Виктор Мартинович: «У меня плохая новость для всех тех, кто вложился в гостиницы в Беларуси, надеясь, что чемпионат мира откроет нашу страну массовому западному туристу»

11.06.2014 - Новости

Виктор Мартинович: «У меня плохая новость для всех тех, кто вложился в гостиницы в Беларуси, надеясь, что чемпионат мира откроет нашу страну массовому западному туристу»

Средний срок окупаемости отеля в Западной Европе – 12 лет, рассказывает Belgazeta.by. У нас за ближайшие 12 лет страна поменяется не больше, чем она поменялась за предыдущие (ибо вновь – с чего бы?). Сколько туристов было на улицах Минска в 2002 г.? Примерно столько же, сколько их теперь, в 2014-м! А потому поздравляем с успешной инвестицией, дорогие товарищи!

Просчет оказался даже не в том, что болельщики и туристы  абсолютно разные, мало в чем пересекающиеся категории. Глобальная проблема Беларуси  в том, что тот туризм, на который она рассчитывает в своих госпрограммах, постепенно перестает существовать как категория.

Каковы наши ожидания от туриста?

Он приезжает в Беларусь, платит 150 евро за долгосрочную многократную визу, заселяется в отель, ночь в котором стоит 400 евро, ужинает в местах, где порция драников может потянуть на Br500 тыс. За две недели отдыха, посещения посредственных с точки зрения сохранности и качества реставрации памятников он оставляет в стране $5–7 тыс. Значительная доля этих средств уйдет на налоги, помогающие содержать в высокой боеготовности тех, кто видит в этом туристе (и в любом вообще иностранце, приезжающем в Беларусь) западного агента и шпиона.

Соответственно, вопрос: зачем это нужно респектабельному престарелому немцу или французу, гипотетически обладающему таким бюджетом? Деньги можно приятно и респектабельно потратить на Cote d'Azur и потом с достоинством отвечать на вопрос «Где был?» – «На французской Ривьере». Тому, кто попытается с не меньшим достоинством рассказать о том, как потратил $5–7 тыс. за две недели в Беларуси, придется долго и унизительно объяснять членам своего яхт-клуба, что такое Беларусь.

Но даже не в этом проблема. Проблема в том, что этот вид отдыха – пакетный туризм, отель «пять звезд», спа-процедуры, роскошная высокая кухня и т.д. – глобально отходит. Последней категорией господ, на него согласной, являются как раз-таки престарелые немцы или французы. У них, этих выряженных в Brioni старичков и старушек от Dior, престиж определяет все, а Беларусь – не престижна.

Но рядом с ними вот прямо сейчас рождается все растущая армия мобильных бродяг, которые нервно вздрагивают, когда их пытаются окрестить «туристами». Они называют себя не туристами, а «путешественниками». Они определяют различие так: турист ездит отдыхать, они ездят искать приключения.

За этими «бомжами», экономящими на каждой копейке, – будущее индустрии. Уже сегодня крупные турагентства на Западе начинают пробуксовывать и останавливаться, сталкиваясь с новыми практиками отдыха. Любой человек, обладающий базовым знанием английского и путеводителем Lonely Planet в кармане, оказывается сам себе превосходным гидом. Через 20 лет именно такие будут составлять львиную долю ездящих. Остальные ленивцы будут отдыхать у себя в стране.

Так вот, потенциально Беларусь – идеальное направление для таких «гостей из будущего». Во-первых, она туристически не освоена, а «путешественники» охотятся за странами, реклама которых не идет по ВВС. Для «путешественников» важно то ощущение, которое испытывал Колумб, думая, что высаживается на берегах Индии. Во-вторых, Беларусь не глобализирована, а это  настоящий подарок ищущим экзотики. В-третьих, Беларусь относительно дешева, но предпочитает не показывать это иностранцам, которых продолжает держать за придурков, эдакую смесь денежных мешков с иностранными шпионами.

Что нужно сделать, чтобы к нам повалил поток бродяг, который сейчас колесит по Грузии, Камбодже, Мексике или Чили? Да почти ничего! Не нужно снимать дорогих промо-роликов про наше государство – они лишь отпугнут. Не нужно вкладываться в дорогие отели, параллельно разрушая исторический центр, чтобы «освободить под них площадки».

Нужно всего-то: отменить плату за визы или сделать ее символической. Много мы зарабатываем на визах? А представьте, сколько заработаем, если визовый барьер падет и сюда хлынут путешественники? Второе: нужно позволить тем людям, кто мечтает открыть тут хостел или сдавать апартаменты, делать это беспрепятственно.

Отдать 400 евро за ночь в таком городе, как Минск, может разве что человек психически неустойчивый. Ну или русский олигарх, приехавший поиграть в казино (иногда первая и вторая категории совпадают). «Вписаться» в белорусской столице должно быть реально за $20. Причем хостелов должно быть много, желательно  в центре, оптимально – на одной улице.

Дальше нужно будет лишь подождать: сначала приедут самые отчаянные бродяги. Они напишут у себя на форумах, что есть такая страна, где никто пока не был. И что в этой стране приятные люди, пусть с ними и очень сложно объясняться. За ними приедут более респектабельные путешественники. И таких будут миллионы.

Беларусь станет модной – как модной сейчас являются Мьянма, Лаос или Непал. Государство начнет реально зарабатывать на туризме, а не только тратиться на «создание инфраструктуры», которая все никак не заработает.

Вы спросите, откуда я это знаю? Да просто я сам – один из них. Из тех «бомжей», что колесят по свету в поисках интересных историй, приятных людей и неосвоенных локаций, с долларом в кармане и пиратским путеводителем Lonely Planet в рюкзаке.

И могу вас заверить: страны открывает не хоккей. Страны открывает то, когда их жители перестают считать приезжих лохами и денежными мешками. Будем пробовать?

Рубрики: Комментарии

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах