В цейтноте. Готов ли гостиничный бизнес к ЧМ-2014?

17.11.2013 - Новости

В цейтноте. Готов ли гостиничный бизнес к ЧМ-2014?

Возможно скоро в Минске откроют сразу два отеля под брэндом Hilton, а вот обычных 3-звездочных отелей массово строить не планируется, сообщает "Дело".

Предстоящий чемпионат мира по хоккею открывает перед белорусским гостиничным бизнесом впечатляющие возможности. Вопрос в том, смогут ли отельеры их использовать?

До самого крупного спортивного мероприятия, которое когда-либо проходило в суверенной  Беларуси, остается уже менее семи месяцев.  Главное отличие чемпионата мира по хоккею, который состоится в мае 2014 года в Минске, от других соревнований, когда-либо проходивших в Беларуси, в том, что кроме команд-участниц, организаторов и судейского корпуса в страну приедет более 30 тыс. болельщиков. Среди них совершенно точно будут топ-менеджеры и владельцы крупных международных компаний. То есть, турнир даст белорусскому бизнесу возможность продемонстрировать не только свои возможности, но и заручиться полезными международными контактами.

Пока же подготовка инфраструктуры и, в первую очередь, гостиниц для предстоящего турнира вызывает ряд серьезных вопросов.

РАДУЖНЫЕ ПЛАНЫ

О том, что нехватка гостиниц – один их главных недостатков белорусской туристической сферы, известно давно. Если в Европе средняя обеспеченность гостиницами составляет около 30 мест на тысячу жителей, то в Беларуси этот показатель составляет всего 2,4 места.  При этом большинство местных гостиниц построено еще в 80-е годы прошлого века и, как следствие, они имеют 70-80% износа. Изменить ситуацию власти задумали к 2014 году: к этому времени запланировано построить и ввести в строй 12-17 гостиниц, а также увеличить гостиничный фонд почти в четыре раза — с 5,6 тыс. до 20 тыс. мест.

В теории все выглядит достаточно красиво: 28 гостиниц, которые уже существуют в Минске - отремонтируют, а где необходимо - и отреставрируют. К ним прибавятся еще почти два десятка новых отелей, часть из которых принадлежит крупным мировым сетям. Стоит отметить, что работа в этом направлении уже идет. Так, еще в 2012 году в центре Минска после реконструкции открылась трехзвездочная гостиница «Гарни». В мае 2013-го Александр Лукашенко перерезал ленточку в пятизвездочном «Президент-отеле», финансирование реконструкции которого осуществлялось за счет кредита турецкого «Тюрк Эксимбанка» и «Беларусбанка». Полным ходом идет строительство отелей крупных международных гостиничных сетей: пятизвездочный отель «Кемпински» на 200 номеров на проспекте Независимости и гостиница такого же класса «Хилтон» на проспекте Победителей. Это говорит о том, что мировые игроки постепенно приходят на белорусский рынок, позитивно оценивая его потенциал.

Тем не менее, при более детальном рассмотрении картина кажется не такой радужной. В выбранной стратегии развития гостиничного сектора белорусской столицы, а также в том, как она осуществляется, есть как минимум несколько слабых мест.

МЕНЬШЕ, ЧЕМ ХОТЕЛОСЬ

Непосредственно к самому чемпионату Мингорисполком планирует ввести в строй лишь 11 отелей. Городские власти отказались от реализации 7-ми инвестпроектов в сфере гостиничного обслуживания, так как инвесторы не полностью выполняли условия соглашений. Все остальные отели, в том числе и принадлежащие известным мировым брэндам, либо только начали строиться, либо еще находятся в стадии проектирования. Это значит, что весь новый гостиничный фонд сможет принять около 3 тыс. постояльцев, в то время как в мае мест для проживания потребуется гораздо больше. Если оценить картину в целом, то Минск вполне может испытать дефицит гостиниц во время ЧМ-2014.

По мнению заместителя директора туристической компании «Туссон Вояж» Руслана Сегенюка, наиболее острый дефицит наблюдается в сегменте отелей среднего класса.

«Проблема нехватки мест остается. И на данный момент на рынке еще не появилось чего-то такого, что бы изменило ситуацию. Да, ввели несколько отелей, но пока это не то количество мест, которое необходимо. Но главное - сегодня в Минске существует недостаток трехзвездочных отелей. Именно такие гостиницы могли бы быть востребованы как в ходе чемпионата, так и после его окончания. Сегодня, например, найти номер в Crowne Plaza или «Президент-отеле» легче, чем в трехзвездочной гостинице. Как следствие, цены в гостиницах среднего класса завышены. И даже если мы посмотрим на планы по строительству, то увидим, что таких гостиниц планируется построить немного, в отличие, например, от пятизвездочных», - считает он.

У отелей, которые все-таки успеют сдать вовремя, – свои проблемы: фактически не останется времени, чтобы подготовить персонал, отладить работу всех служб, маркетинга и т. д. Поэтому вполне возможно, что часть отелей окажется в полусобранном состоянии. А это может повлиять на имидж всего белорусского гостиничного бизнеса в глазах туристов.

