Место встречи, пожалуй,  действительно изменить нельзя.  Мало того, возможно, что и время встречи тоже изменить  невозможно.

 

Дождь шел с самого утра. Не холодный, без ветра он не был особо неприятным. К тому же сегодня, когда мы спускались с горы после ночлега у вулкана Ньирогонго, промокнуть вообще не входило в перечень сложностей. Если подъем на вершину занял почти семь часов, то дорога назад была не намного быстрее - около пяти. Некоторым моим товарищам спускаться  с  пологой горы было гораздо тяжелее, чем подниматься на нее. Спортивные и хорошо экипированные уругвайки из состава миротворцев ООН, о  которых я упоминал во Времени Вулканов, на обратном пути «сдулись», и рейнджеры, чтобы  не потерять девушек, поставили их в начало спускающейся колонны, куда обычно ставят слабых. Мне почему-то спуск дался очень легко,  что нельзя было сказать о подъеме.

Казалось, впечатлений на сегодня уже предостаточно и хватит надолго. Да и отдохнуть не мешало бы после бессонной ночи у кальдеры с кипящей лавой. Но внизу нас ожидал местный товарищ, якобы сын губернатора, подрабатывающий обслуживанием немногочисленных гостей города. Он и предложил нам съездить к пигмеям. Стоимость поездки была невелика, а желание побывать в племени «людей, размером с кулак» (так можно перевести на русский язык слово «пигмей») – сильнее усталости. Потому мы, безусловно, согласились,  попросив лишь небольшую передышку, чтобы заехать в отель переодеться.

Никто из нас и не рассчитывал, что увидит настоящее племя аутентичных пигмеев, которое живет в лесу, и представители которого слывут искусными охотниками. Те времена, о которых писал известный американский исследователь Африки Сэмюэль Вернер, видимо, давно канули в Лету. Хотя поговаривают, что где-то в Центральной Африканской Республике и на востоке Камеруна лесных людей можно еще отыскать.  Вот на них, пусть и в изменившихся условиях жизни, очень хотелось посмотреть.

Заехали в отель. Переоделись, приняли душ, подумали:

- Ну что же это мы такие чистенькие такими голодненькими поедем к пигмеям?

До вечера было еще немало времени, потому мы сначала заехали в городское кафе, пообедали, закусили, повеселели и поехали к подножию гор Вирунга. Там, как нас заверили, живут бамбути – представители одного из племен пигмеев.

Дождь не прекращался. Грязные серые улицы небольших поселков, мимо  которых мы проезжали по раздолбленым дорогам, представляли собой невеселое зрелище. Люди, как правило в пестрых и грязных одеждах, прятались под зонтами или пережидали дождь в небольших  придорожных постройках.

IMG_3507

IMG_3512

Тем не менее жизнь  кипела: то туда, то сюда проезжали чукуду – большие  деревянные самокаты – на которых молодые люди перевозили и дрова, и цемент, и сахарный тростник, и мешки с какой-то травой или провизией. Изредка на дорогах встречались автомобили: чаще всего видавшие виды недорогие пикапы, предназначенные в том числе и для перевозки товаров.

IMG_3516

IMG_3513

IMG_3504

IMG_3503

Но в тот момент я думал о людях, встречу с которыми давно ждал. Я думал о пигмеях. Нет ничего удивительного в том, что они сейчас вышли из леса и живут в небольших деревнях, строя свои дома, как правило,  рядом с другими африканскими племенами. Они пытаются обучиться ремеслу других народов, чтобы как-то выжить в современном мире.

Несколько десятилетий назад – в истории срок небольшой – в этих краях в условиях абсолютной вседозволенности властьимущих практически все леса были безжалостно вырублены. Естественно, исчезли и лесные звери. Немногочисленные племена пигмеев-охотников оказались на грани вымирания. Вот тогда-то некоторые из них и стали обустраиваться рядом с мелкими африканскими поселками, пытаясь изменить привычный образ жизни.

Я вспомнил прочитанную где-то историю почти столетней давности о пигмее Ота Бенге, вывезенном из Конго в 1904 году Вернером и подаренном директору зоопарка в Бронксе. На протяжение нескольких лет этот маленький человек жил в клетке с попугаем и орангутангом.

ота бенге

Табличка у его вольера гласила:
«Ота Бенга, африканский пигмей. Возраст: 23 года. Рост: 1,5 метра. Вес: 46,7 кг. Привезен из поймы реки Касаи (Конго) доктором Сэмьюэлем Вернером. Демонстрируется ежедневно в течение сентября».

Таким образом последователи Дарвина не просто выясняли, кто человек, а кто нет. Они пытались определить, кто является человеком в большей степени. Не буду судить вдохновителей  и исполнителей этого проекта. Полагаю, на небесах им уже предъявлен за это отдельный счет, но именно в те времена  в естествознании активно начала обсуждаться концепция «выживания наиболее приспособленных», что и привело в конце концов к «цивилизованной дикости».

Повторюсь, сам Чарльз Дарвин здесь как бы и ни при чем, потому что перед смертью покаялся и за разъяснениями всех своих теорий отправил своих последователей к Создателю. Но они, в свою очередь, не мудрствуя лукаво, эволюционировали черных людей от горилл, белых – от шимпанзе, а восточные расы от орангутанов. Можно предположить, что именно тогда и родилась теория расового превосходства, которая быстро нашла благодатную почву в государственной политике многих стран (вспомним хотя бы нацистов).

Пигмеи испокон веков жили в лесах. Первоначально исследователи писали о них, как о существах близких к приматам, якобы потому, что у них не было домашних животных и они не занимались сельским хозяйством. Но в то же время появляются данные об их ловкости и уникальном знании леса.  Они ловили мелких антилоп сетями, сплетенными из длинных лиан, а тонкими стрелами могли перебить сухожилия лесного слона, после чего обездвиженный великан был уже легкой добычей. После такой удачной охоты племя на долгое время было обеспечено мясом. Они искали дикий мед, собирали травы и съедобные коренья и никогда ни с кем не воевали.

У них не было религии в нашем понимании этого слова, они не почитали идолов и божков...

Машина остановилась в какой-то небольшом селении. Я посмотрел на часы: мы ехали от Гомо полтора часа, значит пигмеи живут примерно в ста километрах от города.

- Приехали, - сказал наш водитель Ричард по-русски, и мы вывалились из машины.

Затекшие мышцы напоминали о вчерашнем восхождении на вулкан и сегодняшнем  спуске с него. К нам подошел молодой человек небольшого роста. Ричард представил его:

- Знакомьтесь. Это сын вождя.

Мы не просто засмеялись – мы заржали: сколько таких вот «сынов» мы уже повидали в Африке.

- Ричард, у нас тоже есть такие приколисты,  только они представляются детьми  лейтенанта Шмидта.

Ричард конечно же не знал, кто такой лейтенант Шмидт, но его природная смекалка позволила мгновенно оценить ситуацию и пошутить:

- Да ладно, какая разница. Его зовут Би. Это слово можно перевести как «друг». Он поведет вас к пигмеям, а я останусь сторожить машину, чтобы другие «друзья» ее не разобрали, - он улыбнулся.

Мы тоже улыбнулись и пошли за «сыном вождя» по берегу небольшой мутной реки мимо какого-то рынка, где конголезски в ярких одеждах торговали всякой снедью.

Моросил дождь. Я предварительно замотал камеру в полиэтиленовую пленку и берег фотоаппарат для встречи с пигмеями.

Я шел за Би и, глядя на его маленькую хрупкую фигуру, почему-то вспомнил печальное окончание той истории про пигмея Ота Бенге, которого добрые цивилизованные люди несколько лет держали в клетке зоопарка.  Когда какие-то здравые умы все же доказали, что пигмеи – это люди, а не животные, бедолагу из клетки выпустили, но, тем не менее, он продолжал жить в зоопарке. Но однажды,  не выдержав насмешек и издевок  посетителей,  он выкрал у кого-то пистолет и застрелился. Разве может застрелиться животное от издевательского отношения людей? А звали его тоже Би (полностью Бенге), как и нашего проводника, что тоже означало «друг».

Минут через десять мы пришли в поселок, который насчитывал около десятка легких домов. Людей возле них не было. Жилища представляли собой строения из толстых стеблей бамбука, обмазанных глиной и покрытых соломой или листьями ложных бананов. Рассказывают, что если вдруг племя решит сменить место нахождения, эти дома очень быстро разбираются и переносятся.

Между тем наш проводник сообщил, что идет к вождю,  зашел в один из домов и вскоре вышел оттуда с грустным и маленьким, от силы 1м 40 см, старичком в грязной ободранной одежде.

IMG_3452

- Это вождь? - засомневались мы.

- Нет, это его отец, мой дедушка, - сказал Би. – Вождь уехал в Гомо покупать мобильный телефон. Но все вопросы в его отсутствие решает его отец.

Догадавшись, что речь идет о нем, «отец» распрямил ссутулившуюся спину, отчего, казалось, стал даже выше ростом. Но тут откуда-то внезапно к старичку подбежала такая же маленькая старушка и начала ему что-то объяснять, энергично размахивая руками и показывая скрюченными пальцами то на нас, то в сторону деревни.

IMG_3425

Язык, на котором она говорила, мне был абсолютно неизвестен, но жесты женщины были столь красноречивы, что переводчик не требовался. Скорее всего она его отчитывала:

- Ты что, совсем обалдел, старый дурень?  Опять ты позвал сюда музунгу!!! Ты опять не посоветовался со мной?!! Детям не за что хлеб  купить, а ты экскурсии принимаешь!! Пусть музунгу заплатят или  уезжают подобру-поздорову!!!

IMG_3438

Она продолжала бегать вокруг нас, крича и размахивая руками. Проводник спокойно слушал ее причитания, а старик грустно смотрел мимо нее куда-то в одну точку и думал о чем-то своем.  Мне даже показалось, что он давно уже думает о чем-то своем, но изменить ничего не может.

Это продолжалось несколько минут.  Наконец старик, видимо не выдержав, вынул из кармана смятые купюры и протянул их своей, скорее всего, жене. Та, увидев, что музунгу все же приехали не с пустыми руками, и вожделенные денежные знаки находятся в ее руках, мгновенно успокоилась и преобразилась. Злая баба Яга  превратилась в старуху Шапокляк после раскаяния.

IMG_3484

DSC_8915 (2)

Тут-то я и понял, кто на самом деле решает все вопросы в отсутствие вождя. Еще не ясно, правда, меняется ли что-нибудь в его присутствии. Женщина обернулась в сторону деревни, что-то прокричала, и тотчас дворик, на котором мы стояли, наполнился людьми. Люди как люди: я поначалу и не понял, в чем их отличие от многих представителей  других племен, которые живут в округе. Ну разве что маленького роста, до полутора метров, не выше. У них светло-коричневая кожа, тонкие губы и абсолютно не негроидный нос. Словом, люди как люди.

IMG_3361

IMG_3363

IMG_3364

Жители пигмейской деревни обступили нас со всех сторон и выжидающе рассматривали. Девчонки-москвички из нашей группы достали свой стратегический запас: несколько десятков игрушек и пару килограммов конфет. Тут же и дети, и взрослые окружили их плотным кольцом в надежде заполучить хоть что-то в качестве подарка от музунгу.

IMG_3368

IMG_3369

IMG_3373

Я с интересом разглядывал людей. Взрослые женщины, подростки и дети были одеты либо в старые трикотажные майки и какие-то кофты, либо были обмотаны яркими разноцветными полотнами с оригинальными конголезскими орнаментами. Большинство из них босыми ногами топтали грязную землю и лишь некоторые, видимо самые состоятельные, делали это в сланцах. Взрослых мужчин среди собравшихся не было, если не считать «отца вождя», который  все так же печально наблюдал за происходящим, очевидно все еще переживая  о лишении наличных.

IMG_3378

IMG_3379

IMG_3381

IMG_3383

IMG_3384

IMG_3385

IMG_3386

IMG_3389

IMG_3391

IMG_3392

IMG_3393

IMG_3395

IMG_3399

IMG_3407

IMG_3408

IMG_3410

IMG_3411

IMG_3413

IMG_3417

IMG_3348 (2)

IMG_3344 (2)

IMG_3315 (2)  

IMG_3300 (2)

IMG_3297 (2)

DSC_8908 (2)

IMG_3478_2

IMG_3477

IMG_3471

IMG_3428

IMG_3463

IMG_3430

Разобрав подарки, пигмеи, очевидно, решив отблагодарить нас, затеяли какой-то хороводный танец с песнопениями. В качестве музыкальных инструментов они использовали один небольшой барабан (больше, похоже, не было) и несколько перевернутых пластиковых канистр, по которым девушки племени старательно лупили деревянными палками.

IMG_3427 (2)

DSC_8969 (2)

DSC_8936 (2)

  IMG_3496

Тут я заметил, что за всем этим действом наблюдает еще один человек – седобородый старец.

IMG_3401

Тоже небольшого роста, он стоял поодаль от всех, подняв на голову рваную куртку, таким образом пытаясь спастись от дождя, который так и не прекратился. Скрестив на груди кисти рук, потревоженные артритом, он, как мне показалось, с тревогой  смотрел на своих соплеменников.

