https://www.traditionrolex.com/8
<p><span style="line-height: 20.7999992370605px;">Вопрос о роли личности в истории волновал людей во все века и на всех уровнях. Вопрос о личностях в туризме также не раз дебатировался, потому что личности эти, безусловно, есть, и их влияние на ход развития туристической отрасли неоспоримо. К сожалению, из-за бурно текущей жизни, из-за вечной занятости или по другим причинам мы не так часто обращаемся к бесценному опыту тех, кто в буквальном смысле этого слова стоял у истоков отечественного туризма. Именно к таким людям относится Инесса Иосифовна Игнатьева, руководившая на протяжении долгих лет отделом, а затем и Управлением путешествий и экскурсий Белсовета по туризму и экскурсиям. Ее стаж работы в туризме насчитывает почти четыре десятка лет. Удивительно, но это факт – с годами эта красивая женщина практически не меняется. В связи с этим она шутит, что это туризм действует таким омолаживающим образом. Поводом для встречи послужил предстоящий юбилей. Какой? Это Инесса Иосифовна, как истинная женщина, попросила оставить в тайне.</span></p>

– Инесса Иосифовна, вы при­шли в туризм совсем молодой. Чем в свое время вас привлекла туристическая отрасль? Что вы о ней знали?

– Я работала главным инспектором в комитете по проф­техобразованию. Вела там воспитательную работу, спорт и туризм. Туризм, правда, был самодеятельным. Я организовывала и курировала различные походы в республике, в областях. Тогда было очень много профтехучилищ, и в каждом училище были занятия туризмом.

– То есть какое-то представление о туризме было?

– Именно какое-то. Когда я пришла в Белсовет по туризму и меня назначили заведующей, оказалось, что отдела никакого нет – всего один человек. Немножко поработала и поняла, что попала в ад. Не было ничего, кроме самодеятельного туризма. Как раз практически сразу после моего прихода в горах под лавиной погибла группа из девяти человек известного барда и туриста Арика Круппа. Это случилось 25 марта 1971 года во время похода в Восточных Саянах. Для меня это было самое страшное потрясение за все годы работы. Так случилось, что я оказалась в эпицентре всех событий – сидела на работе до 12 ночи, координировала действия всех служб.

И после этого случая я для себя решила однозначно: самодеятельным туризмом не буду заниматься никогда, это не мое. И стала разбираться, что такое плановый туризм, экскурсии и что с этим делать. И так постепенно вникала. Уже было Минское бюро путешествий и экскурсий, где работали такие специалисты высокого класса, как Софья Цецохо, Тамара Биндель, Тамара Лемеш, был методический кабинет. Всему я старалась научиться сама, в том числе и методике проведения экскурсий, не прибегая к посторонней помощи: я ведь не могла признаться, что работаю в Белсовете по туризму и ничего не знаю! Я поняла, что это очень интересно, и сама поехала на экскурсии, стала изучать историю Беларуси, чтобы углубить свои познания об объектах. Но работы было столько, что на полноценную экскурсию времени никогда не хватало, поэтому я доезжала до какого-нибудь объекта – и бежала на работу. А полностью прослушала обзорную по городу в «исполнении» Анатолия Вараввы спустя 10 лет!

Мы сами сначала изучили экскурсионные возможности и определили, что можно в Беларуси показать туристам. И начали открывать бюро путешествий и экскурсий в областях. Когда я уходила из «Беларустуриста», их уже насчитывалось 33. И эта работа нам тогда очень легко давалась. Прежде всего, ощущалась поддержка правительства. В мае 1969 г. ЦК КПСС, Совет Министров СССР, ВЦСПС приняли постановление «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране». Месяц спустя ЦК КПБ, Совет Министров БССР и Белсовпроф издали положение «О путях дальнейшего развития и укрепления материальной базы туризма, улучшения качества туристско-экскурсионной работы», которое фактически дублировало союзное. В нем содержались указания всем структурам, связанным с туризмом: транспортникам, общепиту, торговле, гостинично-коммунальному хозяйству. Поэтому мы создавали бюро путешествий и экскурсий не на пустом месте. Приезжали в города, направлялись в райком или горком партии, а там все с большим энтузиазмом шли нам навстречу, и количество бюро росло. Первые десять лет мы активно занимались въездным и внутренним туризмом и очень многого достигли. Вдумайтесь: в 1980 году количество участников экскурсий достигло в Беларуси 6,8 млн человек! Мы наладили прекрасные отношения со всеми ведомствами, поэтому имели в своем арсенале и транспорт, в том числе железнодорожные составы, теплоходы и самолеты, и гостиницы, в том числе 9 собственных, и арендованные базы. Если наша группа где-нибудь застревала, то нам помогала вся страна. Сегодня все эти связи ослаблены.

Через какое-то время в отделе сформировался хороший коллектив, где каждый был на своем месте и отвечал за свой участок работы.

– В то время туризм по праву называли занятием миллионов. Сегодня эти числа ужались до сотен тысяч…

– Сегодняшний туризм, а я внимательно слежу за всеми происходящими в отрасли процессами, просто ставит перед собой другие цели и задачи. Я поработала и в государственном туризме, и в коммерческом. Это небо и земля! Мы были заинтересованы в том, чтобы как можно больше людей приезжало в Беларусь и как можно больше людей путешествовало по стране. Мы заботились, пусть это звучит пафосно, об интересах страны, а не о том, как набить собственный карман. За годы существования система Белсовета по туризму за счет средств экскурсионных организаций, без инвестиций и дотаций построила десяток гостиниц, девять баз, автопредприятие… Прошло двадцать лет после перестройки – и что? В республике не построено практически ничего нового за счет турфирм. То есть инфраструктура туризма по большому счету не прирастала материальной базой. Это говорит о том, что средства, которые дает туризм, не приносят пользу ни самому туризму, ни государству. Почему сегодня не организуются туристические поезда? Потому что это очень тяжелый труд. А большинство современных турфирм гонятся за более легкими деньгами. Поэтому мне было проще работать в государственной организации, чем в коммерческой турфирме. Мы занимались тем же, но я не испытывала при этом морального удовлетворения.