А вот что говорит директор Национального агентства по туризму Вячеслав Чернов:

«Сегодня наши гостиницы недостаточно работают над продвижением своих услуг. Это касается и различных выставок, как в Беларуси, так и за рубежом, и участия в тех мероприятиях, которые мы проводим для улучшения привлекательности нашей страны для туристов. Простой пример: когда мы хотели разметить имиджевый ролик о Беларуси на канале Euronews, который стоит от $500 тыс. до 1 млн., то отели не захотели участвовать в этом проекте, хотя в результате они от этого имели бы "профит". То есть, сегодня из-за невысокой конкуренции на рынке наши гостиницы заполняются на 80%.  А это очень хороший показатель. Вот менеджеры отелей и считают, что им не нужно никакой рекламы - они и так чувствуют себя комфортно. И я надеюсь, что после того как появятся новые гостиницы и вырастет конкуренция - ситуация изменится».

Небольшая активность наблюдается и на рынке хостелов. Во многом это связано с намерениями властей задействовать на время чемпионата 12 общежитий, из которых 7 входят в комплекс «Студенческая деревня». Согласно озвученным планам, цены на проживание в таких импровизированных «отелях» будут сопоставимы с хостелами, поэтому многие бизнесмены, которые ранее планировали вложить деньги в развитие сетей хостелов, отказались от своих планов.

В то же время, если большинство запланированных гостиниц все-таки будет построено, на рынке может образоваться определенный перебор отелей самого высокого класса, часть из которых вполне может оказаться невостребованной.

«Многое зависит от цен. По нашим данным, поток бизнес - и спортивных туристов в Беларусь увеличился за последние годы и, скорее всего, будет продолжать увеличиваться. Но даже, несмотря на это, есть угроза, что значительная часть номерного фонда пятизвездочных отелей будет простаивать. И эту проблему можно будет решить только путем снижения стоимости проживания», - говорит Руслан Сегенюк.

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

При всех существующих проблемах не стоит забывать и о тех возможностях, которые дает гостиничному бизнесу предстоящий чемпионат. Национальное агентство по туризму не так давно озвучило итоги маркетингового исследования, проведенного частной независимой исследовательской компанией «ГЕВС». В ходе него было опрошено 1070 иностранцев, посетивших Беларусь в прошлом году. Результат показал: в среднем турист из Европы оставляет в Беларуси — $1 тыс., из России — $505. Причем значительная часть этих средств тратится на питание и проживание. Поэтому сегодня основные игроки на гостиничном рынке заняты расширением ассортимента предоставляемых услуг, а также улучшением условий проживания в целом.

Например, в пятизвездочном отеле Crowne Plaza Minsk в ходе подготовки к чемпионату мира запущен в эксплуатацию дополнительный корпус с 36 номерами. Таким образом, номерной фонд отеля составил 151 номер.  Также была произведена замена старых матрасов на новые и более комфортабельные, в гостевых номерах заменили шторы, а в коридорах и залах отеля началась работа по замене ковровых покрытий и большей части мебели для проведения конференций, банкетов и деловых переговоров.

 Генеральный менеджер отеля Crowne Plaza Minsk Гюрсел Карадениз комментирует:

«Претерпела существенные изменения и программа лояльности отеля: теперь гостям легче достигнуть высокого клубного статуса, а специальные подарки отеля распространяются от бесплатных закусок и напитков в баре до бесплатных ночей в любой сезон. Открыта дополнительная зона регистрации для участников программы IHG® RewardsClub и VIP-гостей с целью ускорения процесса регистрации.
В активной фазе находится специальная  программа для тренировки персонала «Onestepahead»,  направленная на повышение уровня компетентности сотрудников, развитие навыков эффективного взаимодействия с гостями,  умения оперативно, адекватно и эффективно реагировать на нестандартные просьбы гостя. Активно решается проблема с парковочными местами: совместно с Министерством спорта и туризма была организована парковочная площадка рядом с отелем. Также значительно изменился и облик нашего итальянского ресторана Dolce Vita
».

В ЦЕЙТНОТЕ

Таким образом, анализируя ситуацию на белорусском рынке гостиничных услуг, многие эксперты отмечают, что актуальная в течение долгих лет проблема нехватки мест по-прежнему не решена. В то же время в планах по строительству новых отелей существует определенный дисбаланс, который может вызвать перенасыщение рынка дорогими пятизвездочными отелями при недостатке гостиниц уровня трех звезд. За исключением отдельных игроков, белорусский гостиничный бизнес неохотно реализует маркетинговую стратегию, ориентированную на хоккейных болельщиков, которые приедут в Беларусь в мае, и туристов вообще. То есть, белорусскому бизнесу предстоит серьезно активизировать работу, чтобы извлечь из предстоящего спортивного форума максимальную выгоду.

Павел Петько

Рубрики: Гостиницы

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах