https://www.traditionrolex.com/8
<p>08–31 января (по средам и пятницам) Музей истории белорусского кино (ул. Свердлова, 4; тел. 327-10-75; (029) 627-10-75) демонстрирует персональную ретроспективу «ВЕЛИКИЙ БОГИ, или ЛУЧШИЙ ИЗ ЛУЧШИХ» (в связи со 115-летием со дня рождения знаменитого американского киноактера Хамфри БОГАРТА), в программу которой включены 8 фильмов с его участием. </p>

15 января (среда) в 15.00 и 18.30

КАСАБЛАНКА (Casablanca). США, 1942, ч/б, 102 мин.

Реж. Майкл Кертиц. Комп. Макс Стайнер. В ролях: Хэмфри Богарт, Ингрид Бергман, Пол Хейнрейд, Клод Рейнс, Конрад Фейдт, Питер Лорре, Дули Уилсон, Сидней Гринстрит, Леонид Кинский.

Одно из самых значительных творений Голливуда за всю его историю по пьесе Мюррея Бернетта и Джоан Эллисон «Все приходят к Рику» о драматических событиях в марокканском городке в годы Второй мировой войны. Первая по-настоящему романтическая роль Х. Богарта стала его триумфом, вершиной карьеры: в списке звезд студии Warner Bros он стремительно переместился на первое место, превратившись в самого высокооплачиваемого актера в мире! И И. Бергман эта картина выдвинула в ряд кинозвезд первой величины. Благодаря тонкой игре великолепного актерского дуэта, точно переданной атмосфере военного времени и создающей особое ностальгическое настроение музыке банальная душещипательная история превратилась в красивую драму о подлинном человеческом благородстве, самопожертвовании, любви и верности. «Фильм, который заставляет холодеть спину и трепетать сердце… Смесь сентиментальности, юмора и пафоса с классической мелодрамой и великолепно закрученной интригой дает в результате в высшей степени развлекательный и даже волнующий фильм»,– отмечалось в рецензии газеты «Нью-Йорк таймс». Любопытно, что И. Бергман была выше своего партнера, поэтому в некоторых сценах Х. Богарт носил ботинки с каблуком высотой 76 мм. «Оскары» за лучший фильм, сценарий и режиссуру; первое место в списке 10 лучших фильмов года по версии газеты «Фильм дейли» (1943); первое место в списке «100 самых страстных американских фильмов за 100 лет» по версии Американского института киноискусства (2002); сценарий фильма признан Американской гильдией сценаристов лучшим в истории кинематографа (2006).

17 января (пятница) в 15.00 и 18.30

ИМЕТЬ И НЕ ИМЕТЬ (To Have and Have Not). США, 1944, 100 мин.

Реж. Говард Хоукс. В ролях: Хамфри Богарт, Лорин Бэколл,Уолтер Бреннан, Марсель Далио, Оги Кармайкл, Уолтер Молнар, Долорес Моран.

Драма любви на фоне эпизода Второй мировой войны на карибской Мартинике, снятая на волне успеха сходной по тематике и стилистике «Касабланки». Весьма вольная адаптация романа Эрнеста Хемингуэя (1939), от которого здесь осталась лишь пятая часть. Типичная для Богарта лента, в которой он развивает образ беспринципно-циничнго авантюриста, в решающий момент встающего на сторону правого дела, в конце концов раскрывающего свое благородство. Один из самых эффектных в истории кинематографа кинодебютов 19-летней Л. Бэколл, будущей (четвертой по счету) супруги Х. Богарта. В ходе съемок ее роль была значительно расширена, чтобы использовать личные отношения актеров в интересах фильма. В результате именно их роман, как отмечала критика, «наполнил фильм особенной атмосферой, превратил его в документальную хронику их любви». Любопытно, что звучащие с экрана песни Бэколл исполняет сама (под аккомпанемент популярного в свое время композитора Х. Кармайкла), хотя необычно низкий тембр голоса актрисы породил слухи о том, что ее вокальные партии исполнил мужчина…

22 января (среда) в 15.00 и 18.30

ГЛУБОКИЙ СОН (The Big Sleep). США, 1946, 114 мин.

Реж. Говард Хоукс. В ролях: Хамфри Богарт, Лорин Бэколл, Джон Риджли, Марта Викерс, Дороти Мэлоун.

Уголовная драма из жизни частного детектива по роману Рэймонда Чандлера (1939) с одним из самых запутанных для данного жанра сюжетов и крайне динамичным развитием действия. Среди классических «черных» гангстерских фильмов 40-х гг. этот выделяют великолепные диалоги (зачастую с каламбурами и двойным дном), прекрасная операторская работа и музыка. Главное в картине – не фабула (логически выстроенной истории преступления тут нет), а созданные авторами мучительное напряжение, атмосфера страха, неуверенности и неопределенности. Перед зрителем предстает изнанка большого города, напоминающего джунгли, сквозь которые, словно хищник, пробирается главный герой… Одна из легендарных лент американского кинематографа, упрочившая славу Х. Богарта. Лента включена в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США (1997), а ее главный персонаж (Филип Марлоу) занимает 32-е место среди 100 лучших киногероев и злодеев по версии Американского института киноискусства.

24 января (пятница) в 15.00 и 18.30

СОКРОВИЩА СЬЕРРА-МАДРЕ (The Treasure of the Sierra Madre). США, 1948, 126 мин. Реж. Джон Хьюстон. Комп. Макс Стайнер. В ролях: Хамфри Богарт, Уолтер Хьюстон, Тим Хольт, Брюс Беннетт, Бартон Маклейн, Энн Шеридан.