– Когда открылся «железный занавес», Беларусь перестала быть привлекательной для жителей соседних республик. Наша страна была для них «Европой». Но потом появилась возможность увидеть настоящую Европу…

– Нет, совсем не из-за этого они перестали к нам приезжать, а из-за того, что некому было эти поездки организовывать. Потребность как раз есть! Если бы существовала серьезная государственная фирма и она бы решала те вопросы, которые когда-то решали мы, то все было бы по-другому. Я в этом убеждена!

– Но ведь тогда и у наших соотечественников произошло переформатирование сознания – захотелось за границу!

– И это естественное желание. Тогда туристические предприятия просто подстроились под потребности людей. Первый опыт такой работы мы приобрели еще в «Беларустуристе». Мы действительно отправляли за рубеж множество групп, и я горжусь, что мы первыми «открыли» Польшу для массового туризма, первыми отправили группы в Париж, целыми самолетами отправляли туристов в Китай и Египет, попробовали съездить в Монголию. А как замечательно складывалось наше сотрудничество с Югославией! Свои сложности были и здесь, но мы старались их как-то обойти. Поэтому первые группы в Польшу мы отправляли на основе безвалютного обмена – очень оригинальный способ работы. Но все-таки эти сложности были не такие, какие возникают при организации приема.

Меня радует сегодня, что поездки за рубеж как бы утратили свой пик популярности и белорусы снова стали путешествовать по своей стране.

– Но сейчас многие говорят, что Беларусь никто нигде не знает, что наша страна – черное или белое пятно на карте…

– О Беларуси и раньше не знали. Приведу такой пример. Приехала я с делегацией во Францию и попала в Министерство туризма. Мне повесили карту и попросили рассказать о своей стране. Я с таким вдохновением рассказывала, стихи на белорусском языке читала, показывала на карте… В конце они мне поаплодировали и говорят: «О! Брест-Литовск!» И больше ничего не поняли!

– Инесса Иосифовна, вы наверняка слышали о тех трудностях, которые сегодня переживает российский турбизнес…

– Разумеется, я слежу за этими событиями. Считаю, что это настоящее преступление! И эти преступления совершают как раз те, кто считает, что туризм – это легко, это простой способ заработать деньги. И мало кто думает, что нужно нести ответственность за туриста – отвезти, поселить, накормить, показать, привезти обратно, застраховать… Стараются как можно меньше за все заплатить. В этой связи я думаю, что отмена у нас лицензирования турфирм – это большая ошибка. Этого нельзя было делать. Создавать турфирмы должны грамотные и очень ответственные люди. Вот у нас в доме живет юноша – фирму открыл, потом закрыл, потом снова открыл. А теперь и вовсе куда-то сбежал. Турфирмы – это в хорошем смысле слова идеологические организации. Они должны еще думать и об имидже страны!

– У вас за время работы в туризме, наверное, скопилось бесчисленное количество наград…

– Целый чемодан! Одна из наиболее памятных – это правительственная медаль «За трудовую доблесть». Есть грамота Верховного Совета БССР, дипломы и медали, благодарности и прочие знаки отличия, в том числе и союзные – Центрального совета по туризму, ВЦСПС, которые даже перечислить невозможно. Есть даже грамота за обслуживание туристов на Олимпиаде-80. Когда составлялись списки на различные поощрения, меня всегда в эти списки включали. И еще одна очень приятная награда – Министерства спорта и туризма, врученная на церемонии подведения итогов конкурса «Познай Беларусь» 25 ноября 2004 года, специальная грамота «За высокий профессионализм и личный вклад в развитие белорусского туризма». Вместе с тем хочу подчеркнуть: награды, знаки отличия – все это было хорошо, но в то время мы работали не ради премий и наград. Как говорят, не за страх, а за совесть. Сегодня многим покажется, что здесь я лукавлю, но это чистая правда.

– Инесса Иосифовна, а припомните какой-нибудь самый запоминающийся момент в вашей туристической биографии.

– Честно говоря, самые радостные моменты были тогда, когда мы что-то новое открывали. Например, стали отправлять турпоезда. Начинали с одного-двух – потом их стало 240 в год. Открывали бюро путешествий. Организовывали авиапутешествия «Дружба». Все это яркие воспоминания! А ежегодные международные конференции! А наши слеты! А зарубежные страны! Мне очень понравились Израиль и Греция. Мы поддерживали теплые дружеские отношения с Литвой. Не было простых дней – каждый день что-то происходило! А когда я уже работала в коммерческом туризме, то был такой случай: мы организовывали чартер в Китай, а «Белавиа» нам не дала самолет. И я прямиком отправилась в правительство. Произнесла пламенную речь, что в Пекин наша авиация возит литовцев, а собственную турфирму обделяет. И нам самолет выделили. Но с первым рейсом отправили и меня. Прилетели в Иркутск на дозаправку, а оказалось, что цены на топливо взлетели в два раза. И нам хватит только на полет в Пекин. Я пришла, стала рыдать и убеждать всех, что нам никто не сообщил об изменении цен. И нас все-таки заправили по старой цене. Вот таким для меня был туризм!

– Спасибо за беседу!

 

Редакция «ТиО» поздравляет Инессу Иосифовну Игнатьеву с юбилеем и желает долгих лет жизни, бодрости и оптимизма!

https://www.traditionrolex.com/8