущены альбомы, его имя включено в энциклопедии и учебники, сообщает <strong><a href="http://gp.by/category/news/culture/v-rechitse-otkrylas-vystavka-k-60-letiyu-samogo-izvestnogo-i-samogo-spornogo-khudozhestvennogo-geniya.html"><u>«Гомельская Правда».</u></a></strong></p>

Cудьба и роль Александра Исачева в чем-то подобны миссии мастеров эпохи модернизма конца XIX – начала ХХ века, которые ломали классическую традицию в искусстве и приносили в него абсолютно новое по художественной форме мировосприятие. Речицкий художник Исачев, поправший каноны социалистического реализма, обрушил на зрителя поток образов, фактов и реминисценций мировой мифологии, религии и истории, облеченных при этом в забытую классическую «лессировочную» манеру живописи.

Известность, причем всесоюзная, пришла к нему почти мгновенно. Труднее было с официальным признанием: труд свободного художника квалифицировался почти как тунеядство, а профессионализм Исачева яростно оспаривался коллегами по цеху, членами Союза художников БССР и СССР. Однако картины мастера почти сразу с мольберта уходили к коллекционерам, вывозились за границу, а первая и последняя прижизненная выставка в декабре 1987 года в Речице собрала более 20 тысяч посетителей. Этим не мог похвастаться ни один официально признанный художник.

Уйдя из жизни в 32 года, Исачев оставил после себя около 500 полотен, большая часть которых находится за рубежом. Крупнейшей коллекцией работ – более 100 – владел распорядитель Фонда свободного русского современного искусства Георгий Михайлов из Санкт-Петербурга. В 2004 году фондом была открыта картинная галерея Александра Исачева. Однако после смерти Михайлова в октябре 2014 года фонд приостановил свою деятельность. Петербургская коллекция художника пока недоступна для широкого зрителя, дальнейшая ее судьба оказалась под вопросом.

Беларуси досталась лишь малая толика наследия Исачева. Коллекция в 65 полотен, из которых 25 живописных и 40 графических, собрана минским художником и музыкантом Олегом Орловым. 30 работ хранятся в Речицком краеведческом музее, около 20 иконописных произведений украшают местный Свято-Покровский храм. В 1990 году на пожертвования речичан и средства, собранные с первых посмертных выставок Исачева в Речице и Гомеле, на могиле художника было установлено надгробие. В 2004 году по решению Речицкого райисполкома установлена мемориальная доска на доме, в котором жил Исачев. Большую музейно-просветительскую и выставочную работу, связанную с его именем, проводит Речицкий краеведческий музей.

60-летие стало новым достойным поводом для увековечения памяти Исачева. Накануне юбилейной даты его имя было присвоено художественной галерее Речицкого краеведческого музея. Здесь 9 января открылась выставка работ художника из коллекции Олега Орлова. Он отметил, что не был знаком с Исачевым, но его собственное восхождение к живописи началось именно с посещения знаменитой минской выставки, на которую люди выстаивали в очереди по 6–8 часов. Произведения Исачева потрясли до глубины сознания: они открывали двери в совершенно новый мир, проникнутый особой духовностью и философией. Через 20 лет, когда появилась возможность, Орлов занялся коллекционированием и смог собрать несколько десятков работ мастера.

Юбилейная выставка Александра Исачева продлится в Речице до 22 февраля.