https://www.traditionrolex.com/8
<p><span style="line-height: 20.7999992370605px;">Отельный бизнес – тема для Беларуси относительно новая. Во многом она появилась благодаря чемпионату мира по хоккею, который обязывал страну иметь отельную инфраструктуру определенных стандартов. Пришлось в срочном порядке, во многих случаях – аврально, подтягиваться к соседним европейским столицам, таким как Вильнюс, Варшава и другим, которые давно предлагают своим гостям как высококлассные отели известных мировых цепочек, так и недорогие гостиницы туристического класса. В любом случае сегодня в Беларуси отельная тема уже звучит, этот бизнес формируется. Но как? И кто эти люди, наши хотельеры, которые определяют лицо белорусской гостиничной индустрии? Сегодня мы поговорим о нескольких собственниках известных отельных объектов в стране.</span></p>

  

Сразу оговоримся, что в наших условиях, безусловно, самыми крупными собственниками гостиничной инфраструктуры являются управление делами президента, профсоюзы и Мингорисполком. Им принадлежат два пятизвездника – «Президент-Отель» и «Европа», два знаковых четырехзвездника – «Минск» и «Виктория» и большое количество других «четверок» и «троек» как в Минске, так и в остальных городах, а также «на природе». То есть можно сказать, что на сегодняшний день «лицо белорусской гостиничной инфраструктуры» во многом определяют господа Шейман, Козик и Ладутько. Остальные владельцы крупной гостиничной собственности, хоть и являются частниками, тоже не далеки от системы. Это в основном отечественные крупные приближенные бизнесмены, дружественные российские капиталисты, в последнее время – представители азиатских и арабских стран. Готово ли государство отпустить процесс «на самотек», то есть сделать гостиничную инфраструктуру более открытой для независимого частного капитала? Ведь здесь речь идет о крупной капитализации и олицетворении «визитной карточки» городской инфраструктуры. Скорее всего, да. Но явный уклон в «восточные» гостиничные инвестиции возник не случайно. Европейский капитал пока не готов вкладывать в Беларусь.

Важно отметить, что, собственно, ситуация с «хотельерами» у нас выглядит достаточно уникально, впрочем, как и все остальное. Так, скажем, к «чистым хотельерам» можно отнести разве что Суди Озкана, владельца «Кроун Плазы». Остальные – в основном пытаются диверсифицировать свой строительный и иной бизнес. В общем, у нас ситуация опять-таки нетипичная: кто строит отель, тот им и владеет.

Остановимся на пятерке знаковых личностей, которые, на наш взгляд, находятся наиболее «на виду».

Юрий Чиж. В туристическом активе владельца «Трайпла» – горнолыжный комплекс «Логойск» с небольшой гостиницей, база отдыха «Сябры», снискавшая славу неплохого загородного места для развлечений, рестораны «Раковский бровар» и «Золотой гребешок». Некоторое время назад в «Сябрах» открыт хороший spa-комплекс. Добавим, что «Сябрами» Чиж владеет на паях со своим компаньоном Дмитрием Алексиным. По некоторым сведениям, «Золотой гребешок» вскоре будет принадлежать известному московскому ресторатору Новикову, который решил открыть свой бизнес в Минске. Также в его планах – устроить ресторан в бывшем магазине «Том Тейлор» на площади Победы. И еще одно питейное заведение Новикова появится в строящемся отеле «Кемпински», который на сегодняшний день является главным отельным активом Юрия Чижа. Сейчас ходят всевозможные пересуды на тему, а действительно ли будет в сооружении, которое воздвигнуто рядом с цирком на месте бывшей электростанции, тот самый пресловутый «Кемпински»? На сегодняшний день, по нашим сведениям, в том здании, которое построил Чиж, действительно будет «Кемпински». Хотя пока не понятно – на условиях франчайзинга или собственно под управлением «Кемпински». Во всяком случае, как рассказывают представители турбизнеса, иностранный управляющий оте­лем приезжает в Минск регулярно, следит за строительством, и уже идет подбор персонала. Впрочем, в наших условиях, как известно, все может резко поменяться. Как предполагается, в строящемся «Кемпински», кроме непосредственно отельных номеров, будут частные апартаменты (этакий арабский вариант гостиничного комплекса), и якобы они уже распродаются по 8 тыс. евро за квадратный метр.

