<p>Наступило настоящее лето, и перед жителями Беларуси встал вопрос о том, как провести свой отпуск. Учитывая непростую экономическую ситуацию и желание сэкономить на отдыхе, значительная часть белорусов обращает внимание не на зарубежный, а на отечественный туризм, изучает возможности отдыха в родных пенатах. Сегодня этих возможностей достаточно: это и санатории, и базы отдыха, и туристические комплексы, и агроусадьбы. Мы попросили <strong>председателя БОО «Отдых в деревне» Валерию Клицунову</strong> рассказать, чем живет отечественный агротуризм в преддверии активного сезона.</p>

<p>-</p>

 Валерия Анатольевна, сезон в агротуризме  несколько последних лет стартовал в конце мая акцией «День открытых дверей». Но в нынешнем году никто про это мероприятие ничего не слышал, и получилось, что торжественного открытия летнего сезона не было?

 Это произошло по разным причинам. В прошлые годы мероприятие планировалось заранее. В нынешнем году такой работы не было, поэтому в мае все участники агротуризма слегка огорчились, но потом мы получили предложение от ОАО «Белагропромбанк» провести нечто подобное в сентябре. У банка будет юбилей, и как раз к этой дате и можно приурочить мероприятие. Мы подумали и решили, что это интересно, потому что могут получиться своеобразные агротуристические «Дожинки». Эта идея многим владельцам усадеб понравилась.

А если говорить в целом, то «День открытых дверей»  это прекрасная возможность познакомить потенциальных туристов с подготовленным турпродуктом. В прошлом году на эту акцию на усадьбе «Ганка» приезжал замминистра спорта и туризма Михаил Портной, присутствовали хозяева агроусадеб, студенты ФМО, и получилось живое обсуждение проблем отрасли и перспектив.

 Так или иначе, но сезон начался. Чем порадуют отечественные сельские усадьбы, какие новинки они приготовили гостям?

 К сожалению, вынуждена констатировать, что туристов на усадьбах в связи с экономическими проблемами стало гораздо меньше. Тех, кто переживал, что на усадьбах проводится много свадеб, хочу успокоить: на все лето в наших усадьбах запланировано всего несколько подобных торжеств. Но все равно, лето есть лето – люди стали звонить и приезжать на усадьбы гораздо чаще, чем в межсезонье.

Что касается новинок, то, безусловно, они есть. Те, кто «не спят в шапку», а хотят двигаться и развиваться, придумывают какие-то уникальные интересные фишки. Возьмем хотя бы наш любимый Воложинский район. Сейчас там в рамках проекта «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь», финансируемого ЕС и реализуемого ПРООН, внедряется инициатива под названием «Воложинский район – территория креативной экономики». Там и так всегда было много креативных людей, и теперь мы все их начинания как бы упаковываем в красивую обертку, проводим тренинги, совершили выезд в Польшу, где познакомили хозяев агроусадеб с тематическими деревнями и пр. В результате многие участники этого проекта начали проявлять еще больше различных инициатив. Например, в июле на базе фермерского хозяйства «Экофлора» откроется Музей растений. Они будут кооперироваться с усадьбой «Мир пчел», потому что цветы и пчелы – это неразрывное целое, а также с усадьбой «Кони-пони». Получится такой небольшой кластер.

Затем инициативу проявил хозяин усадьбы «Налибокские васильки» Василий Шакун – потомственный лесничий. Когда я про нее услышала, то стала сожалеть, что сама вышла из детского возраста, да и детей, подходящих для новой программы, у меня нет. Учитывая, что Василий Шакун знает пущу, как свои пять пальцев, он организует лагерь для подростков «Налибокские партизаны». Сначала дети будут знакомиться с лошадьми, научатся на них ездить и ухаживать за ними, а затем отправятся верхом в пущу и, как заправские партизаны, станут жить в чаще, готовить себе еду.

На усадьбе «Ганка», как обычно, будет множество развлекательных и музыкальных программ, вечера романсов и пр. Кроме того, там продолжаются «веревочные курсы», на которые приезжают организации и коллективы. Как и в прошлом году, на эту усадьбу приезжают туристы из Юго-Восточной Азии и Австралии, которые в полном восторге от приема и предлагаемого отдыха. А в августе на эту усадьбу высадится весьма значительный десант японских туристов, это будет целая долгосрочная программа.

