https://www.traditionrolex.com/8
Так может потыкать его палкой?

Мне вот просто интересно – хоть кто-нибудь понимает, что сейчас происходит в туризме и с туризмом? Я вот не понимаю. С удовольствием спросила бы у тех, кто не первый год работает в этой славной отрасли, но кажется мне, что никто не ответит. Если позвонить и спросить: «Иван Иванович, да что ж это творится?» – тогда да, реакция будет. А так… Казалось бы, куда как важная тема отмены лицензирования и введения фингарантий, а даже и тут в ответ – ни гу-гу. Казалось бы, какая свобода слова – пиши, что думаешь, под материалами или в форуме… Где нет ответственности, там может быть больше искренности – так не пишут же. То ли за работой все, то ли всем все равно.

Ну да бог с ним с лицензированием – пусть себе покоится с миром. Если отрасли повезет, все будет нормально, если нет – плохо. Думаю, о «хорошо» здесь уже давно никто не мечтает.

Поговорим о каше. Собственно, чтобы стать хорошим колумнистом, свежо и ново следует написать об овсянке. Но это не наш случай – очень уж полезен и питателен традиционный завтрак англичан. Поговорим о каше из топора, которую сейчас пытаются сварить турфирмы – об имидже Беларуси как туристического направления. Что очень приятно – государство декларирует глубокую заинтересованность в этом блюде. Между тем пока не больно-то торопится делиться ни солью, ни крупой, ни маслом.

Собственно, расклад какой? Государству выездной туризм не интересен – да и как может радовать факт утекания валюты за рубеж? Да никак. Вот ее приток – другое дело. И туризм въездной и внутренний для страны большое дело. Легкая барабанная дробь по клавиатуре – и всезнающий Google выдаст не так уж мало цитат чиновников, обещающих белорусскому въездному туризму льготы и преференции. То есть поддержку государства. Но пока можно с сожалением констатировать, что вопросы туризма в Беларуси кто только не решает – от Министерства финансов до Министерства по налогам и сборам – только не собственно отраслевое Министерство спорта и туризма. Оно бы и радо – готовит предложение «О мерах по стимулированию въездного туризма» – но ничего гарантировать не может.  

Между тем, в медиапространстве страны идет обсуждения имиджа Беларуси. Ну, как имиджа – его отсутствия. Уже раз сто перечислили основные «фишки» страны – от нетронутой природы и богатой истории (которую почему-то предпочитают иллюстрировать бутафорией, а не сохраненными зданиями) до картошки и самых красивых девушек в Европе. Казалось бы, чего проще – взять что-то одно и пару лет подолбить этим сознание иностранных туристов. Но белорусы, прекрасно осознавая, что менталитет скандинава отличается от менталитета немца, все никак не могут прийти к единому целому. У страны до сих пор даже внятного слогана нет. Вот недавно даже пресс-секретарь МИД Андрей Савиных парочку предложил: «Беларусь – большая загадка Европы» (подслушано у комиссара по европейской интеграции Штефана Фюле), «Беларусь – загадочная страна, скрытый потенциал», «Беларусь – скрытый образ, огромный потенциал», и даже «Беларусь – медленно просыпающийся зубр». Последний мне даже нравится. Этакая Беларусь с эстонским налетом – малость тормознутая, но не без уникального шарма.

А вот цитата господина Савиных, с которой я категорически не соглашусь: «Например, иностранец прилетает, приземляется в минском аэропорту, и первые белорусы, которых он видит, – это пограничники и таможенники. Важно, чтобы эти люди улыбались приезжим: мрачный пограничник – это очень плохая визитная карточка для страны». Вот я в жизни, честно скажу, не обиделась ни на одну таможенницу, мрачно обыскивающую меня в аэропорту Европы. Такая у нее работа. И если в мой паспорт смотрят без улыбки – слава Богу! Меньше поводов для беспокойства. Не в том задача пограничников и таможенников, претензии к отсутствию улыбки куда справедливее предъявить продавцам, официанткам и другим работникам сферы услуг.

Давайте посмотрим на другие визитные карточки страны:

берлин2008

Это белорусский национальный стенд два года назад на выставке в Берлине. На той самой ITB, где Беларуси с 2008 года больше не видно. Когда грянул кризис, бюджет на продвижение страны сильно резанули, и в 2009 году турфирмам предложили оплатить не только 3 квадратных метра площади, но и оборудование стенда. Это значило, что первоначальный взнос в тысячу евро увеличивался практически вдвое. От таких условий турфирмы отказались. В итоге в 2010 году в Берлин не поехали уже по другой причине – стране выставили штрафные санкции в размере 16 тысяч евро, оплатить которые Минфин отказался. Может быть, в 2011 году мы схитрим и отправим в Берлин, к примеру, стенд областной организации – лишь бы пустили. Может, и пустят.

А вот другая белорусская визитка:

москва2010

Белорусский стенд в Москве вызвал у профессионалов отрасли довольно живое обсуждение. Здесь речь идет уже не о национальном стенде, а об объединенном стенде турфирм. И специалисты пытаются выяснить, что в первую очередь виновато в его скромном виде: жлобство турфирм или жлобство государства. Как по мне, так одного ответа на этот вопрос быть не может, и виноватых бесполезно искать в каком-то одном лагере. Собственно, национальный стенд вы уже видели чуть выше. А объединенный стенд просто недалеко от него ушел. Так кому-то в стране нужен въездной туризм или нет, что-то я не пойму?

Имидж – понятие объективное. Какой-то он у Беларуси есть, и мы все участвуем в его создании. В этом случае справедлива достаточно известная фраза: «У каждого человека три лица: то, что он сам о себе думает; то, что о нем думают другие; и, наконец, то, что есть на самом деле». Как по мне, так у нас до сих пор хромают все три пункта. И мне до ужаса любопытно – неужели государство тратит на внутренний имидж и билборды «Мы белорусы» и «Я люблю Беларусь» такие копейки, что 16 тысяч евро для него недопустимое расточительство? Минималку недавно подняли на 54,7%, а на полиграфию денег нет? Ладно сегодня, а что будет к 2014 году, который для туристической сферы как 2012 год у майя – станет то ли концом света, то ли началом новой эры? Если зубр просыпается настолько медленно, может, потыкать его палкой? Стенды 2008 и 2010 года – найдите 10 отличий. Мы не спим – даже во сне дети развиваются и растут, мы – в заморозке. И из заморозки придется выбираться сообща. Конечно, в первую очередь государство должно повысить температуру, раз так давно это обещает: преференции въездному туризму должны быть. Когда эта сфера станет приносить больше дохода, тогда и туроператоры будут вкладывать в ее развитие больше средств. Пока же крупа уходит в те каши, где изначально есть кусочек мяса.

А вообще, вот честно – на конкурсе «Познай Беларусь» заинтересовало название работы Натальи Мельниковой из Гомельского государственного технического университета им. П.О. Сухого: «Факторы, сдерживающие выход белорусского туризма на зарубежные рынки. Пути их преодоления». Как минимум один человек в республике, похоже, что-то понимает в нынешней ситуации. Надо бы не полениться и узнать, что именно.

https://www.traditionrolex.com/8