https://www.traditionrolex.com/8
<p><span style="line-height: 20.7999992370605px;">Всего в каких-то 4 часах езды, на полпути из Минска в Ригу, если ехать поездом или автобусом, – город Даугавпилс. Вы его уже посетили?</span></p>

В следующем году исполняется 740 лет с того дня, как на холмистом берегу Двины (Даугавы по-местному) появился замок крестоносцев Динабург. Рядом с ним возник город, который белорусы традиционно называли Двинск, а латыши, на свой манер, – Даугавпилс. Сейчас городище расположено в окрестностях собственно города.

100-тысячный, хотя четверть века назад было на треть больше жителей, многонациональный, милый, уютный, красивый город с интересной историей является вторым по величине и значению в Латвии. Сразу поразило органичное единство большого разнообразия стилей. В самой архитектуре, манере горожан одеваться чувствуется вкус.

Рядом с автовокзалом – центральный парк с аллеей скамеек (дизайнерские, неповторяющиеся – в виде кареты, качелей, кабинки, изогнутой трубы и т.п.) и деревом любви, ледовым дворцом и аттракционами.

В район Гаёкс (уменьшительное от белорусского «гай» – небольшой лиственный лес) – тюрьма, известная под названием «Белый лебедь», построенная в 1863 году. На крыше металлический флигель с белым, переливающим на солнце золотом лебедем. Побеленное здание из красного кирпича общим антуражем смахивает на минскую Володарку.

За железнодорожным полотном – знаменитый даугавпилсский локомотивный завод. Рядом, на ул. 18 Ноября (это день провозглашения независимости Латвийской республики в 1918 году), располагается генеральное консульство Беларуси. В нескольких метрах – автобусная остановка (единственное место за пределами РБ, где довелось увидеть рекламу ЧМ по хоккею 2014). Недалеко и центр гончарного искусства, а на ул. Рижской есть памятник латгальской керамике – четырехугольный столб из оргстекла, заполненный глиняными кувшинчиками.

Главная улица – Рижская, как и положено, пешеходная; она ведет от железнодорожного вокзала к парку у реки. По центру в мостовую вмонтированы светильники, в темное время суток трассирующая подсветка смотрится весьма оригинально.

Вторая тюрьма, Гривская (по имени одноименного пригорода), занимает предмостное укрепление Динабургской крепости на противоположном берегу Даугавы. У нее тоже романтическое неофициальное название, на этот раз за форму на плане, – «Каменный цветок». Возможно, здесь и некая метафорическая связь с гербом города, где на синем фоне изображена зубчатая кирпичная стена серебристого цвета, символизирующая крепость, отделенная извилистой лентой, означающей Двину, от золотистой лилии в верхней части щита. На центральной площади этот герб выложен в виде приподнятой над землей цветочной клумбы, а за Домом Единства, в сквере поэта А. Пумпура, где на месте взорванного при советской власти собора возведена часовня А. Невского и памятный камень в честь невинных жертв коммунистического террора, – фонтан «Девочка с лилией» (мне, правда, обвивающий малышку гигантский бутон с толстым стеблем больше напоминает удава). Вообще, латыши слывут большими любителями цветов, их здесь действительно огромное количество.

Решив заполучить фотографии крепости с другого берега, я пешком отправился через мост. Самым удачным ракурсом показалось место, занятое тюрьмой, выглядевшей абсолютно заброшенной. Делая снимки с тропинки, проходящей у самой ее стены и с двух сторон скрытой густыми, как джунгли, зарослями, я споткнулся и чуть было не упал, зацепившись за что-то. Едва успел подумать: «ничего себе паутина», как рассмотрел шнур сигнальной растяжки и услышал противно запищавшую невдалеке сирену. Выпрямившись, сразу заметил в нескольких шагах перед собой столб с неким грозным предупреждением «STAT!» под изображением головы овчарки с раскрытой пастью и высунутым языком, а чуть далее – сторожевую вышку. Раздавшийся вблизи лай собак не оставлял никаких сомнений – нахождение здесь запрещено, нужно выбираться отсюда, и поскорее. Щекочущий нервы адреналин – дело хорошее, лишние калории несомненно подлежат сжиганию; в общем, не долго думая и даже не успев как следует испугаться, я ретировался… Ну а насчет фотографий – признаюсь, ошибочка вышла, ничего интересного.