Конечно, в Воложинском районе созданы все условия, чтобы туристы, приезжающие на усадьбы, могли активно проводить время. Это и сплавы на байдарках, это и веломаршруты. Для велосипедистов на усадьбах создана специальная инфраструктура. Например, на усадьбе «За мосточком» построено шале и оборудовано место для кострища. Веломаршруты на Воложинщине вообще очень интенсивно развиваются, и это понятно, потому что велотуризм – прекрасный экономичный вариант времяпрепровождения. Мне даже кажется, что всяких веломарафонов для Налибокской пущи многовато: только что марафон «Налибоки» собрал более полутора тысяч человек, а скоро будет проведен еще один.

Но не Воложинщиной единой, как говорится. Есть еще одна дестинация, которую с полной уверенностью можно назвать креативной – это «Мухавецька кумора», где главным инициатором и вдохновителем является хозяйка усадьбы «На Заречной улице» Алла Поликарпук. Там открывается много новых усадеб, и все они вливаются в этот кластер, дополняя друг друга. На этой усадьбе построен и спущен на воду драккар, на котором уже проплыли по Мухавцу первые группы туристов. Дочь Аллы Марина проводит экскурсию с микрофоном, а у туристов (их 12 человек) – наушники. Кроме того, в качестве гребцов выступают мужественные «викинги» из клубов «Перуново кола» и «Железный желудь».

Что меня еще вдохновило: на базе усадьбы прошли курсы повышения квалификации работников культуры из районов Брестской области по изучению кулинарного наследия. Каждая представительница должна была приготовить то блюдо, которое популярно именно в ее районе. Курсы проходили в течение пяти дней, и за это время были проведены и мастер-классы, организовано посещение усадеб, и катание на драккаре, в общем, получилось исключительно насыщенное и интересное мероприятие.

 Если мы вспомнили о такой составляющей агротуризма, как кулинария, то давайте сразу поговорим о созданной кулинарной карте и о сайте, а также о книге рецептов, которая готовится к изданию. Будет ли от этого всего практическая польза для туристов? Смогут ли они воспользоваться, скажем, сайтом, чтобы узнать, что и где они смогут попробовать?

 Если говорить о сайте www. gastinia.by, то сейчас он находится в стадии разработки. Но когда заработает, я уверена, что будет служить хорошим подспорьем для гостей Беларуси. Мне кажется, что все, что мы сейчас делаем в этом направлении, – это, во-первых, формирование гастрономического патриотизма, во-вторых, это реклама усадеб, и,  в-третьих – возможность для гостей выбрать правильные кулинарные направления, обеспечить мотивацию. Когда студенты ФМО делали опрос насчет национальных блюд, то большинство опрашиваемых назвали драники, некоторые – мачанку. На этом фантазия заканчивалась. Конечно, образ нашей страны, как ДраникЛэнда хочется разрушить. И процесс этот идет. За проекты по восстановлению и изучению своей кухни взялись сегодня даже некоторые школы, например, в Чаусском и Сморгонском районах. Они проводят собственные экспедиции и даже составляют кулинарные карты. Нам хотелось бы думать, что именно мы, образно выражаясь, бросили камень, и теперь от него пошли круги. Карту мы опубликовали и ее раздаем. Там есть некоторое количество ошибок, мы это признаем и сейчас эти ошибки исправляем. К нам обратились магазины, и вполне возможно, что скоро карта появится в продаже. Что касается книги, то сейчас идет последняя вычитка и редактуры, и в ближайшее время книга рецептов, предоставленных хозяевами агроусадеб, увидит свет.

 Статистика утверждает, что большая часть туристов, отдыхающих на агроусадьбах – 85%,  это жители Беларуси. Что делается сегодня для продвижения этого направления за рубежом, учитывая, что сельский туризм Беларуси россияне, по версии National Geographic, поставили в прошлом году на второе место после агротуризма в Италии?

 Да, это был невероятный подарок для отрасли перед Новым годом. Тогда много говорили о повышении ставок налогов для агротуризма, а затем, наверное, подумали, что вот она, курица, которая несет золотые яйца, буквально наше все – и не повысили. Агротуризм оставили в покое, и все мы были довольны. Теперь о туристах. Да, мы, конечно, хотим туристов хороших и разных. Невозможно постоянно ориентироваться, скажем, на россиян, которые сегодня тоже стали меньше ездить на усадьбы, испытывая экономические трудности.

Нужно иметь разные сегменты. Поэтому многие усадьбы сейчас смотрят на туристов из Польши, как на потенциальных заказчиков. В прошлом году белорусская делегация прекрасно выступила на агротуристической выставке в польском городе Кельце. Мы очень хотели бы продолжить эти контакты, тем более что отношения между нашими странами существенно улучшились. Но в нынешнем году мы туда не поехали, мероприятие не попало в выставочный календарь. В итоге нам в недоумении позвонили из нашего посольства в Польше с вопросом: «Почему белорусская делегация отсутствует на этом крупнейшем форуме?!» А ведь польская сторона предлагала нам не просто участие, а статус основного партнера! Вот где наш агротуризм смог бы показать себя во всей красе! В результате генеральным партнером стала Италия, которая прекрасно там себя продвинула. Поезд ушел, но на следующий год хочется все-таки стать генеральным партнером выставки в Кельце, чтобы заявить о себе во весь голос. Это к вопросу о туристах. В последнее время мне приходится бывать на крупных международных конференциях, где я рассказываю не только собственно об агротуризме, но и о нашем культурно-историческом наследии.

 И как реагируют участники мероприятий на эту информацию?

 Здесь две новости: хорошая и плохая. Плохая: мало кто был в Беларуси. Хорошая: да, хотели бы приехать и посмотреть на эту загадочную страну. Недавно состоялся большой международный конгресс в Бельгии, посвященный интерпретации природного и культурного наследия. Там было много представителей нацпарков, музеев, усадеб и пр. Мы там представляли свою совместную с Березинским заповедником инициативу под названием «Музей мифологии». Участники очень заинтересовались. Им понравилось наше предложение провести конгресс 2018 года на территории Березинского заповедника. Условия для этого у заповедника есть. Буквально на днях мы апробируем условия, которые мжет предоставить Березинский заповедник для гостей во время пятидневного тренинга с участием крупных международных экспертов. Кроме заседаний, мы можем организовать и посещение маршрута «Край желтых кувшинок и седых валунов», обряд «Купалье» и пр. Так что гипотетический интерес у иностранцев есть. Не могу сказать, чтобы виза в нашу страну считалась у них главным препятствием. Если я хочу поехать в Колумбию, я заплачу и 150 долларов за визу! Просто нужно создать качественный турпродукт, что-то уникальное, чего в других странах нет. Конкуренция на этом рынке огромная, и, конечно, продвинуть Беларусь совсем непросто. У нас определенные преимущества: это природа, и душевность людей, и сохранившаяся аутентичная деревня. И эти преимущества нужно использовать, о чем говорил и бывший глава ЮНВТО Франческо Франжиалли.

 Большинство жителей Беларуси, которые хоть раз отдыхали на агроусадьбах, позитивно относятся к этому направлению туризма. Но есть и такие, которые заявляют: «Эти усадьбы, они там жируют, их нужно прижать, они деньги лопатой гребут, пусть делятся с государством, государство бедное», и прочая и прочая.

 Начнем с того, что государство ничего агротуризму не дало. Это единственная отрасль, которая не получила от государства ни копейки. Это личные средства граждан. Они вообще могли бы свои средства увезти из страны и положить в западные банки! Нет, они поехали в деревню, в которую никто никогда не верил!  Хорошо, если агротуризм критикуют просто люди – в интернете, в соцсетях. Но если, скажем, представители Минторговли всерьез заявляют, что рестораны разоряются, потому что все идут питаться на агроусадьбы, это абсурд! Или этот призыв поставить на усадьбпх кассовые аппараты?! И это говорит о квалификации чиновников, и о том, что существует миф о сверхприбылях агроусадеб, принимающих сотни тысяч туристов. Но на самом деле все гораздо скромнее!

Мне трудно успокоить недоброжелателей и тех, кто охотно бросает камень в огород сельского туризма. Хочется сказать только одно: продайте в городе свою квартиру, переезжайте в деревню, сделайте там усадьбу и попробуйте заманить туда туристов. Тогда вы узнаете, сколько нужно потратить на это средств, а главное – труда. И еще. Почему все так уверены, что во время, когда общее число туристов падает, в агроусадьбах оно растет?  Кто это подсчитал? Подумайте, как эти усадьбы содержать в течение года, ведь их нужно топить, чистить канализацию, воду фильтровать и т.д. Льготные кредиты, конечно, помогают, но  это заемный капитал. А чьи основные деньги? Почему бытует распространенное мнение, что агротуризм не приносит финансовой пользы государству? Да, налоги минимальные, но есть и другие аспекты. К примеру, рабочие места. В стране 2300 усадеб, и на них в среднем работает по два человека. Вот уже около 5 тысяч рабочих мест создано. А создание рабочего места в сельском хозяйстве – это от 20 до 100 тысяч евро. Государство потратило хоть копейку на создание этих рабочих мест? Нет.

Дальше. В деревню благодаря агротуризму стала возвращаться молодежь, которая помогает родителям, работает, изобретает что-то новое. А сколько всего приобрели агроусадьбы: это лес, из которого построены дома, это посуда, мебель, оборудование и пр. – и все это белорусского производства. Я уж не говорю о созданном турпродукте, о межкультурных связях, о воссоздании этнографических праздников и обрядов, ремесел… Даже на саму деревню стали смотреть по-другому, нежнее, что ли. Так что это колоссальный социальный проект.

Что касается налогов. Да, владельцы усадеб готовы платить, готовы к увеличению налоговых ставок. Честно говоря, я не понимаю логики, когда я получаю распоряжение «предложить изменения в Указ № 372 в течение четырех дней». Почему в течение четырех?  Почему такая срочность? Президент пообещал не трогать направление до 2021 года! Теперь люди чувствуют себя обманутыми. Процесс внесения изменений в указ должен быть не поспешным, а выверенным и коллегиальным. Потому что одно движение – и прекрасный проект рухнет. И боюсь, что те, кто сегодня бросает в него камни, об этом впоследствии пожалеют.

 На днях прозвучало заявление, что готовится документ по ужесточению санитарных норм, в том числе и на агроусадьбах…

 Это сообщение вызвало шок. Владельцы агроусадеб смотрели телевизор и услышали такую информацию. Стали звонить мне, я стала искать этот документ. Оказалось, он появится в печати только через 10 дней. Однако стало известно, что при нарушении этих норм предприятие (список будет прилагаться, но сельские усадьбы там есть) можно закрыть на 90 дней! И это нормальное управление экономикой? Вот так, в начале сезона «бомбануть» такой документ? Никто ничего хорошего от этого документа не ждет. Если эти нормы ужесточат (что уже однажды было, и мы боролись и победили),  вот тогда действительно все усадьбы закроются,  и наступит крах. Почему одним росчерком пера можно уничтожить то, что строилось и создавалось в течение 14 лет? Неужели непонятно, что в деревне нельзя применять ни одни нормы, которые действуют в городе? Это не кафе и не рестораны. Были ли какие-то основания для принятия такого документа? Кто-то отравился и пожаловался? Нет и нет! Поэтому сейчас у людей волнения и паника. Вот так начинается сезон. Никто не посоветовался с нашей организацией, с владельцами агроусадеб! Хотят уничтожить сельский туризм? Ну и уничтожат – а дальше что? Как в революцию: «До основанья – а затем…»

 Судя по сообщениям от владельцев усадеб, есть и еще одни «приятный» сюрприз: они должны зарегистрировать иностранных гостей в течение трех с половиной часов после их прибытия. А если гостей 40? А если усадьба находится в удалении от миграционных служб? А если у хозяев нет компьютера и интернета, чтобы отправить электронное сообщение?

 Когда этот вопрос обсуждался, причем предложил такую схему Департамент по гражданству и миграции, я была категорически против. Но – один в поле не воин. Значит, будет еще один прецедент, и еще одно препятствие на пути развития сельского туризма.

 И на такой пессимистической ноте…

 Нет, я как оптимистка все-таки верю в здравый смысл нашего правительства. Верю в агротуризм, в это прекрасное направление. Верю в то, что кризис пройдет, и у нас будет много туристов. Верю в энтузиазм хозяев усадеб, которые вкладывают душу в свое дело. В общем, поживем – увидим!

 Удачи!

Беседовала Надежда СУСЛОВА