Алексей Ваганов. На наш взгляд, гендиректор ЗАО «Лада  ОМС Холдинг», пожалуй, наиболее амбициозный игрок на гостиничном поле страны. В действующем активе бывшего почетного председателя Республиканского Союза туристических организаций пока лишь скромный апарт-отель «Комфорт» на 135 номеров. Но в планах бизнесмена туристический и гостиничный бизнес занимает ведущее место. Так, в настоящее время Ваганов инвестирует сразу в несколько проектов. Как ожидается, в Минске ему будут принадлежать отели под брендами Novotel и Mercure (управляющая компания – французская гостиничная группа Accor). Кроме того, Ваганов собирается вложить деньги в строительство шести гостиниц Ibis, которые расположатся в регионах Беларуси. Добавим, что бизнесмен инвестирует в строительство отелей не только в нашей стране, но и за рубежом, в частности на Маврикии и в Татарстане.

Суди Озкан. Турецкому миллиардеру, владельцу сети отелей и казино «Принцесс Отель» в Минске сегодня принадлежит известный отель «Кроун Плаза», который в свое время был первым «брендовым» отелем в белорусской столице.

Также Суди Озкан выкупил здание полиграфического комбината на площади Якуба Коласа и собирается преобразить его в пятизвездочный о­тель «Хилтон». По условиям контракта исторический облик здания будет сохранен, на строительство отведено полтора года. Еще один «Хилтон» в скором времени появится на проспекте Победителей. Четырехзвездочный Double Tree by Hilton на месте бывшего университетского общежития уже достраивается и принадлежит также известному предпринимателю, директору СООО «Галерея Концепт» Владимиру Хейфецу.

Павел Топузидис. Как утверждают осведомленные источники, выкупленных площадок под строительство отелей у Топузидиса больше, чем у Чижа. Впрочем, говорят, что бизнесмен в настоящее время несколько охладел к гостиничному бизнесу из-за не весьма удачной концепции гостинично-развлекательного комплекса «Робинсон клаб», владельцем которого он является. В комплекс входит отель на 50 номеров и два ресторана. Подобную клубную гостиницу Топузидис собирался возвести в самой популярной курортной зоне Беларуси – на Нарочи. А также в дальнейшем распространить схему на другие регионы Беларуси. Но гостиничный бизнес оказался не таким простым для владельца сети гипермаркетов «Корона». В настоящее время все гостиничные проекты «табачного короля» заморожены.

Михаил Гуцериев. Российский бизнесмен весьма в сжатые сроки, специально к чемпионату мира по хоккею, возвел в Минске вторую после «Кроун Плазы» «цепочную» гостиницу – Renaissance 4*, принадлежащую одному из шести крупнейших мировых гостиничных брендов – Marriott International. Отметим, что Михаил Гуцериев является владельцем компаний «Русснефть» и «Русский уголь», по версии «Форбс», входит в список 20 крупнейших бизнесменов России, имеет активы в российском гостиничном бизнесе – гостиницы «Националь», «Петровский пассаж» и «Смоленский пассаж».

К вышесказанному добавим, что общей, независимой от персоналии собственника, самой главной проблемой для всех недавно выстроенных, а также в настоящий момент возводящихся гостиниц в Беларуси является проблема профессиональных кадров. Явный недостаток соответствующих сотрудников пытаются компенсировать за счет специалистов других отраслей (например, авиабизнеса), а также в срочном порядке обучая специалистов за рубежом. По слухам, многие собственники готовят в качестве менеджмента брендовых гостиниц своих детей, которые прошли подготовку в зарубежных учебных заведениях, в том числе швейцарских гостиничных институтах. Что ж, не самое плохое вложение капиталов. Несмотря на всю «непохожесть» белорусского туризма на аналогичные отрасли сопредельных стран, гостиничный рынок у нас хоть и медленно, но также открывается для мировых брендов и международных стандартов. А без этих стандартов рассчитывать на приток зарубежных туристов было бы бесполезно.

https://www.traditionrolex.com/8