На рубеже XIX–ХХ веков на возвышении над участком незадолго до этого проложенной Риго-Орловской железной дороги возведены 4 храма разных конфессий:

– Кафедральный собор Мартина Лютера – неоготическая краснокирпичная евангелическо-лютеранская кирха;

– римско-католический костел Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии – белый барочный двухбашенный;

– старообрядческая моленная Воскресения, Рождества Пресвятой Богородицы и Святителя Николы – розовый большой куб с куполами-луковицами, внутри ощущение огромного и одухотворенного пространства;

– православный кафедральный собор Святых великомучеников благоверных князей Бориса и Глеба – бело-голубое здание с 10 позолоченными большими и малыми луковками доминирует над всем.

Холм, где, мирно соседствуя, в окружении краснокирпичной и деревянной жилой застройки до наших дней сохранились указанные храмы, называют Горой святынь. Веками присущие здешнему люду взаимоуважение и терпимость достойны всяческого восхищения. Интересно, что в конце апреля в городе традиционно проводятся субботники, называются они при этом по-старинному – толока.

Чуть далее – 37-метровая башня-параллелепипед Даугавпилсского дроболитейного завода, действующего уже более века. Наверху – смотровая площадка. После экскурсии качество продукции (свинцовых шариков) можно оценить в тире, но не забывайте, что все-таки истинное предназначение этих застывших металлических капель вовсе не забава, а слезы и страдания людей и животных.

Безусловно, самое интригующее место – находящаяся на окраине полуразрушенная крепость, кстати, по времени постройки и проекту – «сестра» Бобруйской крепости. На плане она представляет собой огромный овал периметром около 1,5 км, с шипами бастионов, окруженный высокими, до 11 метров, зигзагообразными защитными валами, редутами. Перед валом – барьерные ворота, 9-метровой глубины рвы частично заполнены водой. Имеются казематы. Внутри крепости сейчас жилой квартал, правда, многие дома (бывшие офицерские дома и солдатские казармы) в неприглядном состоянии, окна военного училища времен советской оккупации зияют пустотами. Работает несколько музеев. Но вовсю идет реконструкция крепости. Через пару лет, когда закончится ремонт цитадели и близлежащих автодорог и мостов, все, как говорится, будет доведено до ума, Даугавпилс, несомненно, станет одной из интереснейших туристических дестинаций Восточной Европы!

Недалеко от крепости – мини-зоопарк, причем животные имеют просторные вольеры и находятся за стеклянной перегородкой, а не решеткой, чтобы не создавалось ощущение заключения.

В кафейнице «Шоколадня» довелось насладиться бесподобными вишенками в марципане, божественным домашним мороженым, а конфеты «Белая жемчужина» с фисташковым кремом, политым белым шоколадом, отныне снятся мне в самых сладких снах.

Сразу видно, что город не избалован вниманием туристов: многие кафе вечером закрыты, центральные улицы пустынны и безмолвны.

Врожденная сдержанность и даже некая пассивность не способствуют предприимчивости. В конце ХХ века была предпринята отчасти небезуспешная попытка сделать Латвию «восточноевропейской Швейцарией», концентрируясь в экономике на сфере оказания услуг, в т.ч. банковских. Пока же уровень дохода в Латвии составляет лишь треть от среднеевропейского при довольно высоких ценах.

Зато школы и детские сады, благодаря ЕС, всюду отменные, с современным ремонтом, спортивными площадками. Просто загляденье. У нас так выглядят элитные учреждения образования и банки.

Не раз приходилось отвечать на вопрос: у вас там, наверное, все чище, лучше?! Когда я уточнял, откуда такое мнение, нередко слышал: «Ну должно же где-то быть хорошо». Мой патриотизм в таких случаях не переходил разумных границ, а в гостях в глаза мне в первую очередь бросается позитив, что я искренне и с удовольствием всегда и озвучиваю.

Белорусы и латыши всегда были в хороших отношениях. Вспомним, что до возникновения Ливонского ордена и основания Риги латвийские земли были дружественной транзитной территорией, обеспечивающей выход Полоцкого княжества к Балтийскому морю.

Вопреки сознательно распространяемой лжи, Латвия действительно отчий дом для всех исконно живущих здесь, независимо от происхождения, признающих основные принципы независимого государства, геополитическую принадлежность к Европе и западной культуре, уважающих и знающих латышский язык. Проблем с последним никаких нет, можно свободно общаться на любом языке. Даугавпилс вообще преимущественно русскоговорящий. Признаюсь, после крымского изнасилования разума и чести было немного странно видеть размеренно и степенно передвигающихся, рассудительно мыслящих русскоязычных граждан (или неграждан, уж не знаю). Они отлично интегрированы, и в помине нет никакого намека на сколь-нибудь мало-мальские ущемления прав. Сегодня, как и в послереволюционные годы, русские чувствуют себя свободно, достойными людьми, лишь счастливо живя именно за пределами в очередной раз сходящей с ума России. Однако не все так спокойно, как кажется на первый взгляд, поскольку есть силы, разжигающие рознь, нагнетающие межэтническое напряжение и стремящиеся создать раскол в латвийском обществе, что особенно тревожно в свете последних событий. Хоть они и не находят массовой поддержки, поскольку людям, живущим в сытой, лощеной и безопасной Европе, есть что терять, но упорно продолжают баламутить…

Для нацменьшинств никаких препятствий. Вроде даже действуют, явно не очень активно, белорусские организации. А ведь в 1920–1930-е годы в Даугавпилсе была белорусская гимназия, власти на полном серьезе даже опасались сепаратизма, но это все в прошлом, и, как, впрочем, и в Вильнюсе, Белостоке, Смоленске, никаких очевидных следов былого белорусского присутствия не осталось.

Оказалось, налажено много регулярных автобусных рейсов в крупные белорусские города. Отсюда менее часа до города-побратима Браслава, правда, по другую сторону Шенгенской границы, на преодоление которой уходит непростительно много времени. Раньше молодежь из Витебщины нередко уезжала на учебу и работу в Латвию, многие там и остались. Естественно, рубеж разделил по живому многие семьи. С недавних пор на белорусско-латвийской границе, единственном пока участке границы с ЕС, действует малое приграничное движение (упрощенный режим безвизового перемещения для местных жителей), так что проведать ставших заграничными родственников не проблема. Латвийцы покупают у нас дешевые для них солярку, лекарства, молочные продукты.

Латвия по праву гордится чистыми реками и прекрасными лесами (как-никак это сильнолесистая страна – более половины площади покрыто экосистемами многолетних растений). Вокруг Даугавпилса – малолюдный озерный и лесной край, а в населенных пунктах, обладающих своеобразным шармом, множество фантастической красоты костелов и церквей. Можно встретить оригинальные деревянные дома, культовые сооружения из обработанного разноцветного, но с преобладанием серого, булыжника и красного кирпича. Сплошь родные названия деревень (Боровка, Ковальки, Крыжи, Цыбулёвка, Червонка).

Здесь великолепные условия для эко- и агротуризма. В сельских усадьбах можно найти умиротворение и тишину. Отведать разные рыбные блюда, суп из мяса бобра с брюквой, картофельные оладьи со сметаной и брусничным вареньем, местные сыры, особенно тминный и копченый с чесноком, свежеиспеченный (на кленовых листьях) ржаной хлеб, отменную шарлотку и другие вкусности, запивая душистыми травяными чаями или пивом, кому как по вкусу. Шпик (соленое сало) величают «белым золотом Латгалии (Восточной Латвии)».

А потом, когда вы насытитесь, кузнецы и гончары с удовольствием раскроют секреты своего мастерства. Прогулки и любование живописными природными красотами также пойдут на пользу.

В общем, в Даугавпилс обязательно стоит заехать, например, по пути в Ригу – европейскую культурную столицу 2014 г. Чтобы посетить все достопримечательности Даугавпилса, хватит одного полного дня. И поверьте, этот насыщенный день запомнится вам надолго!

https://www.traditionrolex.com/8