Имевшая большой кассовый успех приключенческая драма по роману Бруно Травена о судьбе группы золотоискателей в мексиканской глуши середины 20-х гг. прошлого века. Поучительная история в традиции библейских притч и «Кентерберийских рассказов», в сюжете которой растворена непреходящая мораль, основанная на противопоставлении так называемой цивилизации с ее культом денег и насилия простому и естественному миру природы и людей, живущих в гармонии с ней. Фильм-метафора безоглядной погони людей XX века за материальным благополучием, тщетность которой наглядно символизирует выразительный финал. Фактура снятой на натуре ленты передает пыльную сухость мексиканского ландшафта так, что редкий зритель не ощутит скрип песка на зубах. А игра актеров, лишенных комфорта студии, в обстановке взвинченных нервов, как нельзя лучше соответствовала теме фильма. Чтобы подчеркнуть локальный колорит, постановщик оставил диалоги местных жителей на испанском без субтитров. Одна из самых запоминающихся работ Х. Богарта. Хотя для ставшего известным благодаря ролям благородных и рыцарственных персонажей актера роль откровенного негодяя означала радикальную смену типажа. Любопытно, что ему тут пришлось носить парик: на съемках предыдущего фильма из-за алкоголизма и нехватки витамина В «великий Боги» стремительно облысел. «Оскары» за лучшего актера второго плана (У. Хьюстону), лучшую режиссуру и адаптированный сценарий (Дж. Хьюстону); «Золотые глобусы» за лучший фильм, режиссуру и актера второго плана (1949); премии Национального совета кинокритиков США за лучшего актера второго плана и лучший сценарий; приз Венецианского МКФ за лучшую музыку (М. Стайнеру) (1948); внесен в Национальный реестр наиболее значимых фильмов в истории США (1990).

29 января (среда) в 15.00 и 18.30

В УКРОМНОМ МЕСТЕ (In a Lonely Place). США, 1950, 94 мин.

Реж. Николас Рэй. В ролях: Хамфри Богарт, Глория Грэм, Фрэнк Лавджой, Карл Бентон Рейд, Марта Стюарт, Джефф Доннелл.

Уникальная драма обреченной любви, один из наиболее ярких фильмов о нравах Голливуда по роману Дороти Б. Хьюз о судьбе некоего темпераментного сценариста, неожиданно оказавшегося (как главный подозреваемый) в эпицентре расследования убийства. Своим взрывным характером и мрачным чувством юмора герой Х. Богарта изрядно усложняет свою судьбу… Постановщик истолковал центральный образ как alter ego. В его трактовке преступление и детективная составляющая романа отошли на второй план, а главный герой превратился из убийцы в нервозно-импульсивного человека, который не может побороть свои саморазрушительные порывы. После многих лет в образе романтических крепких парней Х. Богарт гораздо глубже проникает здесь во внутренний мир персонажа. Именно внутренний разлад в герое, а не традиционные для «черного фильма» фабульные элементы вызывают интерес к нему. Критики называли эту ленты самой богатой нюансами и располагающей к рефлексии из ей подобных. Зловещий сюжет фильма в конце концов открывает свой мрачный подтекст: главное не то, что сценарист оказался невиновным, а то, что вполне мог стать им. Фильм внесен в Национальный реестр фильмов Конгресса США (1990).

31 января (пятница) в 15.00 и 18.30

АФРИКАНСКАЯ КОРОЛЕВА (The African Queen). США, 1951, 105 мин.

Реж. Джон Хьюстон. В ролях: Хамфри Богарт, Кэтрин Хепбёрн, Роберт Морти, Питер Булл, Уолтер Готелл.

Один из самых впечатляющих и увлекательных приключенческих фильмов Голливуда с необычной, пронизанной светлым юмором историей любви в центре сюжета. Снятая по роману Сесила Скотта Форестера (1935) лента черпает сюжетное напряжение не столько во внешних обстоятельствах – опасностях Первой мировой войны и африканских джунглей, сколько в «комедии характеров» (столкновении двух ярких самобытных индивидуальностей) – чопорной английской миссионерки и бесшабашного, склонного к выпивке шкипера. Центральные персонажи (особенно мужской) воплощают характерную для постановщика тему самоутверждения личности через преодоление испытаний и трудностей, тему борьбы с собственной природой. Натурные съемки в Бельгийском Конго в эпоху, когда в Голливуде это было нетипично, позволили сделать фильм максимально правдоподобным и аутентичным (хотя далось это дорогой ценой: съемочная группа до предела была истощена-измотана свирепой жарой, плохой едой и водой, болезнями, вторжением муравьев, нападением бегемотов, долгой изоляцией и, наконец, пожаром в плавучей гостинице). Зрительскому успеху ленты, безусловно, поспособствовала и ее оптимистическая концовка. По мнению журнала «Тайм», «это не великий фильм, но прекрасное развлечение». Любопытно, что сам Богарт (в отличие от критиков) считал роль в этом первом его цветном фильме лучшей в своей карьере. «Оскар» за лучшую мужскую роль Х. Богарту (1952), который почти через 50 лет Американским институтом киноискусства был включен в список «100 величайших звезд за 100 лет» под № 1 (1999).

https://www.traditionrolex.com/8