Алексей Орлов — геолог по образованию, исследователь пресной и морской воды, велопутешественник, проехавший более 20 тыс. км, среди его маршрутов - озеро Байкал, Белое и Черное моря. Как он сам замечает, 27 августа 2007 года в Оренбурге официально стал велопутешественником.
До этого он странствовал по городам около 20 лет. За это время посетил Уфу, Челябинск, Тюмень, Кемерово, Иркутск, Улан-Удэ, Читу, Санкт-Петербург. Самое длительное по времени путешествие составило один год. Это был путь к озеру Байкал. «После трех суток в дороге только начинаешь путешествовать», — считает Орлов.
Путешествует он с родниковой водой и посещает места рождения известных поэтов, писателей, людей, которые внесли большой вклад в развитие культуры и общества. В прошлом году проехал 5 тыс. км, побывал на родине Константина Носилова в Шадринске, посетил музей Василия Чапаева в Чебоксарах. В Беларуси же Алексей познакомился с родиной Янки Купалы, Вязынкой.
Его цель — объехать всю Россию и страны бывшего Советского Союза, укрепить дружбу между ними. Встретиться с Алексеем мне удалось на вокзале, в этот день он уезжал в Оршу. Мужчина с густой бородой, велосипедом и упакованным велобагажником сразу обращает на себя внимание.
Знакомство с Беларусью и цель поездки в Минске
Велопутешественник посещает Беларусь уже в третий раз. Первая встреча Алексея с нашей страной произошла в 1998 году. Вторая поездка в 2013 году ему запомнилась тем, что проехал на велосипеде по Беларуси неделю.
Было приятно, и осталось много впечатлений. Конечно, когда я ехал с Белого моря, было другое отношение, другая энергия. Сейчас, когда я проехал 20 000 км, я ощущаю разницу в людях. За два года Беларусь сильно изменилась в худшую сторону. Население стало более агрессивным. Если народ чувствует себя агрессивным — значит, у него что-то плохо.
— Почему для путешествия вы выбрали именно велосипед?
— Это скорее философия жизни, чем средство передвижения. Это как раньше были странники, ходили с котомками, а велосипед — это более современный вид странничества. Для того чтобы автономно путешествовать и иметь все самое необходимое — много средств не надо. Необходимо снаряжение, да была б идея — деньги на пропитание в дороге не надо. Если ты идешь с идеей, то всегда встретятся единомышленники, которые тебе помогут. Важно прислушиваться к себе, к своему внутреннему голосу.
Вспоминает один случай:
Как то раз заехал в магазин перед закрытием газовый баллончик купить, хозяин магазина увидел меня и говорит : «Елки-палки, я мимо тебя по трассе ехал. Я столько лет мечтаю на велосипеде путешествовать. А ты вот за меня делаешь то, о чем я мечтаю. Зачем мне деньги твои, бесплатно бери — это подарок».
Такие люди, которые об этом мечтают, но не могут этого делать, они радостные вообще. У него мечта есть, но реализовать нет возможности. Вот так и встречаются единомышленники.
Следует заметить, что Алексей путешествует на обычном «Стелсе», у которого в системе переключатели начального уровня. А для многих в качестве условия путешествия нужен более комфортный транспорт. Напрашивается вывод, что не важна техника, имеют значение намерения.
– По какому принципу выбираете свой маршрут путешествия?
– Свою идею сформировал, вкратце написал, для чего ты едешь, – и в путь. Главное – находиться в нужный момент в нужной точке. Дорога сама выстроится; если видна хотя бы часть пути, и ты по ней идешь — затем открывается следующая.
– Может, столкнулись в Минске с техническими сложностями передвижения?
– В вашей столице передвижение хорошо устроено. А вот есть другие областные города, там есть нерешенные проблемы. В столице они решаются, а там нет. Сейчас надо решать на мелких уровнях. У нас Москва, а у вас Минск сейчас на себя все тянут. Есть другие города, более мелкие, они тоже должны развиваться. Хорошо, когда везде порядок, не только в столице.
— Сколько километров в день вы проезжаете?
— Могу проехать как 10, так и 100 км.
(Среди двойников Сталина и Ленина Алексея считали русским Марксом)
— Знаю, что у вас есть задумка сделать фотовыставку, расскажите о ней подробнее...
— Фотовыставка в принципе уже прошла в Шадринске Курганской области, потом была в Уфе, в старой Ладоге Ленинградской области, были организованы в школе встречи для детей. В будущем, конечно же, будут фотовыставки в рамках международной велоэкспедиции.
— Планы на будущее?
— Собираюсь в следующем году организовать международный велопоход — Казахстан—Россия—Беларусь. Все-таки это содружество трех независимых государств, и такие походы должны согласовываться, должна быть поддержка. Хочется, чтобы эти страны стали более дружными, чтоб молодые люди трех стран объединялась. Молодежь должна в первую очередь испытывать любовь к Родине, а не любовь к деньгам. Также для того, чтоб радостно жить, не нужно искать никаких отрицательных увлечений – алкоголя, наркотиков, не нужно сигарет.
Будущий поход один не буду делать, только с семейными парами. Как одиночка в путешествии себя уже исчерпал.
Таким было мое знакомство с этим удивительным человеком. Своим примером Алексей показывает, что путешествия доступны каждому. Для него совсем необязательно иметь большую сумму денег в кармане или самый лучший вид транспорта, а достаточно всего лишь намерения реализовать свою цель, и нужный путь всегда откроется. «Дорога сама выстроится; если видна хотя бы часть пути, и ты по ней идешь — затем открывается следующая». Его философия и любовь к жизни вдохновляют, заставляют двигаться вперед.
Алексей держит свой путь домой, в Миасс (Челябинская область, Россия).