IMG_3460

IMG_3468

Я очень осторожно подошел к нему и встал рядом,  делая вид, что не обращаю на него никакого внимания. На самом же деле, он для меня в тот момент был наиболее интересен. Очень хотелось спросить: - В какого Бога вы верите? Почему в деревне нигде нет языческих божков или хотя бы ритуальных рисунков? В чем загадка  вашего народа, неразгаданная цивилизацией?

И тут старик, не отрывая глаз от танцующих соплеменников, начал говорить  сам:

IMG_3462 (2)

IMG_3467

- Понимаешь, музунгу, божественную силу Вселенной нельзя заключить в какие бы ни было материальные границы. Наши народы испокон веков верили Духу Леса, верят ему и до сих пор.   Он никогда не требовал от нас никаких жертвоприношений за свое покровительство. Истинное величие никогда не опуститься до высокомерия, до лживых обещаний, до предательства или до низких поступков. Когда мы ушли из леса, Дух не отвернулся от нас, как и мы не отвернулись от него. Он по-прежнему учит нас самих делать каждый свой день удачным и счастливым. Я вижу, что ты, музунгу, давно хотел встретиться с нами. Я знаю, у вас говорят, что место встречи изменить нельзя. Но разве ты не знаешь, что если людям суждена встреча, то они обязательно встретятся?  Место встречи, пожалуй,  действительно изменить нельзя.  Мало того, возможно, что и время встречи тоже изменить  невозможно. Кого суждено встретить – встретишь, с кем суждено распрощаться – хоть приковывай к себе,  распрощаешься. Потому что, если кто и верит в случайность, тот просто еще не знает, что Случай – это один из псевдонимов Создателя. И, скорее всего, создавая мир, он сделал его слишком умным,  слишком продуманным и упорядоченным, чтобы допустить какие-то случайные события.

 Я молчал, пытаясь осознать услышанное мною. А старик продолжал говорить, не глядя на меня:

- Когда мы вышли из леса и стали жить рядом с другими племенами, многие перестали считать нас полулюдьми – полуобезьянами. Ведь еще не так давно были случаи, когда на нас в прямом смысле слова охотились, как на антилоп и.., - старик сделал паузу, - ...и ели. Причем охотники не считали себя каннибалами. Сейчас пигмеи стали немного дольше жить: кто-то уже доживает и до 40 лет, а еще три десятилетия назад все умирали не дожив до 25. Так природа распорядилась...

Не выдержав шокирующих подробностей, я спросил у старика, которому на вид было ну никак не меньше 60:

- А вам-то самому сколько лет?

Старик впервые за время своего диалога посмотрел на меня и ответил:

- Я самый старый среди них. Мне 37.

Он внимательно смотрел на меня прозрачными, почти бесцветными глазами,  хмуря седые брови: кажется, проверял, верю я ему или нет.

Верилось с трудом. Чтобы хоть как-то сменить тему разговора, я спросил:

- А вы знаете историю про Оте Бенге?

Человек нахмурился пуще прежнего и ответил:

- Мы никогда не припоминаем людям то, что когда-то им уже простили. А теперь иди, музунгу, покажи моим как надо играть на барабане – ты  же умеешь. И потанцуй с девчонками, посмотри, как они смотрят на тебя. Тебе сколько лет, музунгу?

Я честно ответил:

- 52.

-  Молодой еще, - сказал мой собеседник, улыбнулся и исчез в толпе соплеменников.

Мы еще некоторое время побыли среди пигмеев, я показал им несколько барабанных ритмов, мы танцевали у костра и пили травяной чай из консервных банок, приспособленных под кружки. Потом долго прощались. Какой-то мальчишка забрался ко мне на руки, обнял так, как могут обнимать только дети, и с высоты уже моего роста оглядывал собратьев: смотрите, мол, какой я большой!

DSC01196 (2)

В эту ночь мне приснился сон. Охочусь я, как-будто, в каких-то дремучих джунглях  на лесного слона.  Но как бы я ни маскировался, слон, выйдя на поляну, сразу замечает меня, показывает на меня хоботом, смеется и убегает.  И такое «безобразие» происходит не единожды.

Я спрашиваю у пигмеев:

- Почему слон сразу узнает -  где я?

- Потому что большой ты, музунгу, - смеются они в ответ. – Как ни прячешься, то голова из травы видна, то живот из-за деревьев. Хочешь быть таким маленьким, как мы?

- Нет, - не задумываясь ответил я и проснулся.