<p>Режиссер  Саймон Кертис  представил на суд зрителей свою версию драматических событий, связанных с картиной Густава Климта «Золотая Адель» <span style="font-family: 'Trebuchet MS'; line-height: normal;">—</span> национального достояния Австрии и одновременно семейной ценности Марии Альтман.</p>

 

 

Премьера фильма «Женщина в золотом» состоялась  9 февраля 2015 г. на Международном Берлинском кинофестивале, но в наших кинотеатрах он так и не появился, а  жаль. Этот фильм снят на основе реальной истории Марии Альтман, отсудившей у Австрии картину Густава Климта «Золотая Адель» (1907). 

 

Художник Густав Климт

Адель Блох-Бауэр, изображенная на картине «Золотая Адель», родная тетя Марии Альтман

Фильм «Женщина в золотом» снят достаточно интересно, но реальные события местами исказили, а в общем все идеализировали и приукрасили, что, впрочем, вполне стандартно для кинематографа. В жизни же, как правило, все жестче и циничнее. Не стоит забывать, что на кону были очень большие деньги и австрийская «Джоконда».

У каждого героя фильма своя история, но только для Марии это была действительно глубоко личная драма. Истинная природа человеческих поступков порой весьма неоднозначна, тем более в такой сложной и долгой истории, соединившейся в жизни одного человека. Поэтому образы  Марии, ее адвоката и журналиста не воспринимаются так однозначно, как диктует линия фильма.

В фильме поднята еще одна интересная тема: принимая закон о реституции предметов искусства, власти Австрии действительно ли были искренни, или полагали, что за давностью лет, сложностью бюрократических процедур и высоких судебных издержках, достаточно небольшое количество людей реально смогут вернуть свое имущество. И определенно они не ожидали, что 80-летняя старушка отсудит «Золотую Адель».

Мария Альтман и «Золотая Адель»

Австрия тяжело переживала расставание с «Золотой Адель». Пока шел судебный процесс, картину даже убирали из зала музея, так как поступали угрозы об ее уничтожении. Когда же Мария суд выиграла, последовала громкая кампания по выкупу австрийской «Моны Лизы», и население страны активно участвовало в сборе средств. Необходимые 155 млн $ были почти собраны (за пять картин Густава Климта, перешедших по суду к Альтман), но Мария увеличила сумму почти вдвое, и уже столько собрать не смогли. Для меня так и остался открытым вопрос, почему тогда не выкупили хотя бы одну картину, самую значимую для страны.

В аэропорт «Золотую Адель» везли в бронированной машине, и австрийцы пришли проститься со своей любимицей, заполнив улицы по пути следования кортежа. Картину же купил Рональд Лаудэр за 135 млн $ для своей галереи в Нью-Йорке.

Фильм «Женщина в золотом» способствовал всплеску новой волны интереса к «Золотой Адели», и в Нью-Йорке к Neue Galerie выстроилась длинная очередь желающих увидеть оригинал картины.

Фильм уже переведен на русский язык, и его можно найти в интернете.