https://www.traditionrolex.com/8
Водные приключения волжан в Гродненщине. Часть 2-я.

Начало см. ЗДЕСЬ.

Пишет Buzzer (Нижний Новгород)

Итак, пройдя от Гродно 20 километров вниз по Неману, мы направились в Августовский канал.

Тут нас ждало, пожалуй, самое интересное...

38

Августовский канал, построенный в первой четверти XIX века, связывает Вислу с Неманом. За свою историю он успел выполнить и свою изначальную, транспортную функцию, пережил забвение, разрушительные валы войн, а потом - возрождение в новой ипостаси: туристического объекта, заповедника, своеобразного действущего музея гидростроения.

39

Польский участок Августовского канала был реконструирован еще в 60-х годах XX века. Масштабная же реставрация Белорусской части, включающая шлюзы Немново (самый большой, 3-камерный, длина трех камер 43,5 м), Домбровка и Валкушак и две плотины, была проведена в 2004-2006 годах. Предусматривалось максимальное восстановление канала таким, каким он был раньше. Однако полностью в первозданном виде восстановить канал было невозможно: за прошедшие 180 лет уровень воды в Немане упал на два метра, поэтому у изначально трехкамерного судоходного шлюза «Немново» появилась четвертая камера. Кроме того, Неман изменил русло, поэтому канал стал длиннее на 1,8 километров. Пришлось копать новое русло по старице.

40

41

Спустя несколько минут впереди показались сооружения шлюза Немново.

42

Три его камеры - "исторические", а четвёртая (бетонные сооружения которой видны на этом снимке) - современная, сооруженная для компенсации двухсотлетнего изменения уровня Немана...

43

"50 сантиметров на короле! Пройдёте?" - "Пройдём!"...
Значит, "дополнительный" шлюз задействовать не будут - воды достаточно, чтобы сразу зайти в первую "историческую" камеру.

44

Лишь на минуту задерживаемся здесь - пока откроются ворота...

45

И вот - первое же удивительное впечатление:
Деревянные ворота шлюза, конструкция которых была разработана две сотни лет назад, открываются вручную!

46

47

Двинулись в камеру... Можно поближе рассмотреть ворота...

48

Облицовка камер при реставрации восстановлена тоже по оригинальным технологиям XIX века...

49

За воротами перед нами - некислый столб воды...

50  

В нижней части ворот предусмотерны клапаны - заслонки, которые открываются с помошью винтового механизма.
Это, на снимке - лишь "нормальная проектная утечка" через закрытые заслонки!

51

Но вот - нижние ворота закрыли за нами и... Началось!

52

Вода из открытой заслонки вырывается с грохотом, многократно усиливаемым каменными стенами шлюза. Водяная пыль повисает в воздухе... Кажется, будто сейчас этот вал накроет и наш маленький теплоходик!

53

И тут открывается вторая заслонка!

54

Чтобы теплоход, влекомый напором воды, не ударил нижние ворота, нужно удерживать его, искусно выбирая швартов...

55

Шлюзование происходит быстро. Буквально пара минут - и камера уже заполнена.

56

Ворота открываются...
Эх, вот он, древнейший механизм - рычаг! :-D

57-1

И впереди - вторая камера! :-)

58

"Детали машин" :-)
Вся конструкция гениально проста - но действует безотказно!

59

Гранитные блоки - исторические, оригинальные. А кирпичная кладка - новодел, хоть и с соблюдением старинной технологии.

60

61

Уже виден разводной мост, нависающей над последней, третьей камерой. Но туда ещё надо добраться!

62

Швартовая цепь "вылавливается" багром :-)

63

Поехали!

64

Грохочущий вал, бьющий буквально в паре метров от тебя, запах воды, вихрь брызг...

65

Чувствуется в этом какая-то первобытная природная сила.

66

Подход к шлюзу открытый - с берега за нашим подъёмом с интересом наблюдает немало народа.

67

Ещё одна "ступенька" пройдена - вновь открываются перед нами ворота.

68

Налегаай! :-)

69

Разводной мостик над последней камерой. Механизм его привода - тоже ручной!

70

Вот, кстати, хорошо видно, что такое "король шлюза" -
вон тот каменный "порог" перед воротами, в который они упираются своей нижней частью.

71

Наверняка вышел классный кадр! :-)

72

Открыта одна заслонка...
Видна разница между "утечками" и "рабочим" потоком :-D

73

Ну а теперь - на полную!

74

Самое время оглянуться назад...

75

Вот она, пройденная нами водная "лестница":

76

Ну что же, а теперь - вперёд!

77

Распахиваются последние ворота шлюза Нёмново...

78

Идём по каналу дальше!

***

Из комментов к посту.

maor22: Здорово! Там хорошо наглядно демонстрировать работу шлюза - все просто и понятно.

bu33er: Да, есть какие-то ощущения, похожие на впечатленя от узкоколейных железных дорог - всё маленькое, почи игрушечное, но зато наглядна и ясна вся сложная система в целом...

k_alexander_b: Здорово. Надо будет сделать пост про Староладожский канал. Там похожая система шлюзов, только перепад гораздо меньше и он заброшен, но кое какие конструкции остались.

russos: Охренеть, спасибо. Слушай, а вот те люди, которые рычаги двигают - это все работники шлюза? Сколько из там же?

bu33er: Основных работников там, судя по всему, человек 6, включая начальника-шлюзмастера. На Белорусской территории шлюзов всего три, и между ними есть хорошая автомобильная дорога. Поэтому сделано очень просто - одна и та же бригшада "работает" на всех шлюзах, перемещаясь между ними быстрее прогулочного теплохода на микроавтобусе.
Кончено, постоянно они у шлюза не дежурят - ибо прогулочный "трафик" мизерный и заранее согласованный.
Но, как я заметил, туристы и зеваки у шлюзов всегда рады "впрячься" в рычаг и помочь открыть ворота :-D

golub: Миша, дельно! Читать чуть ли не настолько же интересно, как видеть вживую, тем более что ты делишься аспектами, о которых я сам не знал заранее :) Насчет утечек: так-таки они "плановые и проектные"? Выглядят как вполне себе неплановые :)

bu33er: Ну, это вполне нормальные для такой конструкции утечки. Было бы странно ожидать от деревянных ворот без всякого уплотнения полной герметичности!

https://www.traditionrolex